
Терехов В.Ф.,
ведущий научный сотрудник отдела Исследований современной Азии,
кандидат технических наук
Как известно, 13 января 2011 г. состоялась отставка японского правительства, инициированная премьер-министром Н. Каном. Она была вполне ожидаема, поскольку вырисовывалась реальная перспектива блокады оппозицией во главе с Либерально-Демократической партией (ЛДП) работы очередной полугодичной сессии парламента страны и, следовательно, невозможности принятия актов, которые придавали бы силу закона правительственным мероприятиям. К последним относится прежде всего проект бюджета страны на очередной финансовый год, который начинается в Японии с 1 апреля.
Причина сложившейся к концу прошлого года патовой для правительства Демократической Партии Японии (ДПЯ) ситуации обусловлена потерей контроля над верхней палатой парламента, что явилось следствием поражения ДПЯ на очередных промежуточных выборах, прошедших в июле 2010 г. В итоге, при проведении через «скрученный» (twisted) парламент правительственных инициатив пришлось учитывать в той или иной мере мнение оппозиции. В результате к концу года из 20 представленных правительством законопроектов было принято только 11. Ситуация усугублялась наличием скрытой оппозиции в рядах самой ДПЯ во главе с политическим «тяжеловесом» И. Одзавой, оказавшемся к тому же в центре «финансового» скандала.
И без того нелёгкое положение правительства Н. Кана резко ухудшилось после столкновения двух катеров японской береговой охраны с китайским рыболовным траулером, случившегося 7 сентября 2010 г вблизи островов Сэнкаку (Дяоюйдао), принадлежность которых Японии оспаривается Китаем. Судьба арестованного капитана китайского судна, ожидавшего суда по японским законам, видимо, была решена спустя две недели в Вашингтоне в ходе переговоров министра иностранных дел С. Маэхары и госсекретаря Х. Клинтон.
Американская позиция по отношению к данному инциденту сводилась к двум пунктам. Х. Клинтон подтвердила обязательства США по защите японской территории, включая указанные острова, «от внешней агрессии». В то же время ею было высказано пожелание к «скорейшему разрешению» инцидента. В целом эта позиция вполне вписывается в политику США на китайском направлении, включающую в себя призывы к встраиванию КНР в мировые отношения в качестве их «ответственного участника» (responsible stakeholder) и военно-политические мероприятия в рамках «стратегии страхования рисков» (hedging strategy). В Японии же американский «намёк», содержащийся во втором пункте, был понят и уже 24 сентября китайский капитан оказался на свободе.
Подобное разрешение указанного инцидента следует отнести к несомненным успехам японской дипломатии. Недаром «антикитайский ястреб» С. Маэхара всячески благодарил Х. Клинтон за недвусмысленно заявленное обязательство США оборонять ту часть территории своего ключевого союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая оспаривается Китаем. Проведенная в конце прошлого года серия американо-японских военно-морских манёвров была призвана подтвердить серьёзность намерений обеих сторон, в том числе в отношении островов Сэнкаку.
Однако у японской «общественности» своё понимание вопроса о том, что выгодно государству. Отказ от суда над китайским капитаном и его отправка на родину были расценены, как «национальное унижение», а непосредственным следствием подобных оценок стало стремительное падение популярности правительства Н. Кана. К январю 2011 г. она опустилась до угрожающей отметки в 20 %, при которой в мае 2010 г. подал в отставку предшественник нынешнего премьер-министра Ю. Хатояма.
Этими настроениями немедленно воспользовалась оппозиция, указавшая на непосредственных «виновников унижения», к которым были отнесены генеральный секретарь кабинета министров (теперь уже бывший), являющийся ближайшим соратником премьер-министра, Ё. Сэнгоку, а также министр государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма (также теперь бывший) С. Мабути. Именно на них была возложена ответственность за принятие решения об освобождении китайского капитана и без их отставки оппозиционные партии грозили саботажем работы парламента.
Оказавшись перед нелёгким выбором, Н. Кан пошёл навстречу требованиям оппозиции. В представленном 14 января 2011 г. составе кабинета оказался новый министр экономической и фискальной политики К. Ёсано, в прошлом видный деятель ныне оппозиционной ЛДП, занимавший министерский пост в последнем правительстве от этой партии. Эксперты, комментирующие состав нового японского правительства, полагают, что как введением в него новых лиц, так и перестановками внутри кабинета Н. Кан занимается не только тактическим маневрированием в силу его вынужденной игры с ЛДП, но и формулирует важный «месседж», направленный как внутрь, так и вне страны.
Во внутриполитической части этого «послания» принятие в состав правительства недавнего представителя ЛДП демонстрирует готовность руководства ДПЯ к диалогу с ведущей оппозиционной партией в ходе решения как текущих вопросов, связанных с принятием бюджета на 2011 фин. г., так и давно назревших. К последним прежде всего относится (электорально непривлекательный) вопрос о повышении налогов на потребительские товары. ДПЯ выгодно разделить ответственность в глазах избирателей за его решение с партией-конкурентом.
Тенденция к выстраиванию диалога скорее с ЛДП, чем с политическими оппонентами в собственной партии, обозначилась практически сразу после назначения Н. Кана в июне 2010 г. на пост премьер-министра. Таким образом, назначение 14 января 2011 г. К. Ёсано на один из ответственных постов в новом кабинете министров можно рассматривать как зримое проявление указанной тенденции.
Важный аспект «послания» Н. Кана связан с заменой на посту министра экономики, торговли и промышленности А. Охаты (занявшего освободившееся место министра транспорта) Б. Кайедой (ушедшего с поста министра экономики). Речь идёт о перспективах присоединения Японии к «Транс-Тихоокеанскому партнёрству» (Trans-Pacific Partnership-TPP), учреждённому в 2006 г. Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром с целью постепенной отмены пошлин во взаимной торговле. В настоящее время США, Вьетнам, Перу и Малайзия ведут переговоры об условиях присоединения к TPP. На последнем саммите АТЭС, прошедшем в Иокогаме в ноябре 2010г., президент США Б. Обама призвал к завершению этих переговоров до очередного саммита АТЭС, который пройдёт на Гавайях в ноябре 2011 г.
До настоящего времени в Японии не сложилось единого мнения относительно необходимости участия даже в переговорном процессе на предмет присоединения к TPP. «Цена вопроса» может оказаться достаточно высокой, поскольку многие японские фермеры опасаются перспективы разорения в случае открытия рынка для дешёвой сельхозпродукции из азиатских стран-членов TPP. Если А. Охата, является «TPP-пессимистом», то Б. Кайеду относят к «TPP-оптимистам». Назначив последнего во главе министерства, которое должно отвечать за решение этого вопроса, Н. Кан выразил своё предпочтение варианту ответа на него. Во всяком случае, новое правительство собирается определиться с этим вопросом в июне 2011 г.
Не менее «важное внешнеполитическое послание» содержится и в факте сохранения за Т. Китадзавой и С. Маэхарой постов министров обороны и иностранных дел, а также в отставке Ё. Сэнгоку. Первые являются сторонниками укрепления американо-японского военно-политического союза, как «краеугольного камня» внешнеполитического курса страны, а также развития разнообразных (включая военные) связей с Южной Кореей, Австралией, Индией , рассматривая Китай в качестве главного источника угроз безопасности Японии.
Однако оба они не были свободны в своей деятельности, поскольку находились под контролем бывшего генсека кабинета министров Ё. Сэнгоку, подозреваемого в «прокитайских» настроениях (что и вменялось ему в вину после принятия решения об освобождении капитана китайского рыболовного траулера). Внешнеполитические же предпочтения нового генсека Ю. Эдано, видимо, уже не будут иметь особого значения, поскольку у него изымаются функции контроля над деятельностью министров иностранных дел и обороны.
В результате реорганизации, от нового кабинета министров можно ожидать дальнейшего развития курса на всестороннее укрепление связей с США, с другими потенциальными союзниками в регионе и более жёсткой позиции в выстраивании отношений с КНР. В жертву этому курсу ещё правительством Ю. Хатоямы были принесены обещания ДПЯ (делавшиеся в ходе предвыборной компании лета 2009 г.) пересмотреть американо-японское соглашение 2006 г. о порядке передислокации американских военных подразделений на Окинаве. Сегодня правительство Н. Кана стремится убедить население острова в необходимости сохранения присутствия здесь американских войск. Успех в этой работе станет своего рода подарком, который японский премьер-министр предполагает вручить американскому руководству в ходе намеченного на весну текущего года визита в США.
Приходится констатировать, что сторонники указанного выше курса в японском истеблишменте полностью использовали «дивиденды», предоставленные инцидентом в районе островов Сэнкаку, обострением ситуации на Корейском полуострове и всеми последними событиями вокруг так называемой «проблемы Северных территорий». Высока вероятность, что подобный внешнеполитический курс нового правительства Японии получит поддержку со стороны ведущей оппозиционной партии ЛДП.