Перспективы украино-российского приграничного сотрудничества в высокотехнологичной сфере

Аналитика
Доклад В.И.Ляшенко (Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк)

Разнообразие территориальных условий страны предполагает, что инновационные стратегии не могут быть единообразными. Они могут и должны базироваться не только на общих научно-методических подходах, но и на использовании специфичных условий конкретного региона. Так, семнадцать регионов Украины и более сорока субъектов Российской Федерации являются пограничными, поэтому для некоторых из них граница и приграничное сотрудничество является ключевым фактором развития. Это означает, что инновационное развитие в этом случае должно предполагать учет внешних факторов.

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии развития территории представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество экономического развития. Она реализуется посредством прогрессивных, в ряде случаев нестандартных, но научно и практически обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики конкретных характеристик региона. Конечно же, одной из таких характеристик является географическое положение. Данный фактор приобретает особое значение в том случае, когда речь идет о приграничных муниципальных образованиях. В этом случае как сама возможность формирования инновационной стратегии, так и ее содержание обуславливаются не только особенностями инновационной деятельности на территории муниципалитета, но и в ряде случаев — взаимосвязями со стратегиями развития соседствующего муниципального образования иностранного государства. Оговорим изначально, что инновационное развитие в приграничном муниципальном образовании в принципе возможно и без какой-либо координации подобной деятельности с соседями. Однако в условиях приграничья данная модель развития наиболее затратная. Возможности выбора эффективной стратегии развития территории не просто в бедных, но часто депрессивных приграничных муниципальных образованиях с недиверсифицированной структурой хозяйства минимальны.

Рассмотрим некоторые теоретические подходы к приграничному сотрудничеству. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (ст. 1 п. 1) гласит, что приграничное сотрудничество — это любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей. В то же время большинство европейских исследователей понимают под приграничным сотрудничеством сотрудничество приграничных регионов, имея в виду, что приграничный (трансграничный) регион — это регион, с присущей ему географией, историей, экологией, этническими группами, экономическими возможностями, но разделенный суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы.

Приграничным сотрудничеством является допускаемое государствами сотрудничество органов местного самоуправления (или их объединений) с органами местного самоуправления (или их объединениями) соседних государств, при условии, что хотя бы некоторые из них непосредственно соприкасаются через государственную границу. Данное определение, безусловно, требует дополнительных комментариев. Прежде всего, термин «допускаемое» означает, что этот вид деятельности не обязательно прямо предусмотрен национальным законодательством. Государства могут сознательно «закрывать глаза» на неформальные контакты или на незначительные нарушения внутреннего законодательства в тех случаях, когда это выгодно, когда это позволяет перейти к инновационному пути развития. Под приграничным сотрудничеством следует понимать совокупность согласованных действий: органов государственной власти всех уровней, находящихся на сопредельных территориях, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научных и учебных учреждений. Практика приграничного сотрудничества каждой конкретной территории складывается из целого комплекса норм.

Изучение территориальных инновационных систем обусловлено тем, что значительная часть инновационной деятельности происходит на уровне регионов, территориальных кластеров и даже отдельных городов. Институциональная среда, социокультурные особенности, уровень человеческого капитала, научно-технические и производственные компетенции территорий определяют создание и развитие в регионах определенных технологий. Развитию нанотехнологии — научно-технологического направления, сформирововшегося на стыке физики, химии, биологии медицины и материаловедения, придается огромное значение во всех развитых в техническом отношении странах. Ожидаемое широкое промышленное применение нанотехнологий внесет серьезные экономические и социальные изменения в жизнь всего человечества. За рубежом работы в этой области стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран. За последние годы десятки стран приняли национальные программы развития нанотехнологий как высший, национальный приоритет. В современных условиях роль главной движущей силы нового технологического уклада с целью использования Россией, Украиной и Беларусью в открывающемся в очередной раз «окошке возможностей» на очередной повышательной волне Кондратьевского цикла и должны сыграть нано-, био- и информационные технологии.

Факторный анализ источников происхождения разработок и сил, задействованных в их осуществлении, позволяет выделить следующие группы факторов, которые характеризуют различные виды и степень сопричастности наукоемких компаний к проведению НИОКР, в том числе и в сфере нанотехнологий: 1) конкурентные преимущества, связанные с условиями производства продукции и ее послепродажным обслуживанием (производственный процесс и сопутствующие услуги); 2) деловые связи и эксклюзивность продукции. При этом в отсутствие одного из преимуществ используется другое; 3) система продвижения товаров на рынок (ценовая и маркетинговая стратегия, используемые как альтернативы друг другу); 4) развитая система анализа и планирования. Проведенные рядом авторов исследования выявили следующие узкие места постсоветских региональных инновационных систем (РИС): 1) недостаточный уровень подготовки управленческого звена наукоемких предприятий в области инновационного менеджмента; 2) недостаточную обеспеченность компаний профессиональными группами сотрудников высокой квалификации (менеджерами и ИТР), наблюдаемую на фоне острой конкурентной борьбы за трудовые ресурсы; 3) недостаточное качество производственных процессов на высокотехнологичных предприятиях; 4) слабость кооперационных взаимодействий между субъектами РИС, особенно в области продвижения товаров на рынок; 5) невысокую напряженность конкурентной борьбы на локальном рынке, зависимость местного рынка от глобальных траекторий развития. Россия пошла по своему традиционному пути – создания крупных национальных корпораций и создала Корпорацию нанотехнологий («РОСНАНО», в которой предприняла попытку объединить усилия развличных федеральных ведомств. Однако, такой подход, в силу монополизации разработок, таит в себе опасность повторить судьбу печально известного космического комплекса «Буран – Энергия». Ситуация, характеризующая состояние этой проблемы в Украине приведена в табл. 1

Таблица 1. Структура Программы «Наноструктурные системы, наноматериалы и нанотехнологии» НАН Украины

Основные задачиГоловная организация
1. Нанофизика и наноэлектроника Институт физики НАНУ
2. Технология многофункциональных наноматериалов Институт проблем материаловедения НАНУ
3. Электронное, атомное строение и свойства наноструктурных материалов Институт металофизики им. Г. В. Курдюмова НАНУ
4. Бионаноматериали: синтез и свойства Институт металофизики им. Г. В. Курдюмова НАНУ
5. Диагностика наносистем Технический центр НАНУ
6. Атомно-молекулярная архитектура наноструктур Институт физической химии им. Л. В. Писаржевского НАНУ
7. Физика полупроводниковых наноструктур Институт физики полупроводников НАНУ
8. Физико-химия поверхностных явлений Институт химии поверхности НАНУ
9. Синтез и формирование наноструктур Институт общей и неорганической химии им. В. И. Вернадского НАНУ
10.

Коллоидные нанорозмерные системы

Институт биоколлоидной химии НАНУ
11. Тонкопленочные нанотехнологии соединения неорганических материалов Институт электросварки им. Е. О. Патона НАНУ
12. Физика и технология наноматериалов в экстремальных условиях Донецкий физико-технический институт им. А. А. Галкина
13. Информационное обеспечение работ по проблеме "Наносистемы, наноматериалы и нанотехнологии" Технический центр НАНУ

Она показывает, что у Украины, да и у Беларуси нет ни материальных ни финансовых возможностей пойти по симметричному пути с Россией и создавать общенациональные корпорации нанотехнологий. Нужен асимметричный ответ. Поэтому в качестве асимметричного ответа для использования «нанотехнологического окошка возможностей», применительно к особенностям Украины и Беларуси предлагается формирование условий для создания при институтах и университетах сетей малых предприятий, путем формирования нанокластеров, в том числе и трансграничных.

В ходе исследования в качестве перспективных объектов формирования трансграничных высокотехнологичных кластеров могут быть предложены - информационные технологии (IT-кластер), биотехнологии (ВТ-кластер), нанотехнологии (NT-кластер) и инновационно-производственные технологии  (PR-кластер). Участники ІТ-кластера в основном задействованы в сфере производства программного обеспечения, средств автоматизации, телекоммуникаций и защиты информации. Фирмы PR-кластера действуют преимущественно в сферах научного приборостроения, промышленных технологий, создания новых материалов, биотехнологий и медицины. В пользу предположения о кластерной сути выделенных объектов свидетельствует большое число географически сконцентрированных ф приграничных украинско-российских областях фирм малого и среднего размера, на которые приходится значительная часть производства отрасли, связанность этих компаний с исследовательскими и образовательными учреждениями приграничных регионов, общественное признание этих групп в качестве уникальных особенностей и сильных сторон региона.

Пример формирующегося трансграничного нанокластера на базе подразделений Белгородского государственного университета (Россия) и Луганского национального университета им. Т. Шевченко, Донецкого физико-технического института им. А.А.Галкина и Института экономики промышленности НАН Украины приведен в табл. 2-4. При этом нельзя не отметить, что уже в настоящее время Белгородский государственный университет с российской стороны и Институт экономики промышленности НАН Украины и Луганский национальный педагогический университет им, Т. Шевченко юридически оформили свои отношения договором о научно-техническом сотрудничестве. Институт экономики промышленности НАН Украины и Донецкий физико-технический институт им. А.А. Галкина создали свои филиалы при соответствующих кафедрах Луганского национального педагогического университета им. Т.Шевченко.

На основании проведенного исследования могут быть в первом приближении сформулированы основные этапы формирования трансграничного нанокластера:

  1. Создание Филиала головного по проблеме института НАН Украины  при соответствующей кафедре украинского  университета – партнера.
  2. Договор о сотрудничестве с иностранным партнером.
  3. Обеспечение структурных подразделений, занимающихся нанотехнологическими исследованиями, взаимодополняющим оборудованием.
  4. Обеспечение кадрами, стажировки, научные обмены.
  5. Обеспечение финансирования путем привлечения средств региональных и национальных программ, местных олигархов.
  6. Выработка национальной и региональной стратегии диверсификации традиционных отраслей специализации регионов и городов.
  7. Обеспечение бизнес-инкубирования МП и тиражирования наноразработок.

В последующие годы нанотехнологии будут находиться в центре научных исследований, технологических разработок и коммерческих предприятий, так что знать о них должны все. Поэтому в перспектинве они могут стать основой формирования структур в рамках Донецко—Слобожанско – Северокавказского еврорегиона (рис. 6) в составе со стороны Украины - Харьковской, Донецкой и Луганской областей, а со стороны России – Белгородской, Ростовской, Воронежской областей и Краснодарского края. Включение в состав еврорегиона Воронежской области и Краснодарского края обусловлены наличием региональных центров нанотехнологий и наноиндустрии.

Можно также сформулировать следующие предложения к протоколу очередного заседания комиссии Азаров-Медведев в части расширения трансграничного научного сотрудничества в сфере нано-, био- и  информационных технологий. В-первых, способствовать возобновлению научно-производственных отношений между институтами и университетами пограничных региональных научных центров (в частности Северно - Кавказского со стороны России и Донецкого и Северо-восточного со стороны Украины) с целью ускорения процессов коммерциализации и трансфера технологий и обратить на это внимание руководства соответственно Президиуму РАН и Минобразования России и Президиума НАН и МОН Украины. Во-вторых, одобрить инициативу институтов и университетов пограничных областей (Донецкой и Луганской – Украины и Белгородской и Ростовской - России) относительно поиска новых форм сотрудничества, в частности путем образования трансграничных кластеров в сферах нанотехнологий, био- и информационных технологий. Президиуму НАН и Министерству образования и науки Украины, а также Президиуму РАН и Министерству образования России с привлечением представителей заинтересованных институтов и университетов образовать соответствующую рабочую группу по этому вопросу, которой поручить подготовить предложения относительно направлений общих исследований и их материального и финансового обеспечения.

Таблица 2. Структура трансграничного нанотехнологического кластера

Таблица 3. Структура трансграничного кластера биотехнологий

Таблица 4. Структура трансграничного IT-кластера