Перспективы мирового рынка газомоторного транспорта

Аналитика
Объективными предпосылками роста интереса к газу как моторному топливу в последние годы стали его более высокие энергетические и экологические характеристики по сравнению с нефтяными топливами. Среди них на 10% более высокая массовая калорийность по сравнению с дизельным топливом, в 1,5 - 2,0 раза более низкий уровень выбросов токсичных продуктов сгорания, на 30-40% меньшее воздействие на смазочные масла.

В.М. Блинков, 

начальник  отдела международных экономических  исследований,

кандидат экономических  наук

Объективными предпосылками роста интереса к газу как моторному топливу в последние годы стали его более высокие энергетические и экологические характеристики по сравнению с нефтяными топливами. Среди них на 10% более высокая массовая калорийность по сравнению с дизельным топливом, в 1,5 - 2,0 раза более низкий уровень выбросов токсичных продуктов сгорания, на 30-40% меньшее воздействие на смазочные масла. Немаловажным обстоятельством является и то, что цена на газ ниже и более стабильна, чем на нефть.

В качестве моторного топлива природный газ используется главным образом в двух разновидностях – в виде сжиженного углеводородного газа (СУГ) и в виде компримированного (сжатого) природного газа (КПГ). Все большее число зарубежных специалистов сходятся во мнении, что на ближайшие годы СУГ и КПГ являются единственной реальной альтернативой бензину и дизельному топливу, так как только эти виды топлива достигли на сегодня действительно глобального коммерческого распространения. Большинством известных зарубежных автопроизводителей (Ауди, Вольво, Ивеко, Исузу, Мерседес, Ситроен, ФИАТ, Фольксваген, Хонда, Хёнде) налажен серийный выпуск более, чем 180 моделей газомоторных автомобилей, в том числе: 112 моделей легковых автомобилей, 35 грузовиков, 38 автобусов. Наиболее широко они представлены европейскими производителями - 126 моделей машин.

Мировой парк газомоторных автомобилей за последнее десятилетие увеличился почти в три раза и в 2010 г. достиг 29,1 млн ед. или 3,25% от общего автомобильного парка. В том числе парк автомобилей, работающих на СУГ, составил около 18 млн ед. или 60,5% от мирового парка газомоторных автомобилей, газобалонных транспортных средств (ГБА), использующих КПГ, - 11,5 млн ед. или 39,5% от мирового парка газомоторных автомобилей. Следует отметить, что в последнее десятилетие парк автомобилей на КПГ растет более высокими темпами, чем автомобилей на СУГ. За 2001-2010 гг. он увеличился более чем в 6 раз  и, по оценкам специалистов, к концу 2011 года превысит 14 млн машин.

В настоящее время одним из факторов, сдерживающих развитие парка ГБА, использующих КПГ, является недостаточно эффективная система его хранения на борту транспортного средства, что приводит к более высокой стоимости комплекта газобаллонного оборудования по сравнению с оборудованием для СУГ. Но, вероятно, уже в ближайшем будущем технологии адсорбирования природного газа, разрабатываемые рядом исследовательских центров и компаний в Канаде, США, Великобритании, Израиле, на Филиппинах позволят решить эту проблему. Так, специалисты Университета Миссури и Исследовательского института Среднего запада в Канзасе (США) создали прототип баллона, который может вместить в себя объем газа, в 180 раз превосходящий его собственный. Другая американская компания Energtek создала мобильный газгольдер низкого давления, транспортирующий от 3000 до 8000 кубических метров КПГ под давлением от 20 до 90 атмосфер. Используя углеродные адсорбирующие материалы, она создала баллоны низкого давления (60 атмосфер) объемом 5 – 10 литров для скутеров, мотороллеров и мотоциклов. Запас природного газа обеспечивает пробег 100 км на одну заправку. Внедрение подобных разработок в перспективе обусловит то, что КПГ по популярности опередит СУГ.

Для заправки топливом за рубежом построено более 20 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС); еще более 1,5 тыс АГНКС находятся в стадии проектирования и строительства. Все более популярными становятся установки индивидуального пользования, которые с успехом применяются для заправки автомобилей газом в коттеджах, подземных гаражах и т.д. Всего в мире продано более 8 тыс. таких заправочных установок.

Растет и объем природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Годовой оборот СУГ на транспорте достиг в 2010 г. 33,2 млн т условного топлива, а метана - 34,3 млн т.

Что касается географии распространения газомоторного транспорта, то к настоящему времени он используется более, чем в 80 странах мира. Причем, СУГ наиболее активно  используют более развитые страны, лидерами являются Турция (ок. 2,4 млн автомобилей), Южная Корея (2,3 млн. ед.), Польша (более 2,3 млн.ед.). В то время как на первых позициях в использовании ГБА относительно «бедные» страны Азии: Пакистан (2,74 млн автомобилей), Иран (ок. 2 млн), Индия (более 1 млн.). Широко распространены они и в Южной Америке, особенно в Аргентине (1,9 млн) и Бразилии (1,66 млн).

Во многих зарубежных странах стимулирование применения природного газа в качестве экологически  чистого моторного топлива возведено в ранг государственной политики. В США, большинстве европейских стран действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на газомоторное топливо. С целью «рекламы» этого вида транспорта Билл Клинтон весь срок своего президентства ездил на автомобиле, работавшем на природном газе.

Для стимулирования его использования законодательством большинства зарубежных стран, в частности США, стран ЕС, Ю.Кореи и др. предусматривается существенное уменьшение налогов на газомоторные автомобили. В среднем эта разница составляет 1,5-2 раза. Кроме того, автовладельцы, после конверсии автомобиля, освобождаются от налоговых выплат на ряд лет. Стоимость КПГ составляет около 50% от стоимости бензина, СУГ – 75%. Поэтому природный газ вызывает все больший интерес потребителей в этих странах, а газомоторные автобусы, мусороуборочные машины, автомобили коммунальных служб перестали быть «диковинкой» в американских, европейских, азиатских городах. Не отстают от «бюджетников» и частные таксомоторные компании.

Прогнозируется, что тенденция опережающего развития «газового» сегмента мирового авторынка сохранится и к 2020 г. число газомоторных автомобилей достигнет 60-65 млн ед., а к 2030 г. превысит 100 млн ед., потребление природного газа в качестве моторного топлива вырастет до 40 – 45 миллиардов кубометров.

Одной из основных тенденций развития газомоторного рынка в предстоящем десятилетии станет более широкое применение на тяжелых транспортных средствах сжиженного природного газа. По оценкам Агентства энергетической информации Министерства энергетики США к 2035 г. в США 38% топлива, используемого грузовым транспортом, будет приходиться на СУГ. Кроме магистральных грузовиков широкое применение СУГ прогнозируется на междугородных и международных автобусах, морских судах, железнодорожных локомотивах, авиации. В значительной степени будет переведен на газ муниципальный транспорт и прежде пассажирский: автобусы и такси. Вырастет численность парка и потребление метана на коммунальной технике.

Для обеспечения автотранспорта «газовым» топливом  предполагается расширение продуктового ряда на заправочных станциях - интеграция КПГ/СПГ на традиционные АЗС - наряду с внедрением полного самообслуживания на газовых заправочных постах, дистанционного мониторинга и радиочастотной идентификации; строительство автоматических газозаправочных комплексов, работающих по безлюдной технологии – все это ведущие тенденции развития заправочной инфраструктуры.

В новом десятилетии получат дальнейшее развитие такие секторы газомоторной отрасли как: производство оборудования для малотоннажного производства, хранения, транспортировки, строительство мощных и особо мощных транспортных средств (не только автомобильных) использующих природный газ; применение метано-водородных топливных смесей и смесей биометана и природного газа; вероятно возвращение на рынок газодизельных технологий на крупнотоннажном транспорте.

Россия же, обладающая крупнейшими запасами природного газа в мире,  пока занимает лишь 5 место в мире по числу автомобилей на СУГ (1,3 млн.) и делит 17-18 места с США по числу автомобилей на КПГ (около 100 тыс. автомобилей). Одна из главных причин такого состояния дел – отсутствие соответствующих законодательных актов, регулирующих и стимулирующих эту сферу деятельности, а также реальной государственной поддержки работ по переводу транспорта на газ. Хотелось бы, в этой связи, высказать пожелание, чтобы новый состав Государственной Думы принял наконец законопроект по регулированию использования природного газа в качестве моторного топлива, который в различных редакциях рассматривается ею уже более 10 лет.