Стратегия России на Кавказе в условиях региональной нестабильности

Аналитика
К сожалению, терроризм далеко не изжит на самом Кавказе и в районах, прилегающих к нему

Выступление на II международной научно-практической конференции «Стратегия России на Кавказе в условиях региональной нестабильности» (Владикавказ, 22 апреля 2014 года).

Благодарю Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева за приглашение принять участие в этой конференции.

Нет сомнений – предложенная повестка дня является весьма актуальной и проецирована на будущее.

Конференция проходит в непростое время, даже можно сказать в уникальный период, которого не было после официального окончания холодной  войны.

Беспрецедентное, грубое давление на Россию со стороны США, Евросоюза, ПАСЕ и НАТО в духе махровой русофобии превзошли все правила международного приличия.

События последних несколько месяцев, имевшие место на Украине, были отмечены вооруженным государственным переворотом, совершенным при массированной моральной и материальной поддержке США, ведущих стран НАТО и ЕС и вопреки интересам подавляющего большинства граждан юга и юго-востока Украины, показали опасность демонстрации избыточного доверия, проявляемого относительно названных государств. Только Соединенные Штаты по линии Государственного департамента и ЦРУ израсходовали не 5 млрд. долларов, а в общей сложности 13 млрд. Проявленные Вашингтоном и ведущими странами НАТО двойные стандарты, игнорирование интересов русскоязычных граждан на юге и юго-востоке Украины, распространение разного рода военных угроз, торгово-экономических, финансовых, политических и гуманитарных санкций в адрес России, неспровоцированное наращивание наступательных военных потенциалов НАТО у наших границ и многое другое говорят о том, что к разного рода подарочным сувенирам с кнопками типа «перезагрузка» (а на самом деле «перегрузка») нужно относиться с большой осторожностью и большим скепсисом.

Как представляется, не закрывая европейский вектор в политике государств Северного Кавказа, значительный упор необходимо сделать на евразийском направлении, то есть на укреплении потенциала на всей  территории  Российской Федерации, ее социально-экономической и военной мощи. Европейская часть России – это такая же российская земля, как и ее азиатская часть. Обе эти части должны развиваться интенсивно и параллельно.

К  сожалению, терроризм далеко не изжит на самом Кавказе и в районах, прилегающих к нему.

Если его практически обуздали в Чечне, то он закрепился в других  местах. Профессионалы давно выявили и осознали угрозу террористической составляющей, которая присутствует в Сирии. Они с тревогой отмечают существенный рост влияния экстремистских группировок, подрывающих попытки запустить механизмы политического урегулирования в этой стране. Без серьезной подпитки Запада во главе с США терроризм не расцвел бы таким зловещим цветом. Как известно, идет интенсивный обмен оценками относительно негативного влияния сирийского кризиса на ситуацию в сфере безопасности в регионе и за его пределами, противодействие радикализации определенных слоев общества в других странах. Необходимо обеспечить, прежде всего, в ООН решительное и безоговорочное осуждение террористических актов в Сирии, от кого бы они ни исходили и под какими флагами они не совершались бы. Важно наглядно показывать и спонсоров терроризма и экстремизма.

К сожалению, двойные стандарты подчас довлеют и над антиталибским и антиалькаидовским комитетами Совета Безопасности ООН. Например, была заблокирована российская заявка на включение в санкционный список антиалькаидовского Комитета ряда лиц и организаций, связанных с уже внесенной в этот список террористической организацией «Имарат Кавказ». Но политическая неразборчивость или сознательная близорукость в таких подходах объективно ведет к увеличению террористических рисков.

Необходимо активное, наступательное и широкое по охвату противодействие идеологии и практики терроризма и экстремизма на Кавказе. Успешные перехваты террористов на российской территории в преддверии и в период проведения сочинской Олимпиады – позитивный пример, который должен быть внедрен самым эффективным образом.

Деятельность международных организаций в данном регионе также должна оставаться под нашим пристальным вниманием. Несмотря на то, что  многие организации имеют «международный» статус, некоторые из них пронизаны антироссийскими настроениями и ведут себя крайне предвзято по отношению к Российской Федерации, а то и просто враждебно. Активной антироссийской агитацией и пропагандой занимаются многие международные и региональные НКО и даже официальные, правительственные организации. Наглядный пример последнего времени: Управление по правам человека ООН, выпустившее несбалансированный и односторонний доклад о ситуации с правами человека на Украине. США не смогли бы добиться своих деструктивных целей на Украине, если бы прежние украинские власти не допустили бы пагубного воздействия на украинское общество около 400 НКО, действовавших целенаправленно за деньги США и НАТО.

Сохраняется серьезный взрывоопасный потенциал в афганско-пакистанском регионе, в т.ч. благодаря финансовой подпитке, получаемой от незаконного оборота опиатов, идущих из Афганистана. Ситуация с афганскими наркотиками по-прежнему вызывает большую тревогу: как из-за объемов их производства (за последние 14 лет он возрос в 40 раз), так и из-за огромных людских потерь (за эти годы от злоупотреблениями ими погиб один миллион человек, в т.ч. половина из них – граждане России).

Есть недостатки и чисто организационного плана. Западными странами сорван саммит «Группы восьми» в Сочи, где российская сторона была намерена выдвинуть наркопроблему на первое место в намеченной повестке дня. Вызывает огромное удивление, что в санкционный список США, введенный в связи с украинским кризисом, даже попал директор ФСНК Виктор Иванов, который не имел и не имеет никакого отношения к событиям на Украине.

Нужно отказываться от практики блокирования решения поистине глобальных проблем политическими соображениями коньюнктурного характера. К таким проблемам относятся: противодействие терроризму, пиратству, незаконному трансграничному перемещению людей наркобизнесу, а также укрепление режима нераспространения ядерного оружия.

За 14 лет своего пребывания в Афганистане Международные силы содействия безопасности в этой стране так и не смогли сформулировать мандат о противодействии производству и распространению афганских наркотиков. А ведь при желании такой документ можно разработать и принять за несколько дней. Но такого желания просто не было и нет.

Дополнительные задачи возникают в свете «фактора 2014», т.е. вывода войск западной коалиции из ИРА в конце этого года. Но там не должно оставаться военных баз США и НАТО после достижения этого срока (Пентагон планирует оставить 9 таких баз и от 10 тыс. до 30 тыс. военнослужащих).

В Афганистане действует «Ды талибано нихзат» (Движение талибан), а в Пакистане «Тахрике талибан Пакистан». К глубокому сожалению, и то, и другое движение слабо реагирует на предложения Кабула и Исламабада прекратить бессмысленную борьбу и интегрироваться в мирный созидательный процесс.

Еще об одной теме, где особенно востребована необходимость выработки общих подходов. Это борьба с преступлениями, в т.ч. террористической направленности, в сфере информационно-коммуникационных технологий. Киберпреступность набирает обороты невиданными темпами, стала поистине глобальной угрозой безопасности людей и государств, их стабильности и нормальному развитию. А общих правовых рамок сотрудничества для адекватного ответа на этот вызов международное сообщество пока нет. Только одни декларации.

События на Украине показали, насколько требуются наши общие усилия в противодействии враждебной пропаганде, в том числе с использованием современных информационных технологий. Сотрудники РИСИ дали десятки интервью и опубликовали  десятки материалов по  украинской проблематике. РИСИ, например, дважды ответил на т.н. фактологические справки Госдепартамента США по украинским событиям, а по сути дела на пропагандистские «утки», выпущенные в сторону России. Первый ответ американцам был выставлен на сайте «Комсомольской правды» 14 марта. Второй – на сайте РИСИ на английском языке 17 апреля. В расширенном виде он также появился на сайте этой популярной газеты 21 апреля с.г.

Кроме того, на сайте известной социальной сети «Twitter.com» один из наших сотрудников разместил в связи с событиями на Украине более 2 тысяч твитов в защиту позиции нашей страны и содержащих критические замечания в адрес сторонников закрепления позиций ультраправых и экстремистских кругов в этой стране. Призываю всех участников внести свой посильный вклад в информационное противоборство, где из-за нашей медлительности мы все еще отстаем от адекватного и оперативного противодействия такому массированному пропагандистскому давлению извне. В этом важном деле давно надо переходить к активной наступательной линии.

Энергетическая политика России на всей своей территории и на Кавказе, в частности, должна выстраиваться по одному принципу: сначала мы должны делать максимально возможно для себя, для всех наших народов, c тем чтобы удовлетворить их первоочередные нужды в энергоносителях других насущных социально-экономических потребностях, а лишь потом думать о благотворительности другим и о том, как и по каким ценам продавать наши энергоносители иным странам.

Причем, цена на поставляемые нами на внешний рынок природный газ и нефть должна быть рыночной и устанавливаться безо всяких субсидий и бонусов. Тем более никоим образом нельзя поставлять какие-то товары и ресурсы зарубежным потребителям в виде дара. Наш государственный бюджет не рог изобилия. С Украиной давно нужно было ввести предоплатную форму погашения закупок российского газа. Евросоюз и США, поддержавшие хунту в Киеве, вполне могут оплачивать поставляемый газ на Украину из своих собственных средств или найти такое государство или организацию, которые занимаются благотворительностью и могут поставлять газ на Украину по сниженным ценам или бесплатно. Это их трудности, а не наши.

В кавказском регионе имеют место проявление других угроз и вызовов. Это тактическое ядерное оружие США, размещенное в пяти государствах Европы и Турции, средства ПРО США наземного базирования, размещаемые в Турции и в районе Черного моря, американские военные базы в регионе – в Болгарии, Румынии и Турции, группировки американских ВМС, выдвинутые в районы Средиземного и Черного морей, в зону Персидского залива.  События на Украине, открытое вмешательство США и НАТО в ее внутренние дела, наращивание их вооруженных сил на юге и востоке европейского континента, в том числе в районе Средиземного и Черного морей, то есть в непосредственной близости от российского кавказского региона, требует от нас усиления своей собственной военной мощи, единения в мыслях и делах. Вместе  – мы сила. И сила серьезная. В Соединенных Штатах и НАТО это хорошо знают. Поэтому их главная стратегическая цель – развалить СНГ и раздробить Российскую Федерацию, создать вокруг нашей страны пояс враждебных нам государств.

Разумеется, существуют много других вопросов, которые имеют непосредственное отношение к обширному региону, где мы сейчас находимся. Уверен, что участники встречи изложат их с особой обстоятельностью и глубиной, обогатят практическими предложениями.

(публикуется с сокращениями)