Анна Глазова: «Азербайджан может решиться «разморозить» военный конфликт с Арменией»

Мы в СМИ
24 января при посредничестве главы МИД России Сергея Лаврова в Москве прошла встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Тема переговоров - урегулирование нагорнокарабахского конфликта. Москва по-прежнему дружна с Баку и заявляет о своих союзнических отношениях с Арменией.       Шансы на достижение сторонами договоренностей о продолжении перемирия в интервью радио «Голос России» оценила ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Анна Глазова.

24 января при посредничестве главы МИД России Сергея Лаврова в Москве прошла встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Тема переговоров - урегулирование нагорнокарабахского конфликта. Москва по-прежнему дружна с Баку и заявляет о своих союзнических отношениях с Арменией.

Шансы на достижение сторонами договоренностей о продолжении перемирия в интервью радио «Голос России» оценила ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Анна Глазова.

- Москва надеется на мирное разрешение конфликта и почти не прогнозирует последствий, связанных с возобновлением боевых действий. Но такая вероятность, видимо, есть, потому что в последнее время все чаще сообщается о вооруженных стычках на линии соприкосновения Армении и Азербайджана. Как вы считаете?


- Я считаю, что такая вероятность есть, и ее не стоит сбрасывать со счетов. Я думаю, что не стоит ждать какого-то прорыва от результата этих переговоров. Скорее, нужно задуматься о возможности того, что Азербайджан рано или поздно может решиться на то, чтобы "разморозить" этот конфликт военными методами.


Именно об этом уже неоднократно и в минувшем году, и в этом году заявляли руководители Азербайджана. Это не может не настораживать, особенно с учетом растущего огромными темпами военного бюджета страны. За последние 10 лет оборонный бюджет Азербайджана вырос более чем в пять раз.


Более впечатляющие темпы роста за этот период продемонстрировала лишь Грузия. Все мы прекрасно помним, чем закончился рост военного бюджета в Грузии. Как заявил в минувшем году президент Азербайджана Алиев, власти страны выполнили поставленную задачу и довели военный бюджет Азербайджана до размера государственного бюджета Армении. По разным оценкам, в 2009 году военный бюджет Азербайджана составлял от миллиона двухсот до миллиона пятисот долларов.


Эти воинственные заявления о том, что Азербайджан не может позволить себе еще 15 лет ожидания, заставляют задуматься о том, что грозит России в случае, если на границе возникнет новый военный очаг. Мне кажется, что это весьма серьезные симптомы, так как в случае возникновения горячей точки на Южном Кавказе, наверное, можно говорить о том, что это взорвет весь регион и может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.


- Наверное, не стоит забывать, что уже очень длительное время на территории Нагорного Карабаха и Шаумяновского района действует Нагорно-Карабахская Республика, которая позиционирует себя как независимое государство. В этих переговорах мнение Степанакерта учитывается?


- Армянская сторона настаивает на том, чтобы к этим переговорам привлекался и Нагорный Карабах. Азербайджан категорически против. Дело в том, что в подобных военных конфликтах сторонам, которые непосредственно участвуют в конфликте, очень сложно прийти к какому-либо соглашению, потому что оно неизбежно требует неких компромиссов от каждой из сторон.


В то же время внутри страны подобные компромиссы, в лучшем случае, будут восприняты, как слабость политика. В худшем случае, он будет обвинен в предательстве национальных интересов. Поэтому речь нужно вести не столько о необходимости привлечения Степанакерта, как о том, чтобы такие региональные игроки, как Россия и Турция, выработали некие подходы, чтобы воздействовать на эти страны каждая со своей стороны и каким-то образом принудили их к заключению неких соглашений, которые бы гарантировали бы, как минимум, мир и стабильность на Южном Кавказе.


- То есть решение ситуации вам видится в заключении соглашения о мире и стабильности на Кавказе на территории Нагорного Карабаха?


- Да, причем при непосредственном активном участии России. Как я уже сказала, к этому процессу можно привлекать и другие региональные силы, которые могут способствовать этому процессу. Напомню, что в прошлом году Россия и Армения заключили между собой договоренность о том, что сроки пребывания российской военной базы продлеваются, а ее функции расширяются до обеспечения безопасности Армении.


Примерно в это же время Турция и Азербайджан заключили новый договор о стратегическом партнерстве. Плюс к этому, активно циркулировали слухи о том, что Турция может создать военную базу. Совокупность этих факторов показывает, что, по сути дела, Россия уже де-факто взяла на себя обеспечение безопасности на Южном Кавказе, так как без ее прямого участия военный конфликт между Ереваном и Баку маловероятен.


То же самое со своей стороны сделала Турция. Поэтому, я думаю, если более активно действовать в этом направлении, в переговорном процессе со всеми заинтересованными сторонами, то можно, как минимум, снизить воинственную риторику Азербайджана и прийти к каким-то соглашениям.