США смещают фокус внимания АСЕАН в сторону Корейского полуострова

Аналитика
У новой администрации Вашингтона АТР – главный приоритет

В этом году Соединенные Штаты Америки и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии отмечают 40-летнюю годовщину установления партнерских отношений. В этой связи запланирован целый ряд мероприятий, одним из которых стала встреча Госсекретаря США Рекса Тиллерсона с министрами иностранных дел стран АСЕАН, состоявшаяся 4 мая в Вашингтоне. Накануне, 3 мая, прошло совещание старших должностных лиц США и стран АСЕАН, а также секретариата Ассоциации.

Главными вопросами, которые обсуждали участники встречи, были двусторонние отношения США и АСЕАН, а также вопросы региональной безопасности. На встречах прошлых лет центральное значение всегда отводилось территориальному спору в Южно-Китайском море (ЮКМ). В ходе встречи, состоявшейся на прошлой неделе, вопрос ЮКМ также обсуждался. Однако теперь он уже не был главной темой переговоров. Предмет дискуссии сместился на Корейский полуостров.

Намерение США обсуждать именно вопрос Северной Кореи стало очевидно еще задолго до встречи министров АСЕАН с Рексом Тиллерсоном. В течение последних нескольких недель Вашингтон вел активную дипломатическую работу со странами ЮВА по обсуждению проблемы ядерной программы Северной Кореи. Это, в первую очередь, телефонные переговоры Д.Трампа с премьер-министрами Таиланда и Сингапура, а также с президентом Филиппин Родриго Дутерте. Позиция лидера Филиппин для Вашингтона крайне важна, во-первых, потому что при предыдущей администрации США отношения с Филиппинами заметно испортились, что привело к заявлениям Родриго Дутерте о необходимости диверсификации связей и переключении внешней политики на развитие отношений с Китаем и Россией. Для США Филиппины остаются одним из главных союзников в АТР. Кроме того, в этом году Филиппины принимают саммит стран АСЕАН, Региональный форум АСЕАН (АРФ) и Совещания министров обороны АСЕАН (СМОА). Эксперты видят большую заслугу Родриго Дутерте в том, что на уже состоявшемся в конце апреля саммите АСЕАН особый акцент был сделан на оценке ситуации вокруг Северной Кореи. Можно ожидать, что на последующих мероприятиях (то есть на АРФ и СМОА) в этом году этот акцент будет постепенно усиливаться.

И уже можно заметить некоторые изменения в отношении стран АСЕАН к северокорейской проблеме. Если раньше Ассоциация готова была выступить в качестве посредника для налаживания диалога между двумя Кореями, а также между КНДР и США, то теперь члены Ассоциации выражают  серьезную озабоченность в отношении ядерного и ракетного развития Северной Кореи и заявляют о поддержке денуклеаризации Корейского полуострова.

В принципе это именно то, чего хочет добиться администрации Трампа: прекращения Северной Кореей ядерных испытаний и свертывания Пхеньяном своей ядерной программы. США также настаивают на том, чтобы страны ЮВА понизили уровень дипломатических отношений с КНДР. Северная Корея является главной мировой проблемой для Вашингтона, что было подтверждено в заявлении главы аппарата Белого дома Райнса Прибуса.

Однако все же пока нельзя полагать, что Соединенные Штаты безоговорочно найдут в лице Ассоциации союзника в борьбе с Северной Кореей. АСЕАН известна своей прагматичностью. Данное интеграционное объединение можно считать уникальным, хотя бы из-за отсутствия принципа наднациональности, а также благодаря многолетней успешной политике балансирования, ставшей своего рода "козырной картой" АСЕАН. Поэтому пока нельзя быть уверенными, что Ассоциация захочет стать союзником США в борьбе с Северной Кореей.

Очевидно, что на позицию стран АСЕАН значительное влияние может оказать фактор Пекина. Китай — это неотъемлемый участник комплексной системы безопасности в АТР. Это очень хорошо понимают в США, поэтому сейчас мы видим значительные изменения в позиции Вашингтона к выстраиванию отношений с Пекином. Роль Китая в АТР велика, и решение северокорейской проблемы без участия китайской стороны невозможно. Поэтому сейчас США будут стараться превратить Китай в своего стратегического партнера. В таких условиях политика балансирования, которую ранее страны АСЕАН проводили в отношении Вашингтона и Пекина, станет неактуальной. И вероятно, это будет способствовать тому, что АСЕАН примкнут к партнёрству США-Китай. В случае несговорчивости некоторых стран ЮВА следует помнить, что у Вашингтона есть рычаги давления на внутриполитические процессы в странах региона.

Однако также следует учитывать, что сотрудничество между Китаем и США будет реализовываться только при условии выгодности такого сотрудничества для китайской стороны. В связи с этим важно понимать, что Пекин вряд ли допустит попадания АСЕАН под влияние США, так как это несет прямую угрозу национальной безопасности Китая. Таким образом, Китай будет играть важную роль в американо-асеановских отношениях.

Вместе с тем мы уже видим значительное улучшение в диалоге Китая и стран ЮВА по такому острому вопросу как территориальный спор в ЮКМ. На полях прошедшего в апреле саммита стран АСЕАН уже не было заявлений относительно так называемой "китайской агрессии", которые постоянно звучали ранее. Не было также и заявлений о недопустимости милитаризации островов и строительства военных баз китайской стороной.

Это говорит о том, что вопрос ЮКМ временно заморожен, а основной фокус внимания региона смещается на Корейский полуостров.

Учитывая то, что для настоящей администрации Вашингтона АТР является главным приоритетом (о чем еще раз сказал Рекс Тиллерсон в ходе встречи с министрами иностранных дел АСЕАН), мы можем сделать вывод, что США будут стремиться выстроить здесь свою систему безопасности и навязать всем участникам региона свои правила игры. Однако в условиях сохранения неопределенности и наличия в регионе нескольких потенциально опасных эскалацией конфликтов, российский нейтралитет видится как наиболее верное решение. При этом важную роль играет сохранение добрых отношений между Китаем и Россией как гарантия безопасности в регионе.