Таможенный союз стремится на рынки АТР

Аналитика
Зона свободной торговли с Вьетнамом — «первая ласточка»

В рамках четырехдневного (12 – 15 мая) визита в Москву премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Нгуен Тан Зунг заявил о стремлении своей страны в самые короткие сроки подписать соглашение о формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) с государствами, входящими в Таможенный союз. По расчетам вьетнамской стороны, это позволит увеличить объемы торговли между СРВ и Российской Федерации до 7 млрд долл. к 2015 г. и до 10 млрд к 2020 г. В активную фазу переговоры о создании ЗСТ между Таможенным союзом и Вьетнамом вошли годом ранее. В первом квартале 2013 г. Вьетнам и государства-члены Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана провели первый раунд переговоров по заключению соглашения о свободной торговле. Таким образом, в скором времени можно ожидать создания первой для России ЗСТ со страной Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что станет логическим завершением новой международной стратегии нашего государства.

Поворот внешней политики Российской Федерации, предпринятый Москвой в середине первого десятилетия XXI в., от ориентации на евроатлантическое направление в сторону большего внимания к странам так называемой «Большой Восточной Азии», активизировал усилия по подкреплению его внешнеэкономической составляющей. То есть перед политиками встала задача осуществить перенаправление инвестиционных и торговых потоков России с Запада на Восток. Экономический кризис 2008 – 2009 гг. также продемонстрировал важность данного стратегического направления. Если раньше ощущалась только политическая необходимость налаживания экономических связей с азиатскими игроками (к примеру, именно отсутствие стабильных внешнеэкономических связей со многими странами региона значительно осложнило нашей стране присоединение в качестве полноправного члена к Восточноазиатскому саммиту – организации, на данный момент являющейся локомотивом региональной интеграции), то теперь на первый план вышла именно экономическая составляющая. Европейские и американские рынки находятся либо в состоянии рецессии, либо показывают минимальные темпы роста, тогда как крупнейшие государства Восточной Азии, хотя и замедлили, но не остановили своего бурного роста.

Одним из центров такого роста являются члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - организации, объединяющей десять стран: Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу. Последние годы асеановская «десятка» показывала стабильный прирост ВВП, который, согласно расчётам специалистов из МВФ, в дальнейшем только ускорится (см. табл. 1)

Таблица 1

 201020112012О2013П2014П2015П
Бруней 2,6% 2,2% 1,3% 1,2% 6,0% 7,3%
Камбоджа 6,1% 7,1% 6,5% 6,7% 7,2% 7,4%
Индонезия 6,2% 6,5% 6,2% 6,3% 6,4% 6,4%
Лаос 8,1% 8,0% 8,3% 8,0% 7,7% 7,8%
Малайзия 7,2% 5,1% 5,6% 5,1% 5,2% 5,2%
Мьянма 5,3% 5,5% 6,3% 6,5% 6,6% 6,7%
Филиппины 7,6% 3,9% 6,6% 6,0% 5,5% 5,3%
Сингапур 14,8% 5,2% 1,3% 2,0% 5,1% 4,2%
Таиланд 7,8% 0,1% 6,4% 5,9% 4,2% 4,0%
Вьетнам 6,8% 5,9% 5,0% 5,2% 5,2% 5,3%

Источник: МВФ

Тем не менее, экономические и прежде всего торговые связи России со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) оставляют желать лучшего. Суммарный внешнеторговый оборот с государствами АСЕАН в 2011 и 2012 гг. незначительно превышал 15 млрд долл. (или чуть менее 2% всего торгового оборота Российской Федерации). Для сравнения, это ниже, чем торговый оборот России с Финляндией, и немногим выше, чем с Бельгией.

Поэтому неудивительно, что с начала второго десятилетия XXI в. перед Москвой стала задача изменить данную, весьма неутешительную ситуацию, что вылилось, в частности, в идею создания зоны свободной торговли со странами-участницами АСЕАН. Подобные соглашения не являются чем-то новым для Ассоциации - организации, у которой уже накоплен опыт по созданию подобных зон с рядом государств АТР.

Тем не менее, образование ЗСТ Российская Федерация-АСЕАН, хотя и является перспективным с экономической и политической точек зрения, включает в себя и некоторые, прежде всего экономические риски. Это, на наш взгляд, и стало причиной, по которой первоначально было решено начать переговоры о формировании зон свободной торговли лишь с рядом стран региона. Одной из них стала СРВ.

Основные факторы, почему выбор пал именно на этого партнера, очевидны. Ханой является одним из ключевых стратегических партнеров Москвы в АТР. Политические связи, насчитывающие не одно десятилетие, накопленный опыт взаимодействия в культурной, военной, образовательной и других областях – все это способствует расширению диалога между двумя странами, переноса его в экономическую сферу. В 2012 г. торговый оборот между Россией и Вьетнамом составлял 3,7 млрд долл. – крупнейший показатель среди стран Юго-Восточной Азии, активно развивается инвестиционное взаимодействие между странами. Так, Россия занимает пятое место среди адресатов вьетнамских прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Нашей же стране важно накопить опыт. Благодаря созданию ЗСТ, Россия сможет «обкатать», механизмы, которые в перспективе могли бы стать основой для будущего взаимодействия со странами важного с экономической и политической точки зрения региона.

Другим значимым фактором в процессе создании зон свободной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона стало вступление в силу в 2010 г. Таможенного союза, в который на данный момент, помимо России, входят также Белоруссия и Казахстан. Благодаря этому, заинтересованность партнеров из АТР в создании ЗСТ только возрастает. Теперь они имеют возможность получить преференции в торговле не только с Москвой, но и с Минском и Астаной.