Аждар Куртов: Кризис в Афганистане чреват проблемами для всего региона

Мы в СМИ
Российский политолог рассказал "ВБ", о роли США в решении афганской проблематики и о том, уйдет ли база из Кыргызстана.

Прогнозами по поводу ситуации в Афганистане и возможного ее влияния на Центральноазиатский регион с "ВБ" поделился известный российский политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов.

- Внимание мирового сообщества по-прежнему приковано к афганской проблематике. Особенно в связи со скорым выходом из него международных сил содействия безопасности (МССБ).

- Большинство экспертов, которые анализируют положение дел в Афганистане, настроены не оптимистично в отношении будущего не только этой страны, но и всего региона, включая Центральноазиатский. И если одни считают, что ситуация ухудшится, то некоторые полагают: ухудшится до такой степени, что встанет вопрос о целостности Афганистана как государства. Со всеми последствиями для соседей.

- Как лично вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Афганистане?

- Я таких пессимистических точек зрения не разделяю. А вот анализ нынешней ситуации надо начинать с конца 2001 года, когда в страну под предлогом необходимости истребить международный терроризм "Аль-Каиды" и в меньшей степени талибов были введены американские войска и их союзники. Этот ввод показал, что предел могущества у Соединенных Штатов все-таки имеется. И те цели так и не достигнуты. И повстанцы (у нас их называют талибы, но это не совсем верно, потому что существуют разные категории антиправительственных, антикарзаевских сил, которые сражаются с оружием в руках) боеспособны.

По некоторым оценкам, они контролируют до четверти территории страны и могут совершать военные операции даже в особо охраняемых зонах Кабула. И проамериканское правительство Карзая так и не смогло, находясь у власти, реализовать успешный цикл реформ, чтобы Афганистан превращался в стабильное государство. Более того, этому правительству оказались свойственны все пороки, характерные для восточного авторитарного правления, начиная с коррупции и кончая небезосновательными обвинениями в причастности ряда его членов и близких родственников президента даже к наркоторговле.

- Чем же тогда чреват выход из Афганистана МССБ?

- Сразу отметим, что вывод американцев будет неполным. Даже если соглашение в сфере безопасности, одобренное Лойей Джиргой в ноябре прошлого года, но не подписанное Карзаем, все-таки обретет юридическую силу, все равно по этому документу порядка 15 тысяч военнослужащих США и их союзников, останутся. Этого, конечно, недостаточно для контроля процессов в сфере безопасности. Поскольку даже на порядок больший контингент, находившийся здесь в течение длительного времени, не смог решить данной задачи. И я думаю, что правы те эксперты, которые прогнозируют, что страну ждет новый виток гражданской войны. Кровавый виток. Лишившись и военно-технической помощи, по крайней мере, значительного уменьшения ее со стороны Запада, и значительной финансовой поддержки, правительство Хамида Карзая либо его преемника по направлению внутренней и внешней политики вряд ли сможет контролировать ситуацию. А это значит погружение в хаос, который мы видели во второй половине 90-х годов. И в данном случае борьба не будет вестись за целостность Афганистана.

- Способен ли такой конфликт выплеснуться за его пределы?

- Очень непростой вопрос. Распространена и такая версия: после вывода коалиционных сил повстанцы стройными рядами пойдут на север, легко преодолеют границы бывшего СССР и будут пытаться построить некое подобие халифата в бывших советских республиках Центральной Азии. Я такой версии не придерживаюсь. Потому что если даже внешняя экспансия со стороны антиправительственных сил и проявится, то она, скорее всего, будет направлена в географическом отношении совсем в другую сторону. Полагаю, что большим приоритетом для таких сил будет решение вопроса в отношении линии Дюранга (практически неразмеченная 2640-километровая граница между Афганистаном и Пакистаном, возникла в результате трех англо-афганских войн, в которых Великобритания пыталась расширить Британскую Индию. – vb.kg) и в отношении близлежащих провинций Пакистана.

- Значит, тревоги в отношении центральноазиатских стран необоснованны?

- Увы, они не лишены оснований. Но речь не о собственно этнических афганцах, принадлежащих к пуштунам и другим традиционным народам Афганистана, а о тех боевиках-выходцах из постсоветской Центральной Азии, которые в минувшие годы прошли боевую выучку и в Афганистане, и в Пакистане. Вот они-то и могут воспользоваться масштабной дестабилизацией в Афганистане, чтобы попытаться на своей родине установить подобие радикальных исламских порядков. И в этом плане действительно есть существенная опасность. Тем более, что три из пяти постсоветских республик региона имеют непосредственную границу с Афганистаном. Наиболее тревожная ситуация и в 90-е, и в нулевые годы и сейчас складывается на таджикско-афганской границе. Откуда, по настоятельной просьбе правительства Таджикистана, много лет назад ушли российские пограничники. И это не способствовало стабилизации обстановки. Причем в отношении угрозы не только военного вторжения, но и усиления наркотрафика.

- Бишкек покидает американская авиабаза, которая являлась одним из звеньев системы противодействия терроризму в Афганистане. В России и в самом Кыргызстане воспринимают этот уход позитивно. Но не ослабит ли он, скажем так, антитеррористический фронт в Центральной Азии?

- Эта база сама по себе в критических ситуациях способна быть источником дестабилизации. Мы все прекрасно знаем, как используются американские военные объекты в других странах. Да, она приносила прибыль кыргызской стороне. Но эта прибыль сделала республику процветающим государством, помогла решить ее насущные проблемы? Ни для кого не секрет, что часть денег от ее использования шла через коррупционные схемы. И не всегда эти средства в конечном счете попадали в госбюджет, зато оседали в карманах нечистых на руку чиновников.

- Однако в последнее время ситуация изменилась.

- Не отрицаю: и кыргызской власти, и обществу приходится делать трудный выбор, отказавшись от каких-то доходов. Но есть ведь альтернативы. Прежде всего вступление республики в Таможенный союз, где выгода будет многократно большей, пусть и не сразу. И понимание этого в Кыргызстане тоже имеется. В любом случае, поскольку выводится основной контингент американцев и большинства их союзников по НАТО, необходимость в данной базе объективно исчезает. С этим тоже надо считаться. Я уж опускаю все прочие обстоятельства, связанные с тем, как вели себя американцы в отношении местного населения.

- А вы вообще верите в логическое завершение истории с этой авиабазой? Ведь весьма распространено мнение: американцы никогда и ниоткуда не уходят.

- Сомнения связаны с тем, что прежний президент республики Курманбек Бакиев своих обещаний не выполнил. И, честно говоря, стопроцентной уверенности в том, что эта нехорошая традиция не повторится еще раз, у меня нет. Хотелось бы надеяться, что договоренности с нынешним президентом Кыргызстана будут выполняться. Поскольку это и в интересах кыргызского народа и государства, и в интересах ближайших соседей республики, и в интересах России.

- Пока все происходит в соответствии с упомянутыми договоренностями?

- Да, вроде бы все идет нормально: документы подписаны, сроки вывода базы определены, и даже действия определенные предпринимаются. Конечно, вбрасываются в информационное пространство какие-то сведения, идеи, предположения. Например, в связи с неким строительством на территории посольства США в Бишкеке, мол, не будет ли туда перенесен ряд структур разведывательного характера? Но все-таки сама авиабаза "Манас" как объект целенаправленного обслуживания контингента американцев и некоторых их союзников в Афганистане, расположенный в столичном гражданском аэропорту "Манас", я полагаю, прекратит свое существование.

- А почему, на ваш взгляд, это вообще стало возможным?

- Отчасти и потому, что в связи с наметившимся выводом МССБ из Афганистана уже и на руководство Кыргызстана по поводу этой базы не оказывалось прежнего воздействия с американской стороны. Если же говорить о причинах самого ухода коалиционных войск из Афганистана, то некоторые российские эксперты связывают его с тем, что американцы уже не могут вести одновременно несколько войн. Но этот уход, по данной версии, связан не только с неудачей, с недостижением целей, которые ставились – повернуть безоговорочно Афганистан на тот путь, которым идут страны Восточной Европы. Вполне очевидно, что США переключаются на новые цели. И мы все видим на какие: Ливия, Сирия и так далее.

- Но афганский узел завязался еще в советские времена.

- Афганистан - это одно из звеньев той цепочки, которую мы все наблюдаем на протяжении нескольких десятков лет, и уж точно с марта 2003 года – с начала агрессии Соединенных Штатов в Ираке. США вводят свои войска, инспирируют военные конфликты, смещают легитимные правительства, неважно, под какими предлогами, но суть в том, что это делается неправовым путем, а вовсе не демократическим, легитимным, который сами же США и пропагандируют. Вспомним, именно Соединенные Штаты еще в середине 90-х годов, на паях с межведомственной разведкой Пакистана и с определенной политической целью создали движение талибов. Но потом оно вышло из-под их контроля. И сейчас является острейшей проблемой как для правительства Карзая, который, лишившись поддержки Вашингтона, вынужден проводить с ними тайные переговоры, так и для всех государств региона – центральноазиатских республик, Китая, Ирана, Пакистана, других стран. Таким образом, американцы верны своей стратегии. Они создают проблемы за тысячи километров от своих границ, а кто-то эти проблемы, в том числе и Россия, вынужден потом расхлебывать.