Крым – для Арктики

Аналитика
Прежде, чем загружать крымские верфи, предстоит разобраться в их структуре собственности

Сейчас многие предприятия Крыма оказались в трудной финансовой ситуации из-за блокады со стороны киевских властей. Украинские банки заморозили или ликвидировали их счета, и предприятия не могут получить деньги даже за выполненные контракты. В результате крымские заводы понесли убытки и начали задерживать зарплаты.

Вместе с тем у крымских предприятий имеются хорошие перспективы. Как ни парадоксально это звучит, Крым, который представляет южную часть России, может сыграть важную роль в освоении крайнего Севера нашей страны. В частности речь идет о возможности получать заказы в рамках программы освоения Арктики, в первую очередь разработки месторождений нефти и газа, а также развития транзитного потенциала Северного морского пути. Все это свидетельствует о значительном потенциале развития судостроительной промышленности Крыма.

Министерство промышленности и торговли России уже разрабатывает программу загрузки судостроительных предприятий Республики Крым и города Севастополя. В рамках этой программы предприятиям Крыма могут поручить строительство танкеров-газовозов для вывоза сжиженного природного газа с арктических месторождений России, что позволит обеспечить загрузку предприятий, которые в настоящий момент простаивают или работают неполную рабочую неделю. Данная возможность обсуждается с ОАО «Совкомфлот», ОАО «Газпром», ОАО «Новатэк» – говорится в сообщении на сайте министерства.

Cудостроительный завод «Залив» в Керчи уже сейчас способен производить танкеры необходимых параметров (299,9 м в длину и 50 м в ширину). «Там очень хороший док – более 300 метров длиной и более 70 метров шириной, у нас такого на сегодняшний день нет на территории России, мы только строим такой на «Звезде» и рассматриваем строительство такого в Питере», заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

При существующем спросе заказами можно загрузить и «Звезду», и «Залив», добавляют в Объединенной судостроительной корпорации. Не исключается возможность того, что крымские верфи будут субподрядчиками «Звезды». Например, «Ямал СПГ» (принадлежит «Новатэку», Total и CNPC, разрабатывает Южно-Тамбейское месторождение на Ямале) в прошлом году заказал 16 танкеров-газовозов корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering.

Особое внимание крымским верфям было уделено в рамках «прямой линии» с Президентом России Владимиром Путиным. «В Крыму очень хороший потенциал с точки зрения судостроения и судоремонта, поэтому значительные объемы будут в этом смысле сосредоточены для кораблестроения и ремонта и на крымских верфях. Но уже на первом этапе Минобороны разместило заказ на одной из верфей на общую сумму 5 млрд рублей. И, безусловно, мы будем наращивать этот потенциал Крыма», – заявил Президент 17 апреля 2014.

Совещание по мерам поддержки предприятий Крыма состоялось в регионе 24 апреля 2014 г. под председательством замглавы Минпромторга Юрия Слюсаря. А 29 апреля в Симферополе совещание с руководителями ведущих оборонно-промышленных предприятий Республики Крым провел Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Рогозин.

Вице-премьер подтвердил, что крымские судостроительные заводы будут участвовать в создании судов для освоения арктического шельфа. «Мы приступаем сегодня к созданию крупных кораблей, судов, морских нефтяных платформ под арктический шельф», – сказал Дмитрий Рогозин. По его словам, часть этих заказов будет размещена на судостроительных предприятиях Керчи и Феодосии.

Рогозин также рассказал, что заказы по строительству кораблей, которые в данный момент выполняют верфи в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке, будут переброшены в Крым. «Мы планируем в ближайшие дни провести совещание под руководством Председателя Правительства или моим с нашими крупнейшими гражданскими заказчиками», – сказал Рогозин, добавив, что речь идет, в частности, о «Газпроме», «Роснефти» и других компаниях.

Но прежде, чем загружать крымские верфи, предстоит разобраться в их структуре собственности. Не исключено, что для загрузки верфей Крыма Объединенной судостроительной корпорации придется выкупать акции у частных инвесторов.

По словам заместителя министра Юрия Слюсаря, по итогам посещения нескольких оборонных предприятий региона стало очевидно наличие проблем, связанных с их юридическим статусом. «Много проблем, связанных с преобразованием организационно-правовых форм предприятий, – сказал замминистра. – Особенно это актуально в отношении предприятий, которые находились в формате госпредприятий. По ним проблема наиболее острая».

В Крыму действуют четыре предприятия в этой отрасли, которые Минпромторг назвал вероятными кандидатами на получение заказа:

завод «Залив» – производит суда для нефтегазовой отрасли типа Panamax, офшорные конструкции. Совладельцами завода были норвежская Bergen Group (19 %) и Calexco бизнесмена Константина Жеваго (51 %). Имеются сведения, что Bergen Group планирует продать свою долю в заводе компании Calexco.

государственный завод «Море» в Феодосии – выпускает пассажирские суда типа «Ракета» и корабли на воздушной подушке;

«Севастопольский морской завод» (принадлежит украинскому бизнесмену-миллиардеру Петру Порошенко) и «Морской индустриальный комплекс» (принадлежит группе СКМ Рената Ахметова) – занимаются судоремонтом.

Нет сомнений, что все юридические формальности будут в ближайшее время успешно разрешены и крымские судостроительные предприятия получат возможность активно включиться в освоение Арктики. Гигантские масштабы работ в этом важнейшем регионе будут обеспечивать работой многие тысячи крымчан и способствовать наполнению бюджета Крыма.