Новый год как фактор «экономики праздников» в КНР

Аналитика
В этом году китайцы встречают «Чуньцзе» в ночь на 25 января

В Китае в 1999 году появилось такое новое понятие, как «экономика праздников». Хотя этому явлению только 20 лет, оно уже прочно вошло в жизнь китайцев, активно содействуя развитию многих отраслей национальной экономики. Тогда успешное экономическое развитие и заметное повышение уровня жизни населения позволило правительству КНР предоставить своим гражданам 7-дневные каникулы, объединив несколько праздничных выходных. Это было особенно актуально после мирового валютно-финансового кризиса 1997-1998 годов. Ведь длительные выходные, стимулируя индивидуальное потребление, оказывают благоприятный эффект на экономику страны.

В 2019 году «экономика праздников» получила дальнейшее развитие. В частности, продолжительность майского праздника была увеличена с одного до четырех дней. В результате к настоящему времени у населения Китая появился целый ряд праздничных каникул: самый продолжительный по случаю Праздника весны (китайский новый год «Чуньцзе»), праздника 1 мая и Дня образования КНР (1–7 октября). Эти три периода, когда жители резко увеличивают свои потребительские расходы, китайские СМИ назвали «золотыми неделями» коллективного потребления.

«Экономика праздников» не является экономическим термином, скорее это социальное явление. Китайские эксперты называют три ее основные формы: туризм, досуг и развлечения, индустрия культуры. Более широкое понятие включает также ряд других отраслей, таких как индустрию услуг, ресторанный бизнес, транспорт, коммерцию и др.

Больше половины доходов от «экономики праздников» приходится на туризм. Согласно статистическим данным, за 10 лет (2008–2017 годов) в период праздника по случаю Дня образования КНР число туристов стабильно увеличивалось и выросло в 4 раза (со 178 млн до 710 млн человек), а доходы соответственно – в 7 раз (с 79,8 млрд до 590 млрд юаней). В 2018 году по итогам праздника Цинмин – Дня поминовения усопших (4–6 апреля) – показатели внутреннего туризма выросли на 10,9% по сравнению с предыдущим годом, а доходы за тот же период – на 13,7% (7,12 млрд долл.).

Во время праздничных дней растут объемы розничных продаж и доходы предприятий общественного питания. Например, в 2018 году по случаю Дня образования КНР этот показатель достиг 1,4 трлн юаней. Повышенным спросом у населения пользовались драгоценности, натуральные продукты питания, телевизоры сверхвысокой четкости, смартфоны, посудомоечные машины, «умная» бытовая техника, особенно роботы-пылесосы. Рос также спрос на высококачественные продукты питания и напитки из-за рубежа. В 2019 году американская компания Walmart, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, нарастила объем продаж в Китае импортных товаров почти на 30%. С начала января 2020 года она запустила «лунную новогоднюю улицу» в своих более чем 400 оффлайн и онлайн магазинах.

Вместе с тем эксперты отмечают, что реакция населения на «экономику праздников» меняется. На специальных торговых улицах, в достопримечательных и исторических местах часто бывает многолюдно только в праздничные и выходные дни, но не в будни. В связи с этим высказывается предложение ввести оплачиваемые отпуска, отменив при этом «золотые недели». По мнению экономистов, это позволит рассредоточить туристические потоки и ослабить давление на туриндустрию, а также, соответственно, на окружающую среду.

Сотрудники Центра изучения развития при Госсовете КНР рекомендуют больше внимания уделять особенностям покупательских предпочтений разных групп населения, а для активизации покупательского спроса советуют предоставлять соответствующие услуги адресно. По их мнению, «Экономика праздников» открывает беспрецедентные возможности, и поэтому необходимо вести постоянную работу по изучению возможностей рынка, чтобы повысить вклад праздничных дней в развитие национальной экономики.

Особое значение придается инновационному подходу. Например, администрация музея «Гугун», более известного как «Запретный город», впервые за многие годы провела в новогодние праздники 2019 году многоплановое мероприятие «Празднование Нового года в Запретном городе» и «народные гулянья в праздник Фонарей (Юаньсяоцзе)», которые вызвали большой интерес не только у местных жителей, но и у многочисленных туристов.

В условиях трансформации экономической модели Китая, которая в последние годы все больше опирается на внутреннее потребление, правительственные ведомства Поднебесной ведут большую работу по стимулированию спроса населения на товары и услуги, совершенствуя структуру потребления и развитие новых форм бизнеса. «Экономика праздников» становится одним из тех форматов, которые, по мнению китайских экспертов, могут и должны способствовать дальнейшей модернизации потребления в стране, что позволит обеспечить стабильный рост экономики страны.

КНР экономика праздники