Экономическая повестка Владивостокского саммита АТЭС

Аналитика
Среди приоритетных тем, которые будут обсуждаться на саммите АТЭС, такие важные направления сотрудничества как дальнейшее продвижение к либерализации торгово-инвестиционной деятельности в регионе, усиление экономической интеграции в АТР, обеспечение продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем и содействие сотрудничеству в инновационной области.

Н.Н. Трошин,

старший научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований



С 1 по 8 сентября во Владивостоке пройдет очередной саммит лидеров стран-участниц Азиатско-Тихоокеонского форума экономического сотрудничества (АТЭС). Среди приоритетных тем, которые будут обсуждаться на саммите, такие важные направления сотрудничества как дальнейшее продвижение к либерализации торгово-инвестиционной деятельности в регионе, усиление экономической интеграции в АТР, обеспечение продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем и содействие сотрудничеству в инновационной области.


На сегодняшний день на долю АТЭС приходится почти 55% мирового ВВП, более 47% мировой торговли и около 45% всего объема накопленных в мире инвестиций. Осознавая огромные выгоды от расширения присутствия на этом рынке, Россия весьма заинтересована в усилении своих позиций в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) и увеличении объемов экспорта в страны АТР. Среди наших активных торговых партнеров - США, Китай, Япония и Республика Корея. Вместе с тем, к сожалению, общая доля государств АТР в настоящее время составляет всего 23,7% от внешней торговли России, а инвестиционное взаимодействие между РФ и странами АТР еще меньше. Поэтому для развития в этом направлении предстоит еще очень многое сделать.


Стратегической целью для стран АТЭС было объявлено создание к 2020 в АТР зоны свободной торговли. В ходе саммита 2010г. в Йокогаме было принято решение о необходимости переходить к конкретным мерам в этой области, а также поставлена задача выработать всеобъемлющее соглашение о свободной торговле. Однако на этом пути обнаружились труднопреодолимые препятствия. Немалую роль здесь сыграла существенная неоднородность уровней экономического развития государств участников АТЭС, что предопределило значительные расхождения в позициях по многим вопросам торговой либерализации, в первую очередь в отношении таких секторов как сельское хозяйство и сфера услуг.


На саммите во Владивостоке дискуссия о путях региональной интеграции, по всей видимости, получит дальнейшее развитие. В этой связи следует отметить, что в последнее время среди стран АТР получила широкое распространение практика заключения двусторонних соглашений о свободной торговле, которые могут послужить базой для создания в будущем региональной зоны свободной торговли. Россия также активно осваивает технику заключения таких соглашений. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, наша страна в последнее время получила большое количество заявок от государств АТР о начале переговоров относительно создания зон свободной торговли. В частности о своей заинтересованности заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным союзом заявило руководство Вьетнама. В феврале прошлого года начались переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между странами Таможенного союза и Новой Зеландией.


В то же время, несмотря на то, что доля Новой Зеландии во внешнеторговом обороте России не превышает 0,1% и риски от либерализации торговли в данном случае минимальны, переговорный процесс продвигается не столь быстро как планировалось в начале. Несмотря на взаимную заинтересованность сторон, завершить переговоры и выйти на подписание соглашения о зоне свободной торговли до начала саммита во Владивостоке, скорее всего не удастся. Впрочем, не исключено, что недавнее официальное присоединение России к ВТО позволит ускорить переговоры не только с Новой Зеландией, но и существенно облегчить их с другими странами АТР. Нужно иметь в виду, что, как показывает практика заключения в АТЭС двусторонних соглашений о свободной торговле, спектр областей, подлежащих либерализации, оказывается шире, чем в переговорном процессе в рамках ВТО.


Еще одной темой, которая будет активно обсуждаться в ходе саммита во Владивостоке, станут вопросы развития транспортной инфраструктуры. Их решение должно содействовать ускорению переговоров о создании зон свободной торговли со странами АТР. Неслучайно поэтому Россия выдвинула совершенствование транспортно-логистических систем в качестве одного из приоритетных направлений предстоящего саммита.


Большое значение в частности придается возможному использованию Транссибирской магистрали в качестве альтернативного Суэцкому каналу пути для транспортировки грузов из Азии в Европу. Однако на пути реализации этого проекта также есть немало трудностей. Во-первых, необходимо существенно сократить время таможенной очистки товаров. Сейчас в России эта процедура занимает в несколько раз больше времени, чем в других странах АТР. Во-вторых, надо существенно повысить эффективность железнодорожного транспорта в России, что потребует значительных инвестиций. Возможности привлечения частного капитала в эту сферу ограничены тем, что железные дороги находятся в собственности государства.


Таким образом, несмотря на очевидные преимущества, которые открывает укрепление экономического сотрудничества России со странами АТР, они пока еще продолжают оставаться потенциальными, и для их реализации потребуются значительные усилия и время. Вместе с тем проведение очередного саммита АТЭС во Владивостоке, очевидно, придаст дополнительный импульс в решении поставленных задач.