«Проблемы, состояние и перспективы Восточных регионов Украины в контексте российско-украинского приграничного сотрудничества»

Аналитика
Доклад  председателя Меловского поселкового совета, аспиранта Восточноукраинского национального университета им. В.Даля Кислицина А.Г.

Приграничное сотрудничество Восточных регионов Украины с регионами Российской Федерации имеет большое социально-экономическое значение для развития территорий обоих государств. Наши регионы всегда были связаны культурными и экономическими связями. Многие жители имеют большие родственные корни в приграничных регионах. На территории Восточных регионов Украины абсолютно преобладающим является русский язык, который определяет культуру, ментальность и национальные предпочтения, более 80% населения используют русский язык как язык общения.

Слайд 1.

Выгода от приграничного сотрудничества очевидна: это предполагаемые высокие результаты возобновления и развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности приграничных районов. Рациональное использование имеющегося промышленного и трудового потенциала, природных ресурсов, опыт решения экологических и гуманитарных проблем.

Изучая международное сотрудничество Украины и России, обращает на себя внимание тот факт, что во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия-экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют в основном национальный масштаб. Производственное международное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, практически не развито. Более того, по обе стороны российско-украинской границы не используется на полную мощность потенциал предприятий, работающих на местном сырье и ориентированных на локальный рынок.

Государства – члены ЕС имеют значительный опыт развития приграничного сотрудничества в рамках интеграционных процессов. Еще в начале 80-х гг. XX столетия были определены правовые основы подобного взаимодействия в виде Европейской рамочной конвенции по трансграничному сотрудничеству. Согласно этому международному акту правительства стран, подписавших Конвенцию, обязались развивать и поощрять приграничное сотрудничество местных и региональных властей, находящихся под их юрисдикцией.

В Российской Федерации на начальном этапе приграничное сотрудничество осуществлялось при фактическом отсутствии российской нормативной правовой базы. Только 9 февраля 2001 г. распоряжением № 196-р Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации, определившую цели, принципы и приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества.

         Украинской стороной Концепция приграничного сотрудничества была ратифицирована в1993 году, а в 2004 году принят Закон Украины «О трансграничном сотрудничестве».

Экономико–географическое положение Восточных регионов Украины создает условия для выгодного, плодотворного сотрудничества по большинству направлений. Наши регионы имеют достаточный потенциал для дальнейшего сотрудничества в области образования, здравоохранения, семьи, молодежи, культуры, спорта, строительства и жилищно–коммунального хозяйства, а также правоохранительной сферы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, эффективного взаимодействия таможенных и пограничных служб.

За период независимости Украины демографическая ситуация в приграничных селах Луганской области имеет стабильную отрицательную динамику. Одна из объективных причин уменьшения населения приграничных сел - нарушение  интеграционных связей между приграничными районами Украины и России.  Так, по данным на 2001 год сельское население Луганской области уменьшилось на 357,2 тыс.чел., а в период с 2001 по 2011 год еще на 303,4 тыс.чел.

Слайд 2.

Что касается развития трансграничного сотрудничества, то наиболее важными являются создание совместных логистических парков, предприятий в сельском хозяйстве, на транспорте, решение проблем трудовой миграции, упрощение таможенных процедур. К актуальным вопросам, которые требуют своего решения, относится упорядочение соответственной законодательно–нормативной базы, которая регламентирует трансграничные межгосударственные отношения. Наши желания по трансграничному сотрудничеству очень часто разбиваются об отсутствие нормативной базы этого сотрудничества.

Так, в Меловском районе Луганской области еще в 2007 году сессией районного совета была принята районная «Концепция трансграничного сотрудничества Меловского района Луганской области», но реализовать положения концепции смогли только в 2013 году, подписав договор о трансграничном сотрудничестве с соседним Чертковским районом Ростовской области. Более 5 лет понадобилось для того, чтобы пройти все согласования и разрешения на региональном и центральном уровнях.

На границе Луганской и Ростовской областей в соответствии с Межгосударственным соглашением Украины и России действуют 7 международных и межгосударственных контрольно-пропускных пунктов пропуска и 31 местный пограничный пункт пропуска. Из них, только международные пункты пропуска осуществляют пропуск иностранных граждан и производят оформление таможенных грузов. Остальные пункты пропуска практически не проводят таможенное оформление.

Слайд 3.

Важным направлением также является развитие сотрудничества между территориальными общинами уровня сельских и поселковых советов. Главным здесь выступает обеспечение взаимодействия между общественными организациями, обмен информацией между местными громадами, обучение работников органов местного самоуправления основам международного сотрудничества и права, совершенствование социальной инфраструктуры в приграничной зоне. Сейчас сложилось так, что на западных границах жители приграничных районов процветают за счет приграничной торговли, зеленого туризма, обслуживания приграничной инфраструктуры. А у нас – депрессия и разруха. Одной из серьезных проблем является низкий уровень и качество жизни населения приграничных районов, неудовлетворительное состояние социальной сферы.

Требуют своего решения ряд неурегулированных территориальных вопросов. Одним из них является прохождение по территории Меловского района Луганской области (Украина) 30-км участка Юго-Восточной железной дороги (РФ). Станция Зориновка (ЮВЖД) со всей железнодорожной инфраструктурой находится на территории Украины.

Слайд 4.

Региональное трансграничное сотрудничество будет успешным при условии его поддержки центром (государством). Причём, эта поддержка должна не только декларироваться, но быть реальной, то есть согласованной с основной стратегической линией экономической политики обоих государств. Кроме того, государство должно обеспечить трансграничное сотрудничество на институциональном уровне. Это значит, что торговая, структурная, таможенная, кредитная и т.д. политика государства должна быть согласована с аналогичными направлениями политики приграничных государств.

Региональные центры, реально заинтересованные в развитии трансграничного сотрудничества, должны содействовать развитию инфраструктуры в этих регионах, а также интеграции региональных транспортных систем. Это должно проявляться не только в институциональной поддержке, но и инвестиционной. Инвестиционные ресурсы можно обеспечить соответствующей налоговой льготой субъектам хозяйственной деятельности трансграничных регионов. В этом отношении представляется целесообразным использование практики функционирования различных форм свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Не последняя роль в трансграничном сотрудничестве уделяется негосударственным организациям, без которых трансграничное региональное сотрудничество невозможно. Однако эти организации, действуя в рамках своих полномочий, не снижают роль центра (государства). Они должны формулировать основные направления трансграничного регионального сотрудничества и координировать межрегиональные связи. Кроме того, они должны тесно сотрудничать с центрами (с соответствующими органами экономической и политической власти в государствах), предоставляя им необходимую информацию и обеспечивая соответствующую институциональную поддержку трансграничных и региональных отношений.

В активизации сотрудничества в трансграничных регионах большую роль может сыграть малый бизнес. Известные преимущества малого бизнеса способны значительно расширить не только экономические отношения трансграничных государств, но способствовать культурному развитию. Однако, без соответствующей поддержки со стороны центра это тоже невозможно. Именно государственная экономическая политика может обеспечить развитие предпринимательства (в том числе малого).

Анализ состояния рынка труда украинского приграничья позволяет выделить общие черты, характерными для которых является высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, стагнация промышленного производства, теневой сектор занятости населения, низкий уровень государственного контроля за использованием земель.

Внешнеэкономические связи между районами не соответствуют их экономическому потенциалу и имеют значительные возможности для их дальнейшего развития. Это также касается инвестиционной деятельности, создания совместных предприятий, установления торговых, кооперационных и технологических связей.

Выходом из такой ситуации могут быть совместные усилия по развитию трансграничного сотрудничества по следующим направлениям:

- расширение производственной и социальной инфраструктуры приграничных районов, направленной на стимулирование их экономического развития и улучшение качества жизни и благополучия граждан;

- расширение и обустройство приграничной инфраструктуры;

- создание транспортной инфраструктуры, транзитных коридоров;

- активизация трансграничного сотрудничества и эффективного взаимодействия в социальной и гуманитарной сферах, в природоиспользовании и охране окружающей среды;

- углубление сотрудничества и эффективного взаимодействия между территориальными громадами районов;

- разработка организационных мероприятий по созданию еврорегионов на уровне районных административно-территориальных единиц и отдельных населенных пунктов;

- повышение социально-экономического развития приграничных районов и жизненного уровня населения путем стимулирования приграничного сотрудничества;

- создание условий для развития трансграничного сотрудничества на всех уровнях его взаимодействия, углублению сотрудничества и поиску новых форматов взаимодействия между администрациями и местными громадами районов;

- создание благоприятной среды для бизнеса и приграничной торговли;

- повышение уровня осведомленности населения и обеспечение широкой общественной поддержки в сфере трансграничного сотрудничества;

- содействие решению проблем экономического развития, повышению уровня экономической и социальной интеграции районов, улучшения качества жизни граждан;

- совместное решение проблем, которые возникают в сфере экономики, охраны здоровья, борьбы с организованной преступностью и т.д.;

- позиционирование Восточных регионов Украины в качестве активных участников трансграничного сотрудничества Луганской и Ростовской областей.

Процесс формирования приграничного сотрудничества необходимо рассматривать в рамках трехстороннего сотрудничества, а именно: власть (региональные власти и местное самоуправление); бизнес; население. Залогом успешного развития модели приграничной интеграции является сотрудничество и заинтересованность всех сторон участников процесса. Так, административные комплексы областей заинтересованы в развитии подконтрольной территории с использованием всего потенциала региона (в частности речь идет и о географическом положении). Бизнес заинтересован в обеспечении стратегии формирования глобальных рынков, а также использовании конкурентных преимуществ развития предприятий и отраслей. Население заинтересовано в повышении качества жизни и получении рабочих мест. Естественно приведенная заинтересованность является довольно общей и для реализации конкретных проектов. Достижение взаимопонимания представлений позиций сторон является одной из главных целей создания новой региональной политики.

Развитие трансграничного сотрудничества нацелено на адаптацию приграничных регионов к глобализационным и интеграционным процессам, которые происходят на европейском и постсоветском пространствах, реализации выгодного транзитного потенциала для рационального и комплексного использования всех приграничных ресурсов, развития экономики успешного социально-экономического развития районов. Очень важными для трансграничного сотрудничества являются проектные разработки по созданию сети интермодальных логистических парков.

Большая научная работа в этом направлении проводится Восточно-Украинским национальный университет имени Даля, общественной организацией «Институт стратегии безопасности и развития приграничных территорий» (г. Луганск).

Анализ перспектив развития Восточных регионов Украины свидетельствует, что существующие интеграционные связи, в современных условиях, целесообразно развивать. Это подтверждает, в частности то, что Восточные регионов Украины расположены на перекрестке «международных стратегических железнодорожных и автомобильных магистралей «Север-Юг», «Запад – Восток».

Решением многих вопросов стало бы строительство интермодального логистического терминала «Меловое  – Чертково», основными преимуществами которого являются:

- обеспечение интеграционных связей и максимальная занятость приграничного населения;

- достижение оптимального перераспределение транзитных грузов во всех направлениях международных  железнодорожных и автомобильных маршрутов системы «Европа-Азия-Европа»;

- единое таможенное оформление грузов на железнодорожной станции «Чертково» транзитной магистрали «Москва – Кавказ».

Слайд 5.

         Развитие транспортных возможностей приграничных регионов Украины сдерживает недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, плохое состояние дорог, слабая развитость приграничной инфраструктуры, большое количество пунктов пропуска со статусом межгосударственного, а не международного значения, недостаточное внедрение современных транспортных технологий: интермодальных перевозок, контейнеризации, логистических принципов управления товарными потоками.

В настоящее время для развития приграничных территорий важен вопрос создания на локальном уровне институтов сотрудничества. Обеспечить взаимодействие органов управления районного звена способны двухсторонние рабочие группы по трансграничному сотрудничеству. Это позволит оперативно и качественно решать вопросы социально-экономического развития приграничных территорий, так как работа рабочей группы будет опираться непосредственно на работу аппарата управления административно-территориальных единиц и органов местного самоуправления. Очень важно, чтобы рабочие группы работали не изолированно, а стали основным генератором развития трансграничного сотрудничества в регионах. Местными органами власти должны создаваться условия, чтобы предприятия, организации, представители мелкого бизнеса посчитали для себя выгодным работать в условиях приграничья, дать им возможность переместиться к узлам коммуникаций, где можно создавать логистические центры и условия взаимовыгодного сотрудничества.

Рабочими группами должны быть определены полномочия субъектов, четко обозначены их функции. Необходимо совместно приступать к разработке двусторонней программы сотрудничества, создавать полноценный совещательный орган, а в перспективе – создание еврорегионов на базе административно-территориальных единиц районного уровня.

В настоящее время практически отсутствует практика работы рабочих групп местного уровня, а создание еврорегионов на базе административно-территориальных единиц районного уровня даже не обсуждается региональными и государственными органами власти. Более того, на фоне усиления процессов связанных с демаркацией границы, усовершенствования контроля пересечения границы местными жителями и обустройства местных пунктов пропуска, наблюдается прекращение интеграционных процессов между органами исполнительной власти и местного самоуправления.

На территории населенных пунктов Меловое Луганской области и Чертково Ростовской области не урегулированными остаются более 56 гектар промышленной зоны, в которую входит около 1/3 железнодорожной станции Чертково (СКЖД).

Слайд 6.

Один из главных факторов трансграничного сотрудничества Восточных регионов Украины – это транснациональный коридор, который проходит по территории Луганской области. Реконструкция железнодорожных магистралей, оптимизация их работы, реконструкция автомобильных трасс национального и регионального значения – это все мы предлагаем как комплекс мер по оживлению приграничного сотрудничества. В последние годы граница практически заблокирована, пограничные и таможенные органы делают достаточно жесткие шаги в направлении усиленного контроля границы, перекрытия потока контрабанды.

Многие приграничные районы, поселки, села в вопросах социальной инфраструктуры, транспортной доступности к районному, областному центру находятся в тяжелом положении, т.е. там сконцентрировано много проблем, которые можно и нужно решать, кооперируясь по обе стороны границы с помощью приграничного сотрудничества.

Первоочередными мероприятиями  для создания и использования приграничной инфраструктуры должны стать:

- Демаркация государственной границы;

- Обустройство МТК (международных транспортных коридоров);

- Строительство местных пограничных пунктов пропуска и их обеспечение современным техническим оборудованием;

- Реконструкция дорог и подъездных путей к международным и местным пунктам пропуска;

- Восстановление и интегрирование приграничных связей населения украино-российского приграничья;

- Снятия ограничений, связанных с распространением африканской чумы свиней.

Слайд 7.

В Европе приграничные  территории играют ключевую роль для развития экономического сотрудничества. Приграничные инновационные центры – за этим будущее в развитии приграничных территорий. России и Украине необходимо не отставать от своих соседей в развитии трансграничного сотрудничества.