Государство в условиях глобализации мировой экономики

Аналитика
Стремительное развитие глобализации способствовало тому, что сегодня государства не могут позволить себе проводить одну политику внутри своих границ и принципиально другую – за их пределами, так как всеобщая демократизация общества требует перехода к универсальным правилам, нормам и процедурам, как во внутренней, так и во внешней политики. Однако каждая отдельная страна имеет свои исторически сложившиеся социально-экономические и политические традиции, культуру и вероисповедание.

И.С. Сокол,

научный сотрудник отдела международных экономических исследований,

кандидат экономических наук

Стремительное развитие процессов глобализации способствовало тому, что сегодня ни одна национальная экономика уже не может развиваться без участия в международных производственных связях. Если 30 лет назад речь шла об участии или не участии страны во внешнеэкономической деятельности, то в настоящее время можно говорить исключительно о степени активности такого участия в международных процессах. Важнейшей стратегической задачей любого государства стало установление и поддержание определенного уровня экономического участия на внешних рынках. Следствием же расширения и углубления международного разделения труда является процесс увеличения экономической взаимозависимости между странами, который проявляется в сращивании национальных, региональных и отраслевых рынков.


Проблема глобализации в настоящее время является одной из самых обсуждаемых. Основной причиной послужившей толчком к развитию международных производственных связей и процессов глобализации стало желание со стороны западноевропейских и американских компаний в увеличении прибыли своих предприятий за счет освоения потребительских рынков развивающихся стран для сбыта своей продукции, а также сокращения издержек производства путем перенесения в данные страны трудоемких и материалоемких производств. Для облегчения товарообмена между странами развитые страны начали внедрять политику либерализации внешнеэкономической деятельности, которая проявлялась в постепенном снижении, а в некоторых случаях отмене таможенно - тарифных ограничений. Впоследствии начали сниматься валютные ограничения и на пути движения капитала.


Однако в течение последних 20 лет глобализация начала активно выходить за границы только экономических отношений, и распространилась на социально-политическую, культурную и иные сферы жизни, когда происходит формирование некоей «глобальной системы ценностей и единой культуры». Анализ причин, повлиявших на развитие данных процессов, позволил выделить два основных фактора – международный и экономический.


Международный фактор связывает динамичное развитие глобализации с крупными международными событиями, а именно:


создание различных интеграционных объединений (Европейский союз, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и др.);


принятием Конференцией Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г. Европейского акта, вступившего в силу 1987 г. и провозгласившего четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала;


создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО),


которые способствовали смягчению и унификации таможенного, торгового, налогового законодательства многих стран и усилили экономическую взаимозависимость национальных хозяйств и их хозяйствующих субъектов. Кроме того, на процесс «формирования прозрачности границ» благоприятное влияние оказали и такие политические событии, как распад Советского Союза, ликвидация СЭВ и Варшавского пакта; воссоединение Германии.


Экономический же фактор отождествляет ускорение темпов развития глобализации с ростом мощи и сети международных корпораций, который послужил толчком к развитию международного маркетинга, электронной торговли, международной логистики. А развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, гибких автоматизированных производств создали условия для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов, что позволило снизить издержки на столько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.


Постепенное становление единого мирового экономического пространства, также оказывает воздействие на национальную идентичность, делая мало результативной политику национального экономического развития и модель экономической безопасности страны. По мере своего производственного роста транснациональные структуры закладывали основы и принципы ведения международных экономических отношений, постепенно становясь ядром мировой экономической системы. Поэтому, когда национальные компании или предприятия развивающихся стран достигают определенных показателей экономического роста, позволяющих им выходить на мировой рынок, то существующие на нем правила ведения бизнеса, как правило, не соответствуют национальному регулированию, что дает возможность транснациональным корпорациям оказывать влияние на проводимую в странах экономическую политику. В результате, сегодня государства не могут позволить себе проводить одну политику внутри своих границ и принципиально другую – за их пределами, так как всеобщая демократизация общества требует перехода к универсальным правилам, нормам и процедурам, как во внутренней, так и во внешней политики. И если при формировании национальной стратегии развития данные принципы не учитываются, то она оказывается неэффективной и приводится к срыву глобальными процессами, происходящими в финансовой, производственной, социальной и других сферах.


Расширение сети транс - и мультинациональных корпораций способствовало сближению людей различных национальностей и вероисповеданий. Углубление международных контактов и развитие информационных технологий позволили гражданам широко получать сведения о материальных благах и нравственных ценностях других стран. Благодаря этому среди населения многих государств начался процесс формирования критического отношения к стереотипам поведения, сложившимся внутри своих стран, что постепенно стало приводить к размыванию, казавшихся ранее незыблемых культурных различий между странами и образованию культурной унификации, сопротивляться с которой не смогли многие государства, например, Испания, Мексика, Аргентина, Турция. Глобализация сохранила в них национальную идентичность лишь как культурный фольклор и туристические символы (испанская коррида, мексиканская кухня, аргентинское танго, турецкий ислам), а граждан этих стран сделал «гражданами мира». В основе же универсальных ориентиров заложена западная модель развития и западная система ценностей: рыночная экономика, правовое государство, индивидуальная свобода и права человека и др.


Произошедшая за последние 20 лет эволюция информационных технологий сформировала единое информационное пространство и глобальное сетевое сообщество, что позволяет сегодня гражданам не только получать необходимую информацию и общаться, но и дает возможность для контроля и манипуляцией национальными сообществами со стороны западных стран. Например, под предлогом активного развития глобализации и необходимости в связи с этим формирования единых «цивилизационных ценностей» запад оправдывает свое право на вмешательство, включая военное, в политическую жизнь стран для достижения какой-либо своей выгоды, например, с целью получения доступа к энергетическим ресурсам. Следует также отметить, что повсеместное распространение телевидения и интернета, активно пропагандирующих недостижимые для многих стран мира западные нормы жизни, стимулировало в некоторых государствах, прежде всего мусульманского мира, напротив, волну антизападных настроений, проявляющихся, в частности, в виде международного терроризма.


Каждая отдельная страна имеет свои исторически сложившиеся социально-экономические и политические традиции, культуру и вероисповедание. «Глобальная же система ценностей» предполагает экономические, политические и социальные ценности, разделяемые представителями западной цивилизации, но абсолютно не характерные, например, для стран исламского мира, Азии, Африки, некоторых государств СНГ. В результате, продвигаемая западная модель экономического и политического развития становится не способной прижиться во многих странах, при этом, создавая там условия препятствующие развитию проектов национальной модернизации. Поэтому на современном этапе развития глобализации в мировой экономике существует большой разрыв между развитыми государствами, так называемой большой семерки золотого миллиарда (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия), и развивающимися странами, а также странами третьего и четвертого мира, которые находятся на периферии мирового развития, куда переносятся все ненужные производства и продаются некачественные товары.


Россия до распада СССР обладала весомым геополитическим и экономическим потенциалом, который еще не весь утрачен после перестройки 1990-х гг. Поэтому сегодня она находится в промежуточном положении и может примкнуть как к «бедным» государствам, так и к развитым. В настоящее время одной из основных задач российской экономической политики является ее модернизации. Для страны, поставившей перед собой такую цель, важным моментом является определение ориентиров развития. Если Россия в стратегии своего развития будет основываться лишь на опыт западных развитых стран, то, с одной стороны, задачу модернизации будет решать гораздо легче. Но, с другой стороны, это создаст проблему обратного влияния: модернизации на национальную идентичность (политическую, культурную, историческую, социальную). В этой связи в России должна быть разработана такая стратегия модернизации, которая бы смогла поднять отрасли промышленности и сделать продукцию отечественного производства конкурентоспособной как на внутреннем, так и на мировом рынке, в том числе и путем усиления поддержки и активного отстаивания государством интересов российских компаний и предприятий на международных рынках, так как, скорее всего, страны запада будут оказывать сопротивление укреплению позиций российских производителей. Как показали первые послереволюционные и послевоенные десятилетия, международная изоляция, не является действенным средством борьбы против России. Напротив, в это время произошло крупнейшее за ее историю экономический подъем. Тогда как сегодняшняя открытость ставит Россию на грань экономического кризиса. Ресурсная база и сохраняющаяся с советского времени, хотя и со значительным моральным износом, инфраструктура делают Россию потенциально самодостаточную страну. Опора в развитии страны преимущественно на транснациональные корпорации не способна поднять международную дееспособность и статус страны до уровня необходимого для вхождения в статус «двигателей» глобализации и субъектов глобального управления, так как корпорации призваны решать, прежде всего, свои задачи, а не задачи растущих экономик и рынков. Привлекать иностранный капитал и сотрудничать с транснациональными корпорациями необходимо, но делать ставку только на них в проведении модернизации (а не просто экономического роста, который может иметь место и без преобразований) неэффективно. Для поднятия своего статуса в международном сообществе, для того чтобы являться не только объектом, но и субъектом процессов, происходящих в мировой экономике, России необходимо перенимать опыт и использовать возможности, предлагаемые глобализацией, но трансформируя их через призму учета национальных интересов с целью сохранения политической, исторической, культурной идентичности страны. Так как, если государство окажется слабым и неспособным защититься от унификации, то оно обрекает свою страну на отставание в развитие, и, как следствие, на недееспособность участия в глобальной конкуренции, деградацию и упадок.