Проблемы региональной безопасности после вывода войск США из Ирака

Мероприятия

17 мая в Ростове-на-Дону прошел экспертный «круглый стол» на тему «Проблемы региональной безопасности после вывода войск США из Ирака», организованный совместными усилиями РИСИ и одной из ведущих аналитических структур Турецкой республики - Центра изучения проблем Ближнего Востока (ORSAM). Значимость мероприятия подчеркивал не только круг рассмотренных на нем вопросов — сегодняшнее состояние и перспективы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, но также состав участников. В работе «круглого стола» приняли участие руководители РИСИ — ORSAM, высокопоставленные представители государственных и деловых кругов Турции, ведущие ученые и эксперты по ближневосточной проблематике двух стран.

Значимость приложения максимальных усилий для сохранения мира и стабильности в регионе, ставшем ареной реализации инициированных извне сценариев «арабских революций» отметил в докладе, открывающем работу «круглого стола», директор РИСИ Леонид Решетников. Он особенно отметил большие потенциальные возможности совместных миротворческих действий роли России и Турции — посыл, к которому неоднократно возвращались в своих выступлениях и российские, и турецкие участники мероприятия. Две эти страны относятся к ограниченному кругу государств, обладающих самостоятельной позицией в международных делах, являющимися настоящими островками суверенитета в однополярном мире.

Хасан Джанполат, заместитель министра внутренних дел Турецкой Республики, в ответном слове отметил, что политический кризис в Ираке следует рассматривать в контексте общей ситуации на Ближнем Востоке, а также анализа позиций региональных и нерегиональных сил, занимающих различные позиции в отношении политических процессов, происходящих в регионе.

На стремительно развивающиеся в последние несколько лет двусторонние отношения обратил внимание в своем выступлении и директор ORSAM Хасан Канболат. По его мнению, основной проблемой на сегодняшний день является этнический и религиозный экстремизм, проявления которого в регионе становится все заметнее. Напрашивается вывод, что усиление отмеченных руководителем ведущего аналитического центра Турецкой республики негативных тенденций было вызвано вторжением войск западной коалиции во главе с США в суверенный Ирак под надуманным предлогом и в нарушение международного законодательства. Экстраполируя отмеченную проблему на ситуацию в Ираке, Х. Канболат обратил особое внимание на противоречивые тенденции строительства общеиракского общества и рост этнического, религиозного и регионального сознания населяющих Ирак групп. Можно сделать вывод, что вторжение западной коалиции уничтожило не только государственный суверенитет, но и единство Ирака как гражданской нации.

Эта тема в развернутом виде была проанализирована в содержательном и фундаментальном докладе известного специалиста-ближневосточника д-ра Серхата Эркмена (Новый период напряженности между центральным и курдским региональным правительством в Ираке: противоречие «централизация–децентрализация). Как резюмировал докладчик, политическая трансформация, переживаемая сегодня Ираком, далека от завершения. Происходящие здесь изменения существенно ослабляют возможность организации суннитов и шиитов или арабов и курдов в рамках единого государства.

Мнение турецкого коллеги было поддержано в выступлении старшего научного сотрудника Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Ирины Свистуновой (Политика Турции на Ближнем Востоке: взгляд из России). Вывод американских войск из Ирака в отсутствии внутриполитической стабильности, по мнению исследователя, создает угрозу распада Ирака на квазигосударства арабов-суннитов, арбов-шиитов и курдов. Вследствие сложной этно-конфессиональной структуры Ирака процесс распада может принять прогрессирующий характер, при котором будет происходить дробление на все более мелкие полугосударственные образования.

Имеющиеся факты о характере и масштабах американского присутствия в Ираке после официального завершения вывода войск США из Ирака свидетельствует об известной условности этого шага. В выступлении Бильгая Думана, эксперта ORSAM по Ближнему Востоку, приведены данные о многотысячном контингенте так называемых частных армий США, оставшемся в Ираке после вывода регулярных войск.

По мнению ряда экспертов из государств Южного Кавказа, на мнение которых ссылался в своем выступлении руководитель Черноморско-Каспийского центра РИСИ Эдуард Попов, «США просто сменили одну форму оккупации другой». При этом подавляющее большинство экспертного сообщества отмечает провал операции США в Ираке. Для самого же региона ситуация после вывода американских войск оказалась существенно хуже, чем до ввода.

Южнокавказский тренд был развит также в выступлении старшего научного сотрудника РИСИ Евгения Бахревского (Место Азербайджана в системе региональной безопасности). Тесно связанный с выводом войск США из Ирака фактор Ирана имеет непосредственное отношение к Азербайджану. Главная, по мнению докладчика, задача этого государства – избежать участия в конфликте на южных границах и не допустить вовлечения в любые деструктивные процессы вокруг Ирана.

Затронутая во вступительном слове Л. Решетникова проблема несоответствия официальных деклараций США и их союзников о начале «демократической весны» на арабском Ближнем Востоке получила развитие в последующих выступлениях. По мнению руководителя сектора Ближнего Востока РИСИ Анны Глазовой (Территориальная целостность ближневосточных государств в контексте интересов региональных и внерегиональных сил), эти декларации не соответствуют политическим реалиям и противоречат подлинным целям американской политики в регионе. На Ближнем Востоке главную роль стали играть региональные и внерегиональные силы, которые, действуя с разных позиций и в разных интересах направляют усилия на дестабилизацию региона и на переформатирование карты Ближнего Востока. Под угрозой находятся государственные границы не только Ирака, но и Сирии и Ирана. (Схожий вывод сделан и Б. Думан, по мнению которого удар по Ирану развалит Ирак). Похожий сценарий может ожидать и Сирию. Стратегические задачи, которые решают США - ослабление Китая и дестабилизация по периметру границ России. По мнению А. Глазовой и главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова (Влияние событий на Ближнем Востоке на развитие постсоветских республик Центральной Азии), Турция объективно не заинтересована в дестабилизации на своих границах.

Из выступлений и дискуссии на «круглом столе» явствует, что в двух странах в некоторых случаях по-разному оценивают сегодняшние политические реалии. В наиболее концентрированном виде это выразилось в непонимании официальной Анкарой позиции России по сирийскому вопросу (анализ публикаций турецких СМИ по данной проблематике, напротив, демонстрирует достаточно широкий разброс общественных настроений, в том числе, резко критических в отношении политики Вашингтона и его союзников). Отвечая на распространенный в турецких СМИ и политикуме тезис-обвинение в адрес России о поддержке «падающих диктаторов», А. Куртов предложил удачную формулу для обозначения позиции страны, интересы которой представляет РИСИ: «Москва поддерживает не диктаторов, а незыблемость международных принципов». Отмеченный докладчиками принцип двойных стандартов американской политики проявляется в политическом (а не правовом) определении «режима Б. Асада» как диктаторского на фоне систематических нарушений США и их союзниками в Западной Европе принципов демократии. Развернутую иллюстрацию отмеченного противоречия американской политики А. Куртов продемонстрировал на материале государств Центральной Азии.

Широкие возможности развития российско-турецких отношений, как можно заключить из выступлений турецких участников, открывает победа на президентских выборах в России Владимира Путина. В частности, налажено личностное взаимодействие В. Путина и премьер-министра Турецкой республики Р.Т. Эрдогана, - тезис, прозвучавший в выступлении научного сотрудника ORSAM Ильяса Камалова (Взгляд из Турции на ближневосточную политику Российской Федерации) и в других докладах. В содержательном докладе Османа Гёкселя, проектного директора нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», члена правления BOTA?, члена консультативного комитета ORSAM обозначены существующие и потенциальные сложности и противоречия на международном рынке газа. Экономические, политические и возможные военные санкции против Исламской республики Иран и ответный шаг со стороны ИРИ в виде закрытия Ормузского пролива могут создать принципиально новую ситуацию на сырьевых рынках. Докладчиком обозначена возможная линия кооперации России, Азербайджана и Ирана в газовой сфере путем образования центра по купле-продаже газа и созданию необходимой основы для начала торговли газом на фондовой бирже.

Доклады и выступления участников «круглого стола» выявили частные несовпадения позиций России и Турции, однако продемонстрировали готовность обоих сторон к диалогу и пониманию. Участниками мероприятия отмечалось, что двусторонний диалог обладает прогрессирующей динамикой. Главное условие его дальнейшего позитивного развития — заинтересованность России и Турции, ведущих региональных игроков в мире и стабильности близ своих границ, угроза которым исходит во многом из внерегиональных центров силы. Это обстоятельство, а также продемонстрированное умение слушать и слышать другую сторону вселяют оптимизм как в будущее двусторонних отношений, так и в успех совместных миротворческих действий России и Турции по предотвращению масштабной дестабилизации на Ближнем Востоке и близ его границ.

Итоги проведенного мероприятия были закреплены в ходе неофициальной части программы. Российско-турецкая делегация посетила древнюю столицу Донского казачества Старочеркасск, ознакомилась с историей города и его главной святыней — Вознесенским войсковым собором, а также посетила выставку, посвященную оружию донских казачества, в течение столетий стоящих на страже интересов государства Российского.