Великая Отечественная война в восприятии подростков - итоги конференции на православном образовательном портале «Слово»

Новости
В сознании современных школьников сложились более или менее отчетливо национальные картины войны - такой вывод был озвучен на международной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации».

В сознании современных школьников сложились более или менее отчетливо национальные картины войны - такой вывод был озвучен на международной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации». Конференция была приурочена к 65-летию Победы и проходила в Российском институте стратегических исследований при поддержке Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы.


В  рамках конференции прозвучали доклады известных отечественных и зарубежных ученых: д.и.н. Н.А. Нарочницкой (Фонд исторической перспективы), д.и.н. член-корреспондента РАО О.В. Гукаленко (Приднестровье), В.Я. Бабенко (Уфимский филиал МГГУ им. Шолохова), профессора Т. Митева (Болгария),  профессора М. Павловича (Сербия), профессора К. Финк (США), профессора  Л.Е. Криштаповича (Беларусь) и других.  


Участникам форума были представлены результаты исследований, проведенных сотрудниками РИСИ на основе анализа учебной литературы, более тысячи тестов, сочинений и рисунков школьников России, Белоруссии Украины и Приднестровья.


Как отметила начальник отдела гуманитарных исследований РИСИ д.и.н. Т.С. Гузенкова, дети в своих описаниях войны чаще оперируют понятиями, датами и именами, характеризующими местный театр военных действий, чаще называют местных героев, акцентируют внимание на руководителях и  военачальниках  своих национальностей. СССР почти не воспринимается ими как единая многонациональная страна, воевавшая с фашизмом. Напротив Россия, Белоруссия, Украина рассматриваются как самостоятельные и равноправные участники Великой Отечественной войны.


Российские школьники, как правило, убеждены в том, что против фашистов воевали в основном русские солдаты и народ, белорусские - в том, что трагедия войны более всех затронула белорусов. Одна белорусская школьница, например, заявила, что в ходе ВОВ «Красная Армия помогла белорусским партизанам». Украинские дети и подростки в своей массе считают что главным театром военных действий и главной пострадавшей в ходе войны страной была Украина. Т.С. Гузенкова обнародовала выдержки из сочинений украинских школьников, свидетельствующие об их полной исторической дезориентации: «…Украина была главной ареной борьбы против фашизма… Украина имеет своих героев. Героев в рядах Красной армии, героев УПА, героев Карпатской Украины», «…В 1941 году произошла трагедия, глобальная национальная катастрофа, которая в наибольшей степени ударила по Украине, как главной арене боевых действий».


Как отметили участники конференции, перед обществом стоит очень серьезная проблема сохранения памяти о войне. Если раньше основным источником информации для детей были семейные воспоминания и встречи с ветеранами ВОВ, то в ближайшем будущем по объективным обстоятельствам доля живых свидетельств очевидцев окажется сведена к минимуму. Между тем, существующие школьные учебные пособия, призванные восполнить этот пробел зачастую страдают неоправданным лаконизмом. Исследователи РИСИ подсчитали, что в 1997 г. в учебнике по истории под ред. М.П.Кима освещению ВОВ отводилось 43% всего объема учебника. В 2001 г. в учебнике А. Левандовского и Ю. Щетинова, пережившем 5 изданий, военному периоду было уделено 8%.

Православный образовательный портал «Слово»

09.04.2010