Об итогах визита В.В.Путина в Китай

Аналитика
Успешный визит премьер-министра РФ В.Путина в Китай 12-14 октября 2009 года продемонстрировал готовность двух стран к наращиванию темпов взаимодействия в самых различных областях, поиску компромисса по имеющимся спорным вопросам, показал прагматичный подход России к сотрудничеству с КНР в энергетической и торгово-экономической сферах.

Научный сотрудник

отдела проблем Азии

И. Ю. Фролова

Созданный механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая способствует росту доверия друг к другу, позволяет сторонам откровенно обсуждать существующие проблемы двустороннего взаимодействия. Свидетельством тому стало подписание соглашения о взаимном информировании о пусках баллистических ракет. По оценкам китайских военных специалистов, подобное соглашение подписано впервые в истории, что знаменует важный прорыв в отношениях между нашими странами и свидетельствует об углублении взаимного доверия в военной области.

Общая сумма коммерческих соглашений, заключенных в ходе визита, составила 3,5 млрд дол. Контракты такого объёма впервые заключаются между китайскими и российскими предпринимателями, что представляется чрезвычайно важным в условиях мирового финансового кризиса и с учетом снижения объема российско-китайского товарооборота на 37% в первой половине 2009 г.

Самое оживленное обсуждение в российской прессе и научных кругах вызывает подписание рамочного соглашения об основных условиях поставок природного газа из России в Китай между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Меморандум о поставках российского газа в КНР был подписан еще в 2006 г., но до настоящего времени этот вопрос находился в подвешенном состоянии. Камнем преткновения в переговорах с китайскими партнерами в течение длительного времени был вопрос цены. За последние годы эта проблема затрагивалась не только бизнесменами, но и представителями научных кругов Китая. В ходе визита В.Путину удалось достичь консенсуса по этому вопросу. Пекин предлагал привязывать цену газа к цене на уголь, что фактически позволило бы Китаю, занимающему первое место в мире по добыче угля, влиять на величину контрактной цены на газ. Достижение договоренности относительно цены на газ, а именно, о привязке цен экспортируемого из РФ газа к азиатской нефтяной корзине свидетельствует о признании китайскими экспертами твердости российской позиции, означает наступление нового этапа долгосрочного стратегического сотрудничества КНР и России в энергетической области. Выход на китайский нефтегазовый рынок не только позволит России диверсифицировать поставки своего газа, но и усилить экономическое и политическое влияние в энергетическом мировом сообществе.

Соглашение об экспорте газа в Китай вызвало неоднозначную реакцию в российских деловых СМИ, некоторые из которых апеллировали к таким понятиям как «сырьевой придаток» и «энергетическая база для развития КНР». Также неоднозначно ими была оценена одобренная ранее главами наших государств программа совместных проектов в приграничных регионах России и Китая. Подобным умозаключениям способствовала характерная для КНР стратегия не ограничиваться подписанием контрактов на поставку энергетического сырья, а заключать соглашения о сотрудничестве в разработке, освоении и совместном владении месторождениями, так как этим Китай пытается застраховать себя от резких скачков цен на мировом рынке. Однако отечественные эксперты отмечают значительные трудности в разработке отечественной сырьевой базы на Дальнем Востоке по причине отсутствия необходимой инфраструктуры и нехватки рабочей силы. Важным, по их мнению, является то, чтобы те средства, которые поступают от торговли сырьевыми товарами, были направлены в том числе и на развитие собственного производства. Для решения указанных проблем, в частности, развития инфраструктуры, во время визита были рассмотрены вопросы привлечения значительных китайских инвестиций.

Масштаб инвестиционной активности КНР на территории России, тем не менее, вызывает озабоченность некоторых ученых, что может, по их мнению, привести к зависимости от Китая в вопросах, касающихся развития инфраструктуры страны, а также ее последующего ремонта и обновления. Разработка российского сырья с привлечением финансов из КНР также представляется одним из вопросов, связанных с интересами национальной безопасности. Характерное для китайцев стремление привлекать собственную рабочую силу в ходе реализации инфраструктурных проектов на территории РФ может привести к недовольству жителей российских регионов, обострению проблем в сфере занятости. Таким образом, в ходе осуществления ключевых проектов сотрудничества с Китаем важнейшими вопросами остаются: сохранение Россией положения «хозяина» на своей территории, недопущение никакого ущемления наших политических и экономических интересов.

Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет возможность участия России в реализации совместными предприятиями нефтепродуктов на территории КНР. Подписание соглашения о строительстве НПЗ на территории Китая (в г.Тянцзинь) и возможность сбыта продукции через сеть, включающую порядка 300 АЗС, представляются весьма выгодными России. Однако при обсуждении строительства АЗС в Китае значительное внимание стоит уделить предварительной выработке механизма ценообразования на готовые нефтепродукты, т.к. в противном случае процесс строительства вполне может быть приостановлен. Так, несколько лет назад компании «Shell» и «British Petrolium» совместно с CNPC и Китайской нефтехимической корпорацией Sinopeс построили заправочные станции в провинциях Цзянсу и Чжэцзян, но из-за проблем с определением механизма ценообразования количество совместных заправочных станций с тех пор не увеличилось.

В последние годы одной из основных проблем торгово-экономического сотрудничества России с Китаем оставался вопрос «серого импорта». Постепенному решению этой проблемы будет способствовать подписание меморандума между Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением КНР о сотрудничестве в сфере совершенствования процедур таможенного оформления и контроля, что приведет к повышению двустороннего товарооборота, урегулированию вопросов безопасности и качества китайских товаров, улучшению имиджа Китая в России. Китайская сторона также не заинтересована в «серых схемах», которые подрывают стабильность деловых связей, нарушают порядок поставки товаров

Достигнутые в ходе визита премьер-министра В.Путина соглашения ставят ряд задач перед Россией:

•    защита интеллектуальной собственности (касается прежде всего сотрудничества в сфере атомной энергетики);

•    выработка законодательной базы, регулирующей пребывание китайской рабочей силы, деятельность китайских физических и юридических лиц на территории РФ;

•    улучшение инвестиционного климата в России, что способствовало бы привлечению инвестиций для дальнейшего развития инфраструктуры.