Об изменениях в расстановке политических сил в ФРГ после выборов в бундестаг 27 сентября 2009 года

Аналитика
По итогам прошедших федеральных выборов в ФРГ можно констатировать провал концепции «народных партий» и неудачу ХДС/ХСС и СДПГ в завоевании политического центра. В период предстоящей легислатуры наиболее вероятный сценарий развития событий заключается в поляризации политического спектра и движении СДПГ и ХДС/ХСС от центра соответственно влево и вправо.   

 

В. А. Федорцев

научный сотрудник ОЕАИ

кандидат политических наук


 

    Итоги выборов в немецкий бундестаг 27 сентября 2009 г. стали успехом в первую очередь «малых партий» – СвДП, «Левых» и «Зеленых». Все они получили рекордно высокие результаты, набрав в голосовании по партийным спискам соответственно 14,6%, 11,9% и 10,7%.  Для больших «народных» партий, ХДС и СДПГ, а также для ХСС, выборы стали неудачей – все потеряли значительную часть своего электората.

   Формально победа на прошедших федеральных выборах принадлежит блоку ХДС/ХСС, набравшему по партийным спискам 33,8% голосов – он будет выдвигать кандидатуру канцлера и станет старшим партнером в правящей коалиции очевидно с СвДП. Однако показатель в 33,8% стал для ХДС/ХСС одним из худших за всю послевоенную историю – до этого более низкий результат на федеральных выборах у него был только в 1949 г. При этом ХСС получил рекордно низкий результат по итогам голосования в родной для него Баварии. Но самое сильное поражение потерпели социал-демократы, получившие исторический минимум в 23% голосов, что на 11,2% меньше их результата в 2005 г.

    Прошедшие выборы подтвердили тезис о перманентном кризисе «народных партий» ФРГ. С начала 90-х годов они утрачивают свои позиции как в электоральном, так и в численном плане: за время, прошедшее с объединения Германии, ряды христианских демократов сократились почти на 300 тыс. человек, а социал-демократов более чем на 400 тыс. При этом основные потери партии несут в среде молодежи, что обеспечивает им не самую лучшую перспективу на будущее. Кроме того, в Германии отмечается явная тенденция снижения у населения интереса к выборам – в сентябре 2009 г. явка на избирательные участки была рекордно низкой и составила 70,8%, от чего пострадали главным образом именно СДПГ и ХДС/ХСС. Они потеряли соответственно 1,6 млн. и 900 тыс. избирателей, голосовавших за них в 2005 г. и не принявших участие в выборах в 2009 г. Потеря народными партиями электората во многом обеспечила высокий результат «малых» партий. По сравнению с 2005 г. от социал-демократов 780 тыс. голосов перешло в пользу «Левых», 710 тыс. в пользу «Зеленых» и 430 тыс. в пользу СвДП. Еще 620 тыс. голосов перешли к ХДС/ХСС. В свою очередь более 1,1 млн голосов от ХДС/ХСС перешло к СвДП.

    Виновниками кризиса, с одной стороны, являются сами «народные партии», которые в стремлении охватить наиболее широкие слои населения Германии практически утратили собственную идентичность и стали мало различимы друг от друга. Период «большой коалиции» 2005-2009 гг. стал завершающим этапом этого процесса и во многом предопределил итоги выборов 27 сентября. Даже телевизионные дебаты 13 сентября 2009 г. между основными претендентами на пост будущего канцлера А. Меркель и Ф.-В. Штайнмайером больше походили на диалог двух партнеров, чем дискуссию конкурентов, что дало повод немецким СМИ в последние две недели перед выборами активно обсуждать возможность новой «большой коалиции». Но, с другой стороны, процесс размывания как политической, так и религиозной идентичности идет и в самом немецком обществе, что выливается в сокращение традиционного электората каждой партии и рост числа избирателей с меняющимися партийными предпочтениями, а также вообще не принимающих участия в выборах.

    Кризис немецких социал-демократов  помимо указанных причин имеет в своей основе также и произошедшее в период канцлерства Г. Шредера изменение партийного курса. Принятые тогда реформы, носившие фактически неолиберальный характер, не только оттолкнули от партии значительное число избирателей, но и привели к ее конфликту с профсоюзами и отделению части несогласных с курсом политиков, создавших партию «Труд и социальная справедливость – Избирательная альтернатива». Впоследствии, в период председательства в СДПГ К. Бека, предпринимались попытки сдвинуть курс партии немного влево. Также Ф. Мюнтеферинг и Ф.-В. Штайнмайер пытались выстраивать предвыборную кампанию 2009 г. с позиций критики ХДС/ХСС слева, им даже удалось вновь восстановить отношения с профсоюзами. Но все эти попытки носили крайне ограниченный характер – социал-демократы старались не совершать резких сдвигов в курсе партии, опасаясь потерять свой статус «народной партии», представляющей интересы широких слоев немецкого общества.

    Прошедшие выборы также окончательно утвердили тот факт, что политическая система ФРГ является пятипартийной.  Еще в 2005 г. блок Левой партии и партии «Труд и социальная справедливость – Избирательная альтернатива», предшественник сегодняшней партии  «Левые», стал  решающим фактором для создания «большой коалиции» – его вхождение в бундестаг тогда принципиально изменило соотношение сил в немецком парламенте и не позволило создать красно-зеленую или же черно-желтую коалиции. Однако весь период прошедшей легислатуры «Левые» практически находились в изоляции, поскольку социал-демократы крайне неохотно шли на сотрудничество с ними на земельном уровне, несмотря на успехи «Левых» на выборах в ландтаги в западных землях и их сильное положение на Востоке. До настоящего момента было только два прецедента красно-красной коалиции на земельном уровне – в Мекленбург-Передней Померании до 2006 г. и существующая правящая коалиция в Берлине. Обе стороны также категорически отвергали любую возможность сотрудничества на федеральном уровне, по крайней мере, на выборах 2009 г.

    После столь сильного поражения социал-демократов на выборах в бундестаг и их ухода в оппозицию ситуация принципиально изменилась. Итоги выборов создали предпосылку для поляризации политического спектра ФРГ и разделения его на два лагеря – буржуазно-консервативный (ХДС/ХСС и СвДП), которому предстоит находиться у власти в ближайшие 4 года, и оппозиционный левый (СДПГ, «Левые», «Зеленые»). Главный вопрос на данном этапе заключается в том, сможет ли оппозиция выступить единым блоком.

    Провал «центристского» курса СДПГ на федеральных выборах привел к активизации  внутрипартийной дискуссии о необходимости «обновления» и положил начало процессу смены партийного руководства. Выборы нового руководства должны состояться на партийном съезде в Дрездене в ноябре текущего года. 5 октября президиум СДПГ выдвинул на пост председателя партии кандидатуру З. Габриэля, занимавшего в правительстве «большой коалиции» пост министра окружающей среды, а на пост генерального секретаря А. Налес. Заместителями Габриеля должны стать министр труда и социальных дел О. Шольц, бургомистр Берлина К. Воверайт, глава СДПГ земли Северный Рейн-Вестфалия Х. Крафт и министр социальных дел земли Мекленбург-Передняя Померания М. Швезиг. В целом это более молодая и менее консервативная команда, чем та, что стояла у руля партии в последний год. Кроме того, новое руководство в отличие от пары Мюнтеферинг-Штайнмайер не имеет имиджа «шредерианцев», поддерживавших непопулярные реформы красно-зеленой коалиции.

    Большинство из представленных кандидатур, включая З. Габриэля, уже высказались если не за активное сближение с «Левыми» на федеральном уровне, то, по меньшей мере, заявили о том, что не исключают такой возможности. Однако здесь есть препятствия в виде серьезных расхождений в позициях, в первую очередь, по вопросам развития ЕС и участия бундесвера в операции НАТО в Афганистане. Кроме того, «Левые» однозначно выступают против принятых в период канцлерства Г. Шредера социально-экономических реформ и требуют их немедленной отмены, что, впрочем, с учетом прихода нового руководства социал-демократов, может стать меньшим препятствием, чем расхождения в вопросах внешней политики. Тем не менее, в перспективе сближение социал-демократов и «Левых» на федеральном уровне выглядит вполне реальным. «Левый разворот» может стать спасением для социал-демократов и вернуть им ту часть электората, которая ушла от них к «Левым» и «Зеленым». Определенный сдвиг от радикализма в сторону большего реализма и сближение с социал-демократами у «Левых» способны положительно сказаться на имидже партии в западных землях, где многие до сих пор воспринимают ее как прямую наследницу СЕПГ.

    Сближение социал-демократов с левыми на земельном уровне имеет меньше препятствий и  будет со всей очевидностью активизировано, поскольку после победы черно-желтых оппозиционные партии постараются получить в свое распоряжение как можно  больше земельных парламентов, а при удачном стечении обстоятельств  после земельных выборов в 2011 г. создать красно-красное или красно-красно-зеленое большинство в бундесрате. В настоящее время ведутся переговоры о создании коалиции в Бранденбурге и Сааре, и в ближайшее время эти земли имеют шансы получить красно-красное и красно-красно-зеленое правительство. Также для «Левых» пока еще окончательно не закрыта возможность войти в парламент Тюрингии, поскольку решение лидера местных социал-демократов К. Мачи войти в коалицию с ХДС вызвало серьезное сопротивление и привело к расколу в рядах тюрингской СДПГ. Таким образом, сотрудничество на земельном уровне с целью создать противовес правящей коалиции может стать главным объединяющим фактором для оппозиции и заложить основу для совместного выступления на федеральных выборах в 2013 г.

    Выгодным для оппозиции фактором может стать жесткая линия социально-экономической политики, ожидаемая от правительства ХДС/ХСС и СвДП в условиях экономического кризиса. Несмотря на предвыборные заявления А. Меркель о приверженности ХДС концепции социального государства и обещаниям СвДП снизить налоги, реальная экономическая ситуация в ФРГ, характеризующаяся серьезным дефицитом бюджета, может потребовать от правительства непопулярных шагов по урезанию социальной сферы и нарушений своих предвыборных обещаний.