О работе китайского правительства

Аналитика
Итоги сессии Всекитайского собрания народных  представителей (ВСНП)

В первой половине марта 2013 г. в Пекине прошли два важных политических форума: 1-я сессия Всекитайского собрания народных  представителей (ВСНП) 12-го созыва - высшего законодательного органа  страны (5. – 17.03. 2013 г.) и  1-я сессия   Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 12-го созыва (3 – 12.03.2013 г.).   Одной из главных особенностей работы указанных сессий стало завершение начатой на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.)  передачи всей полноты власти  в стране  представителям так называемого «пятого поколения» китайских руководителей во главе с председателем КНР, генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином. Как известно, предыдущие «поколения»  руководства  представляли Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао, соответственно.  Что же касается  бывших руководителей Китая Хуа Гофэна, Ху Яобана и Чжао Цзыяна (1976 – 1989 гг.), то все они отнесены к эпохе Дэн Сяопина, инициировавшего в 1978 году китайские реформы, однако не возглавлявшего в тот период ни партию, ни государство.

На сессии ВСНП председателем Китайской Народной Республики был избран Си Цзиньпин, который являясь также руководителем коммунистической партии и председателем Центрального военного совета  Китая,  в результате сосредоточил в своих руках три самые важные должности.  При этом следует  заметить, что Си Цзиньпин занял высшие посты в военном руководстве сразу же после его избрания генеральным секретарем ЦК КПК на XVIII cъезде (возглавил Военный совет ЦК КПК) и утверждения председателем КНР на нынешней сессии ВСНП (возглавил Центральный военный совет КНР). Его предшественники Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао  в свое время ждали председательского места в военном  совете   целых два года после их  избрания на высшую партийную должность. Такое изменение, видимо, связано с дальнейшим усилением роли вооруженных сил Китая в современной динамично развивающейся международной обстановке и особой важностью принятия в случае необходимости быстрых решений на использование военной силы, минуя процедуру «лишних» согласований.  Кроме этого, Си Цзиньпину будет теперь проще принимать и некоторые кадровые решения по военной линии, так как он в меньшей степени, чем его предшественники, зависим от мнения высших руководителей предыдущего  поколения.

Правительство Китая, как и прогнозировалось,  возглавил бывший первый вице-премьер Ли Кэцян, который стал вторым человеком во власти после Си Цзиньпина (раньше это место по традиции принадлежало председателю Постоянного комитета ВСНП). Избраны также четыре его заместителя: Чжан Гаоли (член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК), Лю Яньдун, Ван Ян и Ма Кай. Влиятельные в Китае должности членов Госсовета КНР заняли Ян Цзин, Чан Вэньцюань (министр обороны), Ян Цзечи (бывший министр иностранных дел), Го Шэнкунь (министр общественной безопасности) и  Ван Юн.

В состав нового кабинета правительства вошли 25 человек, что на два министра меньше, чем было в предыдущем правительстве.  В числе восьми новичков в кабинете -  министр иностранных дел Ван И, министр обороны Чан Вэньцюань, министр финансов Лоу Цзивэй, министр торговли Гао Хучэн, министр контроля Хуан Шусянь и др. Эксперты высказывают предположение, что исполнительная власть в Китае на всех ее уровнях в обозримом будущем будет существенно пополнена новыми кадрами. В пользу этого говорят, в частности,  разворачивающийся в стране очередной этап административной реформы, а также уже осуществленная замена, примерно,  70% руководящего состава партийных органов в центре и на местах.

Председателем Постоянного комитета ВСНП избран Чжан Дэцзян. Он же возглавляет руководящую группу ЦК КПК по делам Сянгана  (Гонконга) и Аомэня (Макао), в которой его заместителем является Ли Юаньчао, бывший руководитель орготдела ЦК КПК.  Председателем  Всекитайского комитета НПКСК стал Юй Чжэншэн, а одним из его заместителей -  Лин Цзихуа, который возглавляет и Отдел Единого фронта ЦК КПК.

Работа указанных сессий была весьма насыщенной. Делегаты заслушали и обсудили целый ряд важных докладов, в том числе о работе китайского правительства, с которым выступил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао,  о работе Постоянного комитета ВСНП (У Банго), о работе Всекитайского комитета НПКСК (Цзя Цинлинь), а также о деятельности Верховного народного суда (Ван Шэнцзюнь) и Верховной народной прокуратуры (Цао Цзяньмин).

В своем выступлении глава китайского правительства подробно рассказал о достижениях, проблемах, а также   задачах, стоящих уже перед новым кабинетом. Так, ВВП страны вырос с 26,6 трлн юаней (4,22 трлн долл. США) в 2007 году до 51,9 трлн юаней (8,24 трлн долл. США) в 2012 году, что позволило Китаю занять второе место в мире по этому показателю.  Объем товарооборота в 2012 году оказался выше американского, составив 3,87 трлн долл. США (в феврале с.г. экспорт вырос на 21,8% при ожидавшемся росте на уровне 15%. Причина: увеличение спроса на китайские товары в США и странах Юго-Восточной Азии). Таким образом в этой области Китай занял лидирующую позицию в мире.

В течение пяти лет в стране было создано 58,7 млн. рабочих мест, построено более 18 млн. квартир категории доступного жилья, увеличены доходы городского населения на 8,8% и сельского населения на  9,9%. Успешно развиваются программы  пилотируемых космических полетов, исследований Луны, океанских глубин, спутниковой навигационной системы Бэйтоу и др.

За пятилетку в КНР на образование было израсходовано 7,79 трлн. юаней (1,3 трлн долл. США) при ежегодном росте финансирования на 21,6%. При этом особое внимание уделялось образовательным программам в сельской местности, приграничных и отсталых районах  страны. За тот же период было трудоустроено 28 млн выпускников вузов.

В сфере внешнеэкономической деятельности Китай уделял особое внимание диверсификации рынков при ежегодном росте торгового оборота  на 12,2%. С 2007 года было привлечено внешних инвестиций на общую сумму 553 млрд долл. США.  При поддержке правительства  последовательно осуществлялась так называемая «стратегия выхода во вне» - китайские прямые нефинансовые инвестиции за рубежом увеличились с 24,8 млрд долл.  в 2007 году до 77,2 млрд долл. США в 2012 году.

Глава китайского правительства уделил большое внимание анализу «противоречий и недостатков», которые затрудняют решение социально-экономических задач и продвижение в иных сферах внутреннего и внешнего развития страны. В частности, он обратил внимание на «обострение противоречия между необходимостью  оптимизации темпов экономического роста и избытком производственных мощностей»; проблему роста себестоимости  производства на предприятиях и слабого внедрения инноваций, современных форм его ведения; проблему рисков в финансовой сфере; несовершенство структуры промышленного производства и «слабую  базу» сельскохозяйственного производства; большой разрыв в развитии между регионами, а также в распределении доходов среди населения страны и др. Было замечено, что происхождение этих «противоречий»  разнообразно: одни из них  накапливались в течение долгого времени, другие возникали в ходе социально-экономического развития при динамично меняющихся внутренних и внешних условиях; третьи явились результатом недостатков и упущений в работе правительства Китая.

Декларируя  стоящие перед Китаем задачи, Вэнь Цзябао отметил ряд направлений, на которых правительство должно сосредоточить свои основные усилия в текущем году. Среди них – дальнейшее углубление реформ и политики внешней открытости страны; стратегический курс на  «стимулирование обновления и внедрение инноваций»; обеспечение устойчивого экономического развития при сохранении стабильности в обществе и др.

Следуя этим направлениям, в 2013 году в Китае должен быть обеспечен рост ВВП на уровне 7,5%, а рост потребительских цен, примерно, 3,5%. Показатель безработицы не должен превышать 4,6%, в городах планируется создать более 9 млн новых рабочих мест. Больше внимания предполагается уделять согласованности темпов экономического роста и увеличения доходов городских и сельских жителей, а также совершенствованию  структуры внешних доходов и расходов и т.п.

По заявлению китайского премьера,  решение этих и других задач будет непростым делом (например, рост цен в феврале с.г. уже составил 3,2%, а на продукты - 6%) . В частности, несмотря на обозначенные пределы роста потребительских цен, сохранится сильное инфляционное давление по причине продолжающегося роста цен на землю, рабочую силу, продукцию сельского хозяйства, услуги.  Негативное влияние будет оказывать импортируемая инфляция, цены на энерго- и другие ресурсы. Поэтому важную  задачу макрорегулирования китайское правительство видит в «сохранении (в основном) стабильных цен на товары».

В текущем году правительство КНР намерено и дальше осуществлять активную финансовую и «умеренно-стабильную» монетарную политику. Планом предусматривается увеличение бюджетного дефицита и государственного долга. Так, в 2013 году  заложен дефицит в размере 1,2 трлн юаней (ок. 200 млрд долл. США),  что на 400 млрд юаней (63 млрд долл. США) больше по сравнению с 2012 годом.  При этом дефицит бюджета центрального правительства составит 850 млрд юаней, а местных правительств – 350 млрд юаней. Увеличение денежной массы (М2) определено на уровне 13%.

Китайское правительство считает стратегически важными условиями для успешного развития экономики страны  дальнейшее расширение  внутреннего спроса  и активную инвестиционную деятельность. В последнем случае считаются очень важными правильный выбор инвестиционных объектов, совершенствование  структуры инвестиций, повышение их качества и эффективности. Предлагается также расширить возможности участия «широких слоев населения» в инвестиционной деятельности, что позволит мобилизовать часть имеющихся у граждан средств на реализацию предлагаемых правительством проектов.

Анализируя содержание работы по «изменению способов экономического развития»,   правительство поставило задачу активизировать работу по более  разумному размещению ресурсов и производств, решению  проблем избытка производственных мощностей, низкой добавленной стоимости  выпускаемой продукции, несовершенства производственной структуры в регионах и др.  Особенностью является подтвержденный курс на дальнейшую активизацию процессов  слияния и поглощения предприятий, в том числе  на межотраслевом, межрегиональном уровнях, а также «предприятий разных форм собственности». При этом ставится задача всяческого поощрения новых стратегически важных отраслей, синтеза «современной индустриализации и информатизации» при одновременном  использовании рыночных механизмов для вытеснения с рынка некачественной, неконкурентоспособной продукции.  

В целом отчет китайского правительства позволяет судить о том, что непростой во многих отношениях пятилетний период (2007 – 2012 гг.)  в развитии страны был завершен успешно. В Пекине объективно смотрят на достигнутое, оценивают недостатки и проблемы, видят оптимальные пути их преодоления. В плане дальнейшей работы правительство предполагает всемерно использовать имеющиеся не только внутренние возможности, но и внешние условия, складывающиеся после глобального финансово-экономического кризиса, а также опираясь на положительный опыт сотрудничества с другими странами, в том числе с Россией.

Предстоящий в ближайшие дни визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, его переговоры с Президентом России В.В. Путиным как раз призваны способствовать дальнейшему укреплению отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства между нашими странами, отвечающего коренным интересам  взаимовыгодного сотрудничества России и Китая, в том числе целям реализации серьезных социально-экономических планов КНР, намеченных на 1-й сессии ВСНП 12-го созыва.