Когда мы будем есть свою рыбу?

Аналитика
Есть надежда, что новые инициативы государственной власти России позволят российским рыболовам “встать с колен”

Строительство многотоннажных рыболовецких судов - программа на десятилетия вперёд. Современной России нужно в первую очередь избавить рыбаков от отягощающих бюрократических процедур и снабдить их малотоннажным флотом. Такое мнение высказал сайту РИСИ старший научный сотрудник Института Фёдор Лашманов, комментируя выступление В.В. Путина на совещании по вопросу создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке.

Дело в том, что в России не строились крупные рыболовецкие суда, а в советский период такие заказы выполнялись в других странах. У нас корабли с большим водоизмещением конструировались для целей обороны и научных исследований. Это значит, стране предстоит пройти большой путь от заключения альянсов с зарубежными промышленными холдингами и разработки проектов до того момента, когда первый такой крупный траулер спустится на воду.

На частный бизнес при таком раскладе рассчитывать не приходится. Впрочем, как отметил эксперт, “для строительства крупных судов в мировой практике существует политика государственной поддержки. Например, в таких странах, как США и Канада ежегодные дотации измеряются в сотнях миллионов долларов. А подобные преференции Норвегии на протяжении последних лет составляют 20% от производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Аналогичная политика проводится Ираном, который неуклонно увеличивает объёмы средств, выделяемых на совершенствование технического оснащения”.

Наполнять же бюджет налогами и удерживать рыбную и кораблестроительную отрасли на плаву смогут, по мнению Лашманова, менее амбициозные проекты. “Судя по тому, что говорят представители самих рыбопромысловых компаний, сейчас наиболее остро ощущается нехватка судов малого тоннажа, осуществляющих прибрежный лов. Они могли бы быть построены на отечественных верфях”, - отметил он. Эксперт подчеркнул, что “в настоящее время недостаточно полно реализован потенциал прибрежного рыболовства, особенно в регионе Дальнего Востока”, поэтому меры по созданию малотоннажного рыболовецкого флота дадут хороший результат.

Не менее важно для российских рыболовов и снижение “бумажного” давления на бизнес. “Следует оптимизировать бюрократические процедуры проверки качества и оформления движения рыбопродукции, а также контроля рыболовецких судов. Это касается, в том числе, и ситуации с пересечением границы территориального моря и выхода в исключительную экономическую зону”, - рассказал эксперт. “В ближайшее время стоит ожидать положительного решения этих вопросов”, - надеется он.

Лашманов полагает, что в случае устранения ряда бюрократических барьеров, созданных недостаточно продуманным законодательством, следует ожидать существенного удешевления рыбной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации.

По сути, сегодня такие барьеры и “различные поборы надзорных органов за то, что раньше делалось бесплатно”, а отнюдь не устаревший флот, являются основной проблемой отрасли. “По оценкам некоторых предпринимателей, при небольших объёмах производства плата за услуги контролирующих органов составляют до 10% от себестоимости продукции. Это очень много”, - поделился Лашманов.

На сегодняшний день главное, как пояснил он, это то, что сейчас за проблему рыбного хозяйства в стране взялись комплексно. “В настоящее время в Госдуму уже поступили законопроекты, направленные на ликвидацию бюрократических барьеров и оптимизацию контроля рыбной продукции со стороны различных служб. В то же время необходимо наполнить конкретным содержанием планы по стимуляции строительства рыбопромыслового флота. Всё это в совокупности должно привести к насыщению рыбного рынка РФ отечественной продукцией, ликвидации зависимости от импорта, снижению цен”, - заключил эксперт.

 

Материал подготовил Емельян Мараховский