Об итогах парламентских выборов в Мьянме

Аналитика
7 ноября 2010 г. в Мьянме,  в полной информационной изоляции, без участия иностранных журналистов и международных наблюдателей прошли всеобщие парламентские выборы.

И.Н. Комиссина,

старший научный сотрудник отдела исследований современной Азии



Свершилось. Наконец-то произошло то, на чем долго и упорно настаивала мировая общественность. 7 ноября этого года в Мьянме[1] прошли всеобщие парламентские выборы, правда в полной информационной изоляции, т.е. без участия иностранных журналистов и международных наблюдателей. Это событие давно ждали – со времени военного переворота 1988 г., когда было приостановлено действие Конституции, и страной стал управлять авторитарный военный режим. Вся законодательная и исполнительная власть сосредоточилась в руках так называемого Государственного совета по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП), который с 1992 г. бессменно возглавлял старший генерал Тан Шве.


В 1990 г. ГСВЗП попытался провести выборы в парламент, которые неожиданно закончились внушительной победой (396 из 485 депутатских мандатов) оппозиционной Национальной лиги за демократию (НЛД), требовавшей ликвидации военной диктатуры и образования демократического правительства. (Ее лидер - Аун Сан Су Чжи, впоследствии получившая Нобелевскую премию мира, долгие годы содержавшаяся под домашним арестом и освобожденная сразу же после нынешних выборов). Но военный режим отказался признать их результаты, запретив созыв парламента до принятия новой конституции. Кроме того, после выборов почти все разрешенные партии были лишены регистрации и объявлены распущенными, а избранные депутаты оказались либо в тюрьме, либо казнены, либо покинули страну, спасаясь от репрессий за границей. Больше подобных попыток не предпринималось и 20 лет выборы в стране не проводились.


Легально продолжали действовать десять политических партий: находящиеся в оппозиции Национальная лига за демократию и Лига за демократию шанских народностей, проправительственная Партия национального единства и несколько этнических партий (Национальный конгресс Союза пао, Организация национальной солидарности мро (кхами), Партия национального развития лаху, Кокангская демократическая партия Шанского государства, Союзная каренская лига, Партия демократии и единства Коканга, Партия национального развития ва). Программы большинства партий трудно различимы и, как правило, содержат положения о национальном единстве, приверженности ценностям демократии и рыночной экономике.


Разработка новой конституции началась в 1993 г., но из-за разногласий с представителями национальных меньшинств по поводу истолкования понятия и территориальных рамок автономии приостановилась в 1996 г.


Вновь вернуться к этому вопросу хунта была вынуждена после событий осени 2007 г., когда резкое повышение цен на топливо вызвало недовольство населения, которое переросло в многотысячные демонстрации протеста против военного правления и требования проведения демократических реформ. Антиправительственные выступления, во главе которых стояли буддийские монахи, были жестоко подавлены, погибли несколько человек и арестованы около 3 тыс, хотя оппозиция считает, что официальные данные числа арестованных и убитых сильно занижены. Реакция мирового сообщества была крайне  жесткой – оно осудило действия хунты и усилило давление на военные власти Мьянмы с требованием демократизации режима. В отношении страны были введены новые санкции. [2] Так, например, США заморозили банковские счета ее руководства и ужесточили контроль за товарами, которые экспортируются в Мьянму.


Чтобы продемонстрировать свое намерение «сотрудничать с ООН и международным сообществом» хунта объявила амнистию для нескольких тысяч заключенных, находящейся под домашним арестом Аун Сан Су Чжи было позволено встретиться со спецпосланником ООН И.Гамбари, начала работу специальная комиссия по подготовке проекта новой конституции страны.


В мае 2008 г. на всенародном референдуме проект конституции Мьянмы, основной принцип которой провозглашает «дисциплинированную, процветающую демократию», был одобрен. По официальным данным, его поддержали 92,48% избирателей при явке в 98,1%. Конституция вступит в силу с началом работы парламента, Избирательная коллегия [3] выберет из трех кандидатов главу государства - президента Мьянмы, а два проигравших станут вице-президентами. Все они не могут быть депутатами, госслужащими или военными, входить в какие-либо политические партии, должны быть не моложе 45 лет и проживать в Мьянме последние 20 лет. Кандидаты на эти посты должны иметь соответствующие знания в политической, административной, экономической и военной областях. После всеобщих выборов планируется созыв органов законодательной власти и передача государственной власти демократически избранному гражданскому правительству.


В рамках подготовки к выборам в марте 2010 г. власти Мьянмы обнародовали новое избирательное законодательство. Оно подверглось критике генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, поскольку позволяет участвовать в парламентских выборах только членам официально зарегистрированных партий, а главное, членом официальной партии не может быть человек, с которого не сняты уголовные обвинения. Это сделало невозможным участие главного оппозиционного кандидата, правозащитницы Аун Сан Су Чжи. В этой связи Пан Ги Мун вновь призвал власти Мьянмы «обеспечить условия для такого всеобъемлющего политического процесса, который позволил бы провести честные, прозрачные и вызывающие доверие выборы с участием всех граждан Мьянмы, включая Аун Сан Су Чжи».


Все партии, желающие принять участие в выборах, обязаны были до 7 мая с.г. пройти регистрацию в избирательной комиссии. По итогам проверки из 47 зарегистрированных общенациональных и региональных партий к участию в выборах были допущены только 40, к выборам остались 37.


Наиболее значимой организацией оппозиции оставалась Национальная лига за демократию. Однако ее руководство 29 марта объявило о том, что не будет регистрироваться на выборах, так как не считает их справедливыми, в этой связи власти объявили о ее ликвидации. Однако от НЛД откололась группа, которая сформировала для участия в выборах новую партию - Национально-демократическая сила - НДС. Ее председатель Тхан Нейн заявил, что неучастие в выборах будет играть только на руку хунте, поэтому партия на выборах выдвинула порядка 160 кандидатов по всей стране.


Только НДС, состоящая из ренегатов НЛД, и связанная с режимом Партия национального единства (председатель – Тун И), которая хорошо известна уже более 20 лет, составили реальную конкуренцию на прошедших выборах проправительственной Партии солидарности и развития Союза (ПСРС). Именно они стали главными соперниками ПСРС, созданной на базе Ассоциации солидарности и развития Союза [4] - проправительственной общественной организации, в которую входит почти половина населения страны. В состав партии вошли, предварительно сняв погоны, многие военные. Так, документы на ее регистрацию подавала группа из ГСВЗП, ушедших в отставку в апреле с.г., во главе с председателем партии 65-летним генералом Тхейн Сейном, который возглавляет кабинет министров и является четвертым лицом в иерархии режима. ПСРС боролась за места во все законодательные органы власти по всей стране и ее победа ни у кого не вызывала сомнений.


В выборах также участвовали, по оценке агентства Рейтер, еще не менее шести партий, связанных с хунтой, и 24 партии этнических меньшинств, в том числе четвертая по значимости Демократическая партия шанских народностей, которые рассчитывали, прежде всего, на успешное выступление в «своих» регионах, т.е. там, где они представляют большинство населения.


Уход со сцены ключевой оппозиционной силы, на что, собственно, и было направлено новое законодательство, облегчил задачу военным, стремящимся сохранить свое положение в Мьянме после передачи власти гражданскому правительству. Помогла в этом и новая Конституция 2008 г., согласно которой 25% депутатских мест в новых руководящих органах страны всех уровней (сельских, поселковых, районных, региональных и национальных) резервировались за военными. Посты министров иностранных дел, обороны и юстиции также сохранены за военными. Преобладание военных в правительстве власть объясняет необходимостью поддерживать мир в стране, в которой некоторые этнические меньшинства не одно десятилетие сражаются за свою независимость. Оставшиеся места хунта намерена получить благодаря ПСРС. Ожидается, что первые лица режима - 77-летний старший генерал Тан Шве и его первый заместитель 72-летний Маун Эй – покинут политическую сцену, получив гарантии неприкосновенности.


Несмотря на то, что мировая общественность назвала эти выборы не свободными и не честными, Россия и Китай приветствовали их проведение, считая первым шагом к демократизации страны.


Победу на выборах одержала, как и ожидалось, ПСРС, получившая более 80% голосов избирателей. Она завоевала 190 из 219 (86%) мест в нижней палате и 95 из 107 (86%) в верхней палате. В период подсчета голосов избирателей в ряде районов произошли вооруженные столкновения между правительственными войсками и представителями народности каренов, в результате чего около 15 тыс. человек бежали из страны в Таиланд, спасаясь от насилия, правда, позднее они постепенно вернулись.


Сейчас на повестке дня стоит избрание президента. На основе имеющейся информации можно предположить, что им скорее всего станет 63–летний генерал Шве Манн – третий человек в иерархии хунты, министр обороны Мьянмы с 2001 г. (перед выборами ушел в отставку). Он получил почетное звание «Тера» (храбрый) в 1989 г. за военные операции против Каренской национально-освободительной армии (самого успешного из национальных вооружённых формирований во время Гражданской войны в Бирме). Является протеже Тан Шве, пользуется уважением среди простых солдат, особенно служивших под его командованием, избегает внимания и редко выступает на публике. Ожидается, что Шве Манн сразу же после своего избрания издаст указ о назначении Тан Шве, Маун Эя и других высокопоставленных членов хунты советниками Национального совета по обороне и безопасности.


Шве Манн пока не высказывал каких-либо четких политических или социальных взглядов, поскольку все еще находится под влиянием двух высокопоставленных генералов Тан Шве и Маун Эя. По некоторым сведениям, он предпринимает шаги по модернизации устаревших мельниц для помола риса в целях улучшения экспортного производства. В этой связи бирманские бизнесмены надеются на возможность проведения в стране экономической реформы. Однако его взгляды на будущее Мьянмы весьма неясны.


Политические аналитики надеются, что в долгосрочной перспективе выборы могут обеспечить постепенный переход власти к подлинному гражданскому правительству без военного контроля. Хотя очевидно, что международное сообщество не может быть удовлетворено результатами нынешних выборов, тем не менее, нельзя не учитывать значение происходящих перемен. Сразу после выборов на первой сессии Союзного парламента (Pyidaungsu Hluttaw) вступит в силу критикуемая всеми международными демократическими силами Конституция, но благодаря ей будут созданы новые политические институты: президентская система правления, двухпалатный парламент (верхняя - Amyotha Hluttaw и нижняя - Pyithu Hluttaw палаты) и 14 региональных правительств и ассамблей. Несмотря на то, что большинство мест в них, вероятно, будет занято сторонниками режима, тем не менее, открывается реальная возможность перемен в будущем развитии страны.


Большинство дипломатов и экспертов считает, что выборы направлены на укрепление власти военных под видом гражданского правления, чтобы привлечь иностранные инвестиции в богатую природными ресурсами страну. Однако о западных инвестициях говорить пока слишком рано. Вашингтон неоднократно заявлял, что санкции будут сохраняться до тех пор, пока не будет достигнут «существенный прогресс» в демократизации страны. Поэтому ведущим инвестором пока остается Китай, который давно стал главным партнером режима, источником инвестиций, дешевых кредитов, вооружения и поддержки в ООН.


Мьянма входит в сферу жизненно важных геополитических и геоэкономических интересов Китая, поскольку обладает крупными запасами нефти и газа, которые уже осваиваются китайскими государственными компаниями (CNPC, Sinopec и CNOOC). Еще большее значение имеет проект по строительству трубопровода (длина – 2380 км), который свяжет глубоководный порт Ситуэ с китайским Куньмином. Нефть будет доставляться из стран Ближнего Востока на танкерах в Мьянму, а затем закачиваться по нефтепроводу. Недавно Пекин одобрил строительство параллельного газопровода стоимостью 1 млрд дол., который обеспечит доставку газа с шельфа Бенгальского залива. Китайско-мьянманский торговый оборот постоянно растет и приблизился по итогам 2009 г. к 3 млрд дол.


Россия не имеет столь развитых деловых связей с Мьянмой, как Китай. Уровень торговли значительно уступает китайскому - только 38,2 млн дол. Богатые мьянманские запасы углеводородов разрабатывают несколько небольших российских региональных компаний. Единственным успешным направлением сотрудничества является военно-техническое - Россия поставляет в Мьянму самолеты, в связи с чем РСК «МИГ» открыла там свое представительство. Тем не менее, по словам посла РФ в Мьянме М.Мгеладзе, «к России здесь хорошо относятся как на уровне руководства, так и на уровне простых людей, поскольку продолжают воспринимать как могущественную державу, какой был СССР».


Ожидается, что после выборов между крупнейшими странами мира развернется острая конкуренция за богатые недра Мьянмы. Хотелось бы, чтобы Россия не осталась в стороне и использовала имеющиеся у нее возможности по активизации политического и экономического сотрудничества с этой страной.


[1] Официальное название Союз Мьянма с1989 г. (бывшая Бирма). Перед выборами 21.10.2010 г. получил новое название – «Республика Союз Мьянма».


[2] С начала 1990-х годов правительство Мьянмы постоянно подвергается резкой критике и санкциям, прежде всего со стороны США и Европейского Союза, которые обвиняют режим в узурпации власти и систематических нарушениях прав человека. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции с требованием к правительству восстановить демократию и признать результаты выборов 1990 г.


[3] В Избирательную коллегию входят три группы представителей: гражданских депутатов верхней и нижней палаты парламента и военных депутатов, не избираемых, а назначаемых главнокомандующим армии.


[4] Сформирована военными в 1993 г., в ее рядах состоит 26 млн человек. Членство в Ассоциации дает некоторые экономические выгоды, например, право на получение дешевого жилья или возможность трудоустройства за границей.