Ташкент резко не изменит политику при новом президенте, но перемены неизбежны

Мы в СМИ
МОСКВА, 5 декабря. /ТАСС/. Новое руководство Узбекистана вряд ли в ближайшее время радикально изменит курс прежнего президента Ислама Каримова, хотя перемены, в первую очередь в социально-экономической политике, неизбежны, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Комментируя избрание главой государства Шавката Мирзиёева, они отмечают, что внешняя политика страны кардинально не изменится, и главную ставку Ташкент по-прежнему будет делать на ее многовекторность. При этом отношения с Россией, по их мнению, имеют шансы улучшиться.

В Узбекистане в воскресенье состоялись президентские выборы. Согласно объявленным сегодня предварительным итогам, победу на них одержал исполняющий обязанности главы государства, премьер-министр Шавкат Мирзиёев, получивший 88,61% голосов. Досрочные выборы проводились в связи с кончиной первого президента Республики Узбекистан Ислама Каримова 2 сентября текущего года.

О Мирзиёеве, как политике, известно немного

«В постсоветский период в Узбекистане политическая жизнь была организована таким образом, что фактически единственным полноценным публичным политиком был Каримов, - сказал главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аджар Куртов. - Деятельность других политиков, даже членов кабинета министров, в СМИ освещалась очень скупо. Поэтому пока мало что можно сказать о том, что из себя представляет преемник Каримова как политик».

В то же время, отметил эксперт, у Мирзиёева большой опыт - он долгое время работал на разных высоких должностях, в том числе много лет был премьером. Около 8 лет назад в Узбекистане были начаты реформы, целью которых, по крайней мере формально, было достижение большей демократичности власти. Была предпринята попытка повысить роль кабинета министров и парламента, сохранив при этом основные рычаги управления в президентских руках. По мнению Куртова, такой же линии будет придерживаться и Мирзиёев.

Резкие перемен в Узбекистане в ближайшее время вряд ли произойдут, полагает эксперт. «Власти это не нужно. К примеру, резкие перемены, произошедшие после развала Советского Союза, привели к активизации радикальных исламистов», - напомнил он.

Главный вызов - социально-экономические проблемы

«Перед Мирзиёевым прежде всего встанет необходимость решения очень серьезных социально-экономических проблем», - уверен Куртов.

Узбекистан, по его словам, принадлежит к числу стран с быстро растущим населением, и половина населения - молодежь. «Это значит, что перед государством встает проблема создания новых рабочих мест. А возможностей таких в Узбекистане мало. По многим причинам затруднено развитие и сельского хозяйства, и промышленности. Перед новым президентом стоит сложная задача - модернизировать экономику, избежав при этом социального взрыва», - сказал эксперт.

«Пришел новый человек, принадлежащий к другому поколению, который ставит перед собой очень важные стратегические задачи», - считает главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, профессор Ирина Звягельская.

Она также полагает, что Мерзиёев прежде всего будет решать социально-экономические проблемы. «Они накопились, хотя Каримов и пытался их решить. Нужно думать об образовании и трудоустройстве молодежи. Думаю, что изменения начнутся в сфере социально-экономической политики. Но это не значит, что будет проигнорирована внешняя политика», - отметила эксперт.

Во внешней политике перемены тоже будут

Звягельская полагает, что Узбекистан «станет более открытым миру, но будет делать упор на двусторонние отношения».

«Вряд ли Узбекистан выберет курс на приоритет отношений с каким-то одним государством, - считает Куртов. - Он будет придерживаться многовекторной политики. В Узбекистане еще при прежней власти была утверждена концепция о том, что суверенитет и независимость - это высочайшая ценность, и приоритет отношений с одной из стран может представлять угрозу для этого».

Что касается отношений с Китаем, тот, по словам эксперта, «присутствует везде в Центральной Азии и наращивает свое влияние». «Китай по своим экономическим возможностям, в частности в сфере предоставления дешевых кредитов, превосходит всех остальных возможных партнеров Узбекистана, и Россию в том числе. Он будет и дальше укреплять свои позиции», - отметил Куртов.

«Американцы лезли, куда могли пролезть, но за годы независимости Узбекистана между двумя странами было несколько периодов охлаждения отношений», - продолжил аналитик. «Нельзя сказать, что руководство Узбекистана занимает проамериканскую позицию. Ташкент пытается строить с США нормальные, ровные отношения, учитывая их роль в Афганистане, но не забывая, однако, что американцы прикладывали руку к цветным революциям, в том числе в соседней Киргизии. Свободы деятельности американских НКО в Узбекистане нет», - сказал он.

Отношения с Россией могут улучшиться

Эксперты считают, что отношения между Ташкентом и Москвой будут только улучшаться.

«У нас хорошие двусторонние отношения, мы решаем массу проблем, - подчеркивает Звягельская. - Отношения с Россией, думаю, даже улучшатся».

«Учитывая, что Мирзиёев долгое время был премьер-министром у Каримова, преемственность будет достаточно сильной, - уверен первый замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Нужно учитывать, что он входил в ту фракцию вокруг Каримова, которая выступала за более тесные отношения с Россией».

Вообще, полагает эксперт, тенденции на евразийском пространстве будут заставлять все страны Центральной Азии несколько менять свою политику. «Явно возрастает роль на этом пространстве Китая и России и ослабевает роль Запада. Экономические проекты, в том числе китайские и совместные российско-китайские, будут настолько масштабными, что жизнь будет заставлять страны Центральной Азии держаться ближе к этим государствам», - сказал он. --0--лм/по/нс

Узбекистан Средняя Азия