Автопробег из зоны в мечеть

Мы в СМИ
Стали известны подробности автопробега Зеленодольск – Казань с развернутыми черными и белыми флагами с арабскими надписями, организованного прихожанами казанской мечети Аль-Ихлас 22 декабря 2012 года. Всего в автоколонне ехало около 20 автомобилей.



Данное мероприятие было посвящено встрече освободившегося из мест лишения свободы осужденного за участие в деятельности международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» жителя Казани Ильдара Шайхутдинова. Он являлся лидером казанской ячейки «Хизб ут-Тахрир», ранее дважды судим за участие в деятельности данной организации.



20 декабря 2012 года, после отбытия срока наказания, Ильдар Шайхутдинов освободился из колонии в Архангельской области, где его встретили двое жителей Татарстана, ранее судимые за участие в деятельности «Хизб ут-Тахрир». А уже утром 22 декабря на трассе Зеленодольск – Казань Ильдара Шайхутдинова встретили прихожане казанской мечети Аль-Ихлас на 20 легковых автомобилях. В ходе последующего автопробега из боковых окон машин были выставлены флаги белого и черного цветов. По мнению специалистов в этой области, в зарубежных странах аналогичные флаги активно используются участниками «Хизб ут-Тахрир» при проведении массовых протестных акций. На официальном сайте «Хизб ут-Тахрир» изображение указанных флагов применяется в качестве символики.



Напомним, черные и белые флаги уже использовались прихожанами мечети Аль-Ихлас в ходе протестных акций, прошедших летом прошлого года в Казани. Тогда же прокуратурой Казани был направлен запрос на проведение исследования флагов на наличие признаков экстремизма в автономную некоммерческую организацию «Казанский межрегиональный центр экспертиз», действующую при Казанском федеральном университете. По результатам исследования было получено заключение, согласно выводам которого флаги, представленные для экспертной оценки, сходны с атрибутикой, используемой международной террористической организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Отметим, что имамом казанской мечети Аль-Ихлас является Рустем Сафин, ранее судимый за организацию деятельности экстремистской организации.



ИА «Татар-информ» обратилось за комментариями по данному факту к двум экспертам. Своим мнением по поводу сложившейся ситуации поделились директор Центра исследований Корана и Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман и директор Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.

 

«Если руководство мечети или имам, который возглавляет данную общину, идут против воли большинства, а на самом деле так и есть сейчас, в частности, это касается мечети Аль-Ихлас, то такая мечеть согласно шариату является храмом раздора. В истории есть такой момент, когда в Медине лицемеры построили другую мечеть, чтобы внести раскол в мусульманскую общину (это первая эпоха ислама). В итоге, эту мечеть разрушили, распахали землю и ее просто засыпали солью. Но так как мы живем в светском государстве, у нас такие радикальные меры не применяются, но государство имеет полное право запретить деятельность этой мечети и не только этой общины, есть и другие. Я считаю, что именно в этом вопросе государство проявляет большую слабость. Это мое личное мнение», - поделился Фарид Салман.



По его мнению, даже при курсе государства, направленного на поддержку традиционного ислама, полагаться только на духовное управление в нынешних условиях не следует. «Духовные управления должны быть органом общения между верующими, государством и неким консультативным органом. Всю остальную работу, то есть работу по пропаганде традиционных ценностей, пресечению радикализма, идеологической борьбе с радикализмом, государство должно направлять само или показывать какие-то направления. Потому что в идеологическом плане все наши традиционные духовные управления очень слабы. Если взять, скажем, интернет-пространство, то из 100 «мусульманских» сайтов 5-6 сайтов реально мусульманские, остальные – это ваххабитские, хизбитские, и все остальные», - отметил Фарид хазрат. Он заявил, что в целом по России, не только по Татарстану, именно традиционная религиозная идеология может сплотить общество.



«Если государство упустит и эту сферу, то и на региональном и федеральном уровне будет нанесен очень большой ущерб интересам государства и, естественно, верующих», - заявил он.



По мнению Раиса Сулейманова, для того, чтобы не допустить развития религиозного экстремизма в Татарстане, необходим комплекс мер. Во-первых, он заявил о необходимости ротации кадров мусульманского духовенства. «Имамы и мухтасибы, которые являются приверженцами радикальной исламистской идеологии, должны быть сняты со своих должностей, включая того же Рустема Сафина из мечети Аль-Ихлас. Пока они являются имамами, они задают тон», - отметил Р.Сулейманов.



Кроме того, по его словам, такие акции, как автопробег с черными и белыми флагами, должны жестко пресекаться. «Часто говорят, мол, ну и что, что проехали с флагами, десантники тоже ездят с флагами или футбольные фанаты. Не спорю, но они выступают как патриоты России. А «Хизб ут-Тахрир» - это не патриоты, они за идею халифата, фактически за идею разрушения страны», - подчеркнул он.



Эксперт считает, что наивно полагать, что во время автопробега в Казани были развернуты лишь мусульманские флаги, где безобидные слова написаны на арабском языке. «Да, все террористические организации используют символ ислама, в том числе надпись «Нет бога, кроме Аллаха». Это было написано на этих флагах. Возьмите флаг «Аль-Каиды», там то же самое написано. Любой терроризм всегда прикрывается благородными символами, но это не значит, что они перестают от этого быть флагами «Хизб ут-Тахрир» или «Аль-Каиды». Ношение символики и ее атрибутики должно быть запрещено», - считает эксперт.



Р.Сулейманов также заявил, что необходимо прекратить практику зарубежного религиозного образования в республике, а также активно издавать мусульманскую дореволюционную литературу, которая была у татар. «Это богатейшее наследие – 30 тысяч томов. Из этого собрания сочинений, того, что было у татар до 1917-го года, переведена, дай бог, если одна сотая процента. Практически не переведен Шигабутдин Марджани. Эти классики не переведены на современный русский и татарский языки. Нужно опираться на собственные традиции, зачем переводить так много арабских авторов, надо переводить и издавать своих собственных», - уверен он.

 

Раис Сулейманов выступил и за поддержку традиционного ислама. «Это должны быть не голословные заявления, а реальные. Я знаю, что многие имамы боятся того, что им не смогут обеспечить безопасность. В их мечеть приходит группа ваххабитов и угрожает имамам, если те их сдадут в полицию. Фактический контроль за мечетями должен присутствовать», - считает он. По его мнению, должен проводиться контроль и за поездками в хадж, где паломников должен сопровождать ханафитский проповедник. Он также считает, что в ДУМ РТ нужно создать специальный отдел по работе с мигрантами, так как их активно начинают вовлекать в различные процессы, в том числе экстремисты.



«Например, мечеть Аль-Ихлас, куда ходит большой процент мигрантов и когда они попадают под влияние радикальных проповедников - это ужасно. Если ДУМ РТ не начнет работать с мигрантами, с ними начнет работать кто-то другой», - сказал Р.Сулейманов. Продолжить нужно и работу с заключенными, считает он, чтобы религиозный экстремист, попав в тюрьму, был изолирован от остальных. Нужен и контроль за частными исламскими центрами, где зачастую проповедуют нетрадиционный ислам.



«За день ситуация не изменится. Будет много возмущений. Я думаю, если сейчас возьмутся за мечеть Аль-Ихлас, наконец, это же просто гадюшник исламского фундаментализма в Казани, то ситуация улучшится, но есть еще некоторые проблемные мечети. Сейчас осталось полгода до Универсиады и глупо, даже преступно, если власти проигнорируют эту ситуацию», - резюмировал Раис Сулейманов.

Источник: ATI-Times.