День святого Валентина на Востоке и Западе. Святой Валентин и нехристианский мир

Аналитика
Власти Ирана ввели запрет на производство и распространение праздничных сувениров с любовной символикой ко Дню святого Валентина. Иран не запрещает литургически отмечать христианский праздник, но власти страны постоянно выступают с обращениями к народу, заявляя, что День святого Валентина разлагает мусульман.

В. Н. Филянова,

старший научный сотрудник отдела гуманитарных исследований, 

кандидат политических наук

Власти Ирана ввели запрет на производство и распространение праздничных сувениров с любовной символикой ко Дню святого Валентина. Иран не запрещает литургически отмечать христианский праздник (память священномученика Валентина чтится в Католической церкви 14 февраля), но власти страны постоянно выступают с обращениями к народу, заявляя, что День святого Валентина разлагает мусульман, так как ислам признаёт греховными любые романтические отношения между незамужними людьми.

И не только в исламском мире этот праздник воспринимается крайне негативно. В Индии радикальными индуистами он провозглашается в качестве разрушителя традиционной семейной морали. Этот праздник вызывает протесты и повсеместные оценки как «праздник похоти и бесстыдства». Негативное отношение к Валентинову дню выражают такие организации как «Вишва хинду паришад» («Всемирный совет индусов») и его молодёжная группа «Баджранг дал» («Отряд сильных»). Они считают, что праздник оскорбляет индийские социальные ценности и потому эжегодно вторгаются в магазины подарков, сжигают открытки «валентинки» и нападают на празднующих.

Таким образом, на Востоке День святого Валентина неоправданно воспринимается в качестве христианского символа, представляющего угрозу для местных религиозных традиций. И получается, что христианство выступает силой, представляющей угрозу местной традиционной семейной морали. Хотя современные формы народного празднования этого дня к христианству имеют лишь косвенное отношение, а сам священномученик Валентин, священник Римской церкви (III в. н.э.), признанный святым как православными, так и католиками, не имеет ничего общего с тем, что обычно происходит ежегодно 14 февраля.

Праздник всех влюблённых возник, с одной стороны, на основе народного предания западного католического и англо-саксонского протестантского мира, приписавшего священномученику Валентину немыслимые обстоятельства его жизни – тайное венчание влюблённых пар, сводничество, помышления накануне мученической кончины о любви к некоей девушке. С другой стороны, историки нашли в народной форме праздника языческие корни, так как в древнем Риме в это время года обычно праздновалась «луперкалия», которая зачастую завершалась оргиями. Распространению праздника в наши дни способствовала заинтересованность в нём торговцев подарками и сувенирами.

И католики, и православные регулярно заявляют, что та форма праздника, которая бытует в народе – а именно распутство и принародное выказывание своих чувств неженатыми людьми, к Церкви, серьёзно относящейся к браку, не имеет никакого отношения. В православном синодике память священномученика Валентина Римлянина вообще чтится 19 июля по новому стилю. А у католиков – хотя и 14 февраля, но переведён (с 1969 г.) в разряд второстепенных святых, и в этот день они предпочитают отмечать куда более актуальный с политической точки зрения праздник – Память святых Кирилла и Мефодия (в трактовке католиков покровителей не только славян, но Восточной и Западной Европы в целом).

Казалось бы, недоразумение, понятное христианам, совершенно по-другому воспринимается в иноконфессиональном мире. И нелицеприятное поведение почитателей этого дня, абсолютно противоречащее нормам христианства, на Ближнем Востоке и в Азии ассоциируется именно с разрушительным влиянием западной христианской культуры.