О вопросах сотрудничества России и Южной Осетии в транспортной сфере

Аналитика
Доклад старшего научного сотрудника отдела международной экономики К.А. Каратаевой на прошедешем 19 мая 2009 года в РИСИ круглого стола на тему «Перспективы развития Южной Осетии после признания ее независимости»

 

Каратаева К.Е.,

старший научный сотрудник

отдела международных экономических отношений

 

Одним из важнейших вопросов российско-южноосетинского сотрудничества является взаимодействие в транспортной сфере. Любые вопросы: экономические, военные, политические тем или иным образом подразумевают необходимость скорейшего развития двусторонних транспортных связей.

Для расширения сотрудничества необходимым видится создание новых транспортных направлений, которые позволили бы и России и Южной Осетии наилучшим образом использовать потенциал совместного гармоничного развития.

В этой связи следует выделить следующие важные направления взаимодействия:

- реконструкция и строительство автодорог;

- строительство железнодорожной ветки из России до Цхинвала;

- строительство газопровода Дзуарикау – Цхинвал;

- в последующем – строительство аэропорта в районе осетинской столицы.

Развитие автодорожного хозяйства является, пожалуй, ключевым направлением сотрудничества в силу его абсолютного доминирования и в транспортной системе Южной Осетии, и в обеспечении двусторонних связей наших государств. Первоочередными задачами здесь следует назвать:

- необходимость реконструкции Транскавказской магистрали (Транскам);

- строительство альтернативной «объездной» дороги между Россией и Южной Осетией;

- развитие внутренней сети автодорог Осетии, соединяющей основные населенные пункты с Цхинвалом.

Как известно, на сегодняшний день единственной связью между Осетией и Россией является Транскавказская магистраль. Однако ее эксплуатация не всегда возможна, зимой этому препятствуют сходы лавин, а весной и осенью сели, оползни и камнепады.

Кроме того, магистраль постоянно подвергается воздействию реки Ардон, которая подмывает берега и угрожает дорожному полотну.

Необходимость реконструкции Транскама (в частности, Рокского тоннеля) очевидна: дорога функционируют уже около 25 лет, за это время инженерная инфраструктура физически и морально устарела. Планами модернизации предусмотрено строительство вентиляционных систем, водных стоков в Рокском тоннеле, противолавинных галерей, камнеулавливающих стен, селевых пропусков и тоннелей на самой магистрали.

В первую очередь, реконструкция магистрали начнется на самых тяжелых ее участках - верхних, которые начинаются на 86-м км, в районе Чертова моста и тянутся до 93-го км - Рокского тоннеля. На этом участке предполагается построить два тоннеля и две противолавинные галереи.

Реконструкция вошла в план мероприятий федеральной программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Стоимость разработанной Росавтодором программы модернизации магистрали, оценивается более чем в 20 миллиардов рублей.

Работы могут занять порядка десяти, а возможно, и более лет, так как временные рамки будут зависеть от возможностей федерального бюджета.

Следует отметить, что Транскам уязвим и с военной точки зрения, и это доказывает факт недавно предотвращенного террористического акта, когда на одном из участков дороги была заложена взрывчатка.

Сложности использования Транскама свидетельствуют о необходимости создания дублирующей магистрали. Одним из возможных вариантов прохождения трассы является дорога, соединяющая Осетию с Россией через Мамисонское ущелье. Планируется, что она станет продолжением Военно-Осетинской дороги с российской стороны и соединит ее с Цхинвалом.

В настоящее время Южная Осетия проводит работы по строительству "технической трассы", открыть которую планирует в 2009 году.

Уже сейчас понятно, что создание этой магистрали (на современном техническом уровне) обойдется в сумму, не меньшую, чем реконструкция Транскама, то есть в десятки миллиардов рублей. Поэтому окончательное решение о реализации данного проекта, а его финансирование возможно лишь за счет российских инвестиций, в ближайшее время вряд ли будет принято в условиях снижения объемов государственного финансирования дорожных программ по всей территории РФ.

Что касается внутренних дорог Южной Осетии, то здесь также предстоит провести большой объем работ. Существующие дороги стоились еще при СССР и не учитывали необходимость наличия транспортных связей, не проходящих по территории соседней Грузии.

В первую очередь речь идет о дороге в Ленингорский район, который до сих пор не имеет качественной транспортной связи с центральными районами: в дождь дорожная связь между Цхинвалом и Ленингором прерывается, так как дорогу почти полностью размывает. Работы ведутся уже несколько лет, однако до конца они еще не доведены (на осень 2008г. дорога была реконструирована лишь до Громского ущелья, от которого до Ленингора остается порядка 30 километров).

В рамках двустороннего сотрудничества российская компания ОАО «ГИПРОДОРНИИ» уже осуществляет проектно-изыскательские работы по комплексному восстановлению и реконструкции дорог и искусственных сооружений Южной Осетии. На первом этапе осуществляется проектирование направления дороги Гуфта - Зар - Цхинвали протяженностью 34 километра и участок дороги по направлению Джава - Дменис - Ленингор (90 километров).

Общая сумма, необходимая для восстановления дорожной сети Южной Осетии оценивается в размере около 10 миллиардов рублей.

В краткосрочной же перспективе планом финансирования восстановительных работ в Южной Осетии на реконструкцию дорог планируется выделить порядка 300 миллионов рублей.

Более долгосрочной перспективой представляется строительство железной дороги из Северной в Южную Осетию.

Планируется, что дорога до Цхинвала будет построена к 2015 году, для чего потребуется проложить около 140-160 километров путей, включая несколько тоннелей. В России дорога будет соединена с национальной железнодорожной сетью или во Владикавказе или в Алагире. Окончательное решение на текущий момент еще не принято.

Также не определены и сроки начала строительства железной дороги, что связано с тем, что проект все еще находится на стадии проработки. В любом случае он станет крайне дорогостоящим - трассу придётся вести таким образом, чтобы она была защищена от природных явлений столь частых на Кавказе.

Еще одним важным вопросом, на который необходимо обратить внимание, является строительство газопровода из России в Южную Осетию по маршруту Дзуарикау – Цхинвал. Газопровод проходит через Кударское ущелье. Его проектная длина составляет порядка 163 км. Стоимость проекта строительства оценивается в 18 миллиардов рублей. Ввод газопровода в эксплуатацию позволит полностью обеспечить потребности республики в природном газе и отказаться от его поставок с территории Грузии.

До сих пор газоснабжение осуществлялось только в адрес Цхинвала (восстановление подачи произошло только в конце января 2009г. В минимальном (около 30% от нормы) объеме). Другие населенные пункты обеспечивались лишь сжиженным газом.

Строительство газопровода началось в декабре 2006г. Планируется, что ввод в эксплуатацию произойдет в 3 квартале 2009г. Ранее планы предусматривали завершение строительства к концу 2007г., однако из-за сложности осуществления работ и военных действий, сроки несколько раз переносились.

В заключение стоит отметить наиболее сложный вопрос – финансирования. Объем средств, которые российская сторона планирует направить на восстановление всей инфраструктуры Южной Осетии, в том числе и транспорта, составляет порядка 10 миллиардов рублей. Со стороны России даны гарантии их выделения, однако для наиболее крупных и дорогостоящих транспортных проектов источники средств и сроки их предоставления пока не определены.

В условиях мирового кризиса, когда объемы вложений средств в транспортную отрасль в целом заметно сократились: происходит снижение уровня финансирования со стороны государства, инвестиций транспортных компаний, в том числе ОАО «РДЖ», период реализации данных проектов может быть существенно увеличен.

Тем не менее, Россия высказывает уверенность в том, что все средства будут выделены, подтверждая тем самым наличие собственных стратегических интересов в сотрудничестве с Южной Осетией, в том числе и в транспортной сфере.