Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана

Новости

13 марта 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате круглого стола.

 

События в арабском мире, произошедшие в 2011 – начале 2012 гг., в ходе которых произошли государственные перевороты в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене, причем в некоторых случаях была осуществлена военная интервенция стран Запада, привели к изменению вектора развития исламской уммы в сторону ее большей радикализации. Сегодня можно смело говорить, что в тех странах, которые пережили арабские революции или им еще предстоит это ощутить на себе (речь в данном случае идет о Сирии), ни о каком торжестве демократии речи идти не может, а на лицо становится усиление фундаментализма ваххабитского или ихванистского («Ихван аль-Муслимун» - «Братья-мусульмане») толка с приходом их к власти.

 

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман заявил, что с точки зрения исламской теологии сегодня на Ближнем Востоке мы наблюдаем обыкновенный бунт, а не какое-то торжество демократических ценностей. «В исламе всеми традиционалистскими богословами считается, что любой бунт намного хуже, чем законная власть правителя, даже если она имеет авторитарный характер», - рассказал собравшимся татарский теолог, который призывает произошедшие государственные перевороты называть не арабской «весной», а арабской «зимой», поскольку в этих странах произошел откат во всех сферах жизни назад. По мнению Фарида Салмана, конечной целью всех этих революций станет полная салафитизация (ваххабизация) арабского мира и уничтожение традиционных для него форм ислама, в том числе и суфизма. При этом татарский богослов обращает внимание на деятельность идеолога «Братьев-мусульман» Юсуфа Кардави, являющегося рупором правящего в Катаре семейства аль-Тани и стремящегося стать своего рода «суннитским Хомейни». Именно Кардави неоднократно демонстрировал свои антироссийские настроения как в 1990-е годы, когда Россия вела борьбу с боевиками на Северном Кавказе, так и сейчас, а в преддверии возможной зарубежной интервенции в Сирию, он активно призывал мусульман к бойкоту России. Из российских муфтиятов осудили заявления катарского русофоба пока что только Российская ассоциация исламского согласия и Духовное управление мусульман Татарстана в лице председателя его Совета улемов Рустама Батрова.

 

Заведующий кафедрой исламского права Российского исламского университета Мухаммед Муратов предлагает при анализе арабских революций разделять оппозицию на конструктивную и неконструктивную. «Когда в государстве не созданы условия для поступательного развития общества, неизбежно будет критика правительства, но те, кто критикуют, могут это делать с предложением конкретных решений накопившихся и нерешаемых государством проблем – такая оппозиция будет полезна умме, и ислам к этому относится положительно. Другое дело, когда оппозиция предлагает свергнуть свое правительство, при этом открыто призывает к вооруженному вторжению на территорию своего государства зарубежных стран. Такая оппозиция не может с точки зрения ислама быть признана благом для уммы», - уверен ученый. По мнению Муратова, дальнейшее продолжение перманентной арабской революционной волны неизбежно приведет к укреплению фундаментализма, с чем в итоге придется и уже в чем-то приходиться сталкиваться российским мусульманам.

 

Председатель Общества ревнителей истории Василий Иванов обратил внимание на последствия арабских революций на Ближнем Востоке для христианского населения. «На сегодняшний день приходится признать тот факт, что единственное государство на Ближнем Востоке, где численность христиан неуклонно увеличивается в результате рождаемости, - это Израиль. Во всех остальных странах этого региона – массовая их эмиграция», - считает эксперт. По имеющейся у него информации, «революционная» риторика агитации стала появляться в среде закамских ваххабитов Татарстана. Так в начале марта 2012 года по школьным и дошкольным учреждениям Нижнекамска (третий по численности населения город в Татарстане в 246-ти км от Казани) ходили проповедники с характерными бородами и говорили учителям и детям, что нужно молиться и ходить в единственную в городе мечеть на занятия в вечернее медресе, в котором, как выяснилось, преподают люди, в том числе и выпускники печально известного медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах, прославившегося тем, что его студенты воевали на стороне боевиков во время второй чеченской войны 1999-2001 гг. При этом в своей агитации эти визитеры говорили, что «скоро и у нас будет революция, как и в Египте и Ливии».

Василий Ордынский обратил внимание на тесные связи между нижнекамскими и тюменскими ваххабитами. Последние активно принимали участие в белоленточных протестах: в частности, 4 февраля 2012 года в г.Радужный Тюменской области на антиправительственный митинг вышли представители нетрадиционных для России форм зарубежного ислама радикального толка. В частных беседах между собой адепты разных течений фундаментализма, будь то ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, таблиговцы или ихванисты, вполне мирно уживаются, а нередко даже объединяются в общие джамааты. «Так, ваххабиты говорят хизб-ут-тахрировцам: что же вы постоянно открыто твердите о халифате? Ведь вы так на всю умму тень бросаете: силовики нас тогда арестуют. Мы и так построим халифат на осколках России, не надо об этом открыто говорить на каждом углу», - привел эксперт содержание беседы в одной из мечетей между радикал-исламистами.

 

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов обратил внимание на попытки инспирировать арабский сценарий развития событий в ходе уличных акций протеста в период до и между парламентскими и президентскими выборами в России и вовлечь в него российских мусульман. «Египетский сценарий протеста впервые опробовал в Татарстане имам казанской мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин, когда 1 апреля 2011 года в центре Казани организовал митинг против исполняющего тогда обязанности муфтия республики Ильдуса Фаизова и ряда государственных деятелей. Все было по классической схеме: в пятницу после дневного намаза прямиком из мечети после специально подстрекательской проповеди вышла толпа народу, которая на городской площади (в данном случае казанским аналогом площади Тахрир стала площадь перед татарским театром им.Г.Камала) требовала «революционных» перемен, в частности, выступала против установленной практики выборов муфтия Татарстана», - напомнил ученый события прошлого года. По мнению Раиса Сулейманова, активно принять участие в декабре 2011 года в белоленточном движении стремилась группа исламистов, объединившая вокруг так называемой «Исламской гражданской хартии», под которой подписались такие персонажи как позиционирующий себя в качестве «умма-строителя» Ринат Мухаметов, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, лидер Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси (настоящее имя – Вадим Сидоров), придерживающийся североафриканского маликитского мазхаба, сетевая журналистка Халида Хамидуллина и ряд других. Из Татарстана эту декларацию подписали лидер набережночелнинских национал-сепаратистов Рафис Кашапов и председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин. Именно эти исламистские декабристы активно выступали за освобождение «политзаключенных», осужденных за религиозный экстремизм. Похоже, что к их словам прислушались лидеры «либеральной» оппозиции, которые 8 февраля 2012 года составили список этих самых «жертв путинского беззакония», часть которого составляют граждане, входящие в радикальную исламистскую группировку "Хизб-ут-Тахрир", совершившие теракты на территории России.

 

Как это не покажется странным и удивительным, считает Раис Сулейманов, но «либерасты и радикал-исламисты находят полное взаимопонимание между собой в плане ненависти к российскому государству». «Если заглянуть на многие исламистские интернет-сайты, будь то ашировский «Голос Ислама» или бибарсовский «Ансар.ру», то для них характерна либерально-правозащитная риторика подачи материалов о якобы притеснениях мусульман в России, об отсутствии гражданских свобод в России, как будто для них идеалом является западная форма демократии. Многие наивные или сознательно настроенные на их поддержку либерасты покупаются на подобную фразеологию и лексику фундаменталистов, становясь их адвокатами и защитниками. В итоге получается весьма оригинальный винегрет из антироссийски настроенныхх сил: от либерастов до ваххабитов», - отмечает исследователь. В Казани, по его мнению, к части митинговавших в период между парламентскими и президентскими пытались примкнуть салафиты из Закамья. Несколько подобных фактов зафиксированы.

 

Что же касается отношения российских мусульман к арабским революциям, то Раис Сулейманов предлагает обратить внимание на позицию ряда лидеров Совета муфтиев России, которым щедро в свое время жертвовал Муаммар Каддафи весьма значительные суммы, но как только началась интервенция в Ливию, представители этой мусульманской организации тут же стали в своей риторике употреблять слова «диктатор» и «тиран» применительно к главе Джамахирии. Сейчас, когда Сирию, вероятно всего, ждет судьба Ливии, можно точно также услышать заявления о «преступлениях против народа», якобы совершенных Башаром Асадом, что фактически является открытым оправданием вторжения зарубежных армий на территорию суверенного государства.

 

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что в арабских странах после осуществленных уже и предстоящих в будущем государственных переворотов 2011-2012 гг. произойдет уничтожение традиционных для этого региона форм ислама, в том числе и физическое уничтожение представителей суфизма, что обернется усилением ваххабизма и ихванизма, а те центры религиозного образования, которые посещали российские мусульмане, в частности университеты Каира и Дамаска, ждет окончательная салафитизация, после чего отправка на обучение или даже стажировку туда россиян будет еще более усиливать радикализацию мусульманской уммы России после их возвращения домой. В конечном итоге постреволюционный арабский мир будет стремиться навязать восторжествовавшие в результате переворотов и интервенции новые ценности и мировоззренческие установки радикал-исламизма российским мусульманам, в результате чего это станет угрозой для национальной безопасности российского государства.