Визит В.Путина в Шанхай открывает новый этап укрепления стратегического партнёрства РФ и КНР

Аналитика
Россия является неотъемлемым звеном поддержания безопасности в Азии

20–21 мая 2014 года президент России В.Путин находился с государственным визитом в КНР, где он провёл переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и главами некоторых других государств, а также принял участие в IV саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В связи с этим событием возникает традиционный вопрос: чем нынешний визит отличается от предыдущих встреч лидеров РФ и КНР и что нового он привнесет в развитие двусторонних отношений?

Несомненно, визит В.Путина в Китай проходил в совершенно новых геополитических условиях из-за событий на Украине, противоречий, возникших в отношениях РФ с США и Евросоюзом, а также напряженности в китайско-японских отношениях. Это объясняет повышенный интерес к посещению Китая российским президентом со стороны политических кругов и мировой общественности и ажиотаж в интернет-сообществе. Как можно судить по ряду выступлений и комментариев в СМИ, состоявшийся визит В.Путина в Шанхай рассматривается не как рядовая встреча, предусматриваемая механизмом регулярных визитов глав РФ и КНР, а как серьезный крен России в сторону Китая и в целом Азиатско-Тихоокеанского региона.

Прорыв в российско-китайских отношениях

С точки зрения новых тенденций в развитии российско-китайского взаимодействия визит В.Путина в КНР не вызвал разочарований. Скорее наоборот, наблюдается прорыв в ряде областей двустороннего сотрудничества, где прогресс не был заметен в течение последних десятилетий.

Спустя десятилетие обсуждений проекта экспорта природного газа из России в Китай «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили контракт на 30 лет о поставках до 38 млрд куб. м российского газа в год в КНР по восточному маршруту. Общая сумма контракта – 400 млрд долларов. Он предполагает строительство газопровода «Сила Сибири» в створе ВСТО от Чаяндинского месторождения в Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска. Поставки также планируется осуществлять с Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина.

Двустороннее сотрудничество в нефтегазовой сфере представляется долгосрочным и взаимовыгодным, поскольку российской стороне будет обеспечена диверсификация экспорта сырьевых ресурсов, а китайской – безопасность каналов доставки сырья и сокращение энергодефицита.

Обращает на себя внимание подписанный по итогам двусторонних переговоров Меморандум об инвестициях в строительство первого моста через реку Амур. Железнодорожный мостовой переход соединит Еврейскую автономную область с провинцией Хэйлунцзян, его пропускная способность составит до 21 млн т грузов в год. Строительство моста начнётся в ближайшее время и завершится к 2016 году. Инвестором проекта выступит Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), учрежденный в июне 2012 г. Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией.

Вопрос о строительстве моста через Амур рассматривался российской и китайской стороной с 90-х годов прошлого века, и отсутствие решений по нему неоднократно вызывало непонимание и раздражение Пекина. По мнению китайской стороны, это серьезно замедляло российско-китайское торговое взаимодействие, особенно на фоне обозначенных руководством двух стран намерений активизировать экономическое сотрудничество.

В ходе переговоров наметился определенный прогресс в инвестиционном сотрудничестве РФ и КНР. Так, подписано соглашение о сотрудничестве при реализации проекта «Строительство завода по производству автомобилей, включающего в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей» на территории Тульской области между правительством Тульской области, ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства» и компанией Great Wall. Начало реализации инвестиционного проекта запланировано на текущий год, а запуск завода – на 2017 г. Полное завершение проекта планируется в 2020 г. Организация нового производства позволит создать до 2,5 тысяч рабочих мест. Инвестиции в проект составят от 12 млрд до 18 млрд рублей. Мощность предприятия – до 150 тысяч автомобилей в год.

В числе соглашений в сфере инвестиций был подписан Меморандум о взаимопонимании между РКИФ и китайской компанией Vcanland в отношении учреждения фонда по инвестированию в отрасль недвижимости для пожилого населения и сферу туризма.

Решению задач по наращиванию двустороннего инвестиционного взаимодействия призвано способствовать проведение летом 2014 г. в Харбине первого российско-китайского ЭКСПО. Его организаторами выступают Минпромторг РФ, Минэкономразвития РФ, Министерство коммерции Китая и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. В ходе переговоров В.Путин также предложил представителям КНР стать страной-партнёром главной международной промышленной выставки России ИННОПРОМ, которая пройдет в Екатеринбурге в июле 2015 года.

С точки зрения долговременного сотрудничества России и Китая в высокотехнологичных отраслях важным представляется взаимодействие двух стран в авиастроении, а именно в создании широкофюзеляжного самолёта и тяжёлого гражданского вертолёта. Целью такого сотрудничества является диверсификация торговых отношений РФ и КНР и снижение их зависимости от внешней экономической конъюнктуры. По словам вице-премьера РФ Д.Рогозина, возможно создание совместного предприятия в этой сфере; российская сторона не опасается копирования технологий и конкретных образцов китайскими производителями, что случалось ранее, так как соглашения гарантируют защиту интеллектуальной собственности.

Всего по итогам переговоров в Шанхае было подписано более 40 соглашений и договоров между различными российскими и китайскими ведомствами, компаниями и регионами.

В рамках встречи в Шанхае лидеры России и Китая приняли участие в торжественном открытии совместных морских учений «Морское взаимодействие–2014» в северной части Восточно-Китайского моря, которые продлятся до 26 мая. Учения проходят на фоне осложнения международной обстановки из-за обострения территориальных споров в АТР. Некоторые наблюдатели рассматривают факт проведения учений как свидетельство дружественного по отношению к Китаю нейтралитета со стороны России в его спорах с Японией.

Россия и Китай прилагают усилия для защиты итогов Второй мировой войны и сохранения послевоенного миропорядка как в двустороннем формате, так в рамках ООН и ШОС, и приняли решение о совместном праздновании 70-летия Победы.

Шанхайский саммит СВМДА

За прошедшие 22 года с момента своего образования Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) привлекает всё возрастающее внимание мировой общественности, международных организаций и политических кругов. Это свидетельствует о постепенном превращении организации из консультативной структуры в авторитетное региональное объединение, готовое взять на себя решение важных международных проблем.

Текущая ситуация в Азии вывела на первый план необходимость активизации практической деятельности СВМДА. По мере смещения центра тяжести мирового политического и экономического развития в сторону Азии в регионе одновременно сосредотачивается большая часть актуальных вопросов, затрагивающих не только региональную, но и международную безопасность. К ним следует отнести такие проблемы, как необеспеченность энергетическими и водными ресурсами, обострение территориальных споров и претензий, расширение наркотрафика и трансграничная преступность.

Таким образом, специфичность международного форума СВМДА заключается в акцентировании его работы на особенностях развития Азии, а его деятельность должна основываться на тщательном изучении и учете особенностей развития региона. Как отмечают эксперты Китайской академии современных международных отношений (КАСМО), у каждого из азиатских государств своя особая культура, религия и идеология – это важный момент, который необходимо принимать во внимание в процессе урегулирования проблем, касающихся региональной безопасности.

Тот факт, что в ходе процесса глобализации ни одно государство мира не имеет возможности урегулировать вопросы региональной безопасности исключительно собственными силами, единодушно признается большинством российских и китайских политологов. Это говорит о необходимости коллективных усилий и поиска общих интересов, что еще раз подчеркивает важную роль СВМДА в современном мире.

Накануне своего визита в КНР президент России В.Путин подчеркнул актуальность идеи формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и устойчивого развития, в основе которой должны лежать принципы равенства, уважения международного права, неделимости безопасности, неприменения силы или угрозы силой. Решению этой насущной задачи и был призван способствовать состоявшийся в Шанхае IV саммит СВМДА.

Политологи Академии общественных наук КНР обращают внимание на целый ряд вызовов, стоящих сегодня перед странами Азии: с начала XXI века, особенно в ходе глобального финансового кризиса, региону приходится решать как традиционные территориальные споры, так и противостоять террористическим угрозам, урегулировать разногласия в вопросах общественной безопасности и подходах к истории Второй мировой войны. По их мнению, достижение консенсуса через механизм СВМДА способствует процветанию и развитию азиатского региона, а также становлению Азии в качестве «локомотива» для развития мировой экономики.

Россия является неотъемлемым звеном поддержания безопасности в Азии, считают китайские эксперты, и ее участие очень важно для «утверждения новой концепции безопасности в регионе и создания безопасной среды». Как заявил глава Китайского фонда международных исследований, бывший посол КНР в РФ Лю Гучан, активное участие России «способствует балансу сил и содействует построению мира и стабильности в регионе». По мнению директора Института России КАСМО Фэн Юйцзюня, Россия имеет много стратегических идей в вопросе защиты безопасности в АТР, и СВМДА предоставляет ей хорошую платформу для диалога в области обеспечения безопасности в Азии. Кроме того, Россия является членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), налаживает сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также выступает в качестве важного участника шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Оценивая позицию США, китайские политологи отметили, что в вопросах безопасности в Азии Вашингтон прежде всего исходит из собственных интересов. США не играют конструктивной роли в урегулировании территориальных споров между азиатскими странами и в формировании безопасной среды в регионе. Как полагают эксперты Академии общественных наук КНР, основные участники СВМДА и влиятельные государства региона должны принимать решения по исключению факторов, негативно влияющих на утверждение новой концепции безопасности.

Как отметил профессор Фэн Юйцзюнь, принципы СВМДА сильно отличаются от концепции безопасности, которой придерживается американо-японский блок. СВМДА способствует укреплению доверия между странами-членами в сфере политической и военной безопасности, урегулированию разногласий путем диалога и консультаций, а также стремится содействовать взаимовыгодному сотрудничеству государств-членов форума в целях развития экономики и улучшения благосостояния народов, чтобы в корне устранить факторы, которые могут привести к нестабильности и конфликтам в регионе.

В своем выступлении в ходе саммита президент РФ В.Путин отметил, что будущая система подлинной и равной безопасности в Азии должна опираться на баланс механизмов двусторонней и многосторонней дипломатии, исключать любые замкнутые и узкие системы или блоки. Только такой подход позволит избежать появления в регионе новых политических и идеологических разломов.

На полях саммита подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатом СВМДА и Шанхайской организацией сотрудничества. Согласно меморандуму, стороны подтвердили готовность к расширению взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества в вопросах обеспечения региональной безопасности и стабильности, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств, противодействия новым угрозам и вызовам.

По итогам саммита государства-участники форума приняли Декларацию СВМДА, которая направлена на дальнейшее развитие организации и эффективное взаимодействие ее членов. Документ придаст новый импульс многостороннему партнёрству в интересах стабильности и процветания всей Азии.