Визит премьер-министра Турции в Россию: попытка выхода из «сирийского тупика»?

Мы в СМИ
Эскалация насилия в Сирии и особенно события, происходящие там в последние дни, заставляют констатировать, что, несмотря на поддержку России, мирный план урегулирования Кофи Аннана не работает. Массовые убийства населения, ответственность за которые оппозиция и правительство возлагают друг на друга, наглядно демонстрируют, что ни одна из сторон уже не контролирует ситуацию и страна погружается в хаос.

Глазова Анна Владимировна, кандидат филологических наук,

заместитель руководителя Центра Азии и Ближнего Востока - начальник сектора Ближнего Востока РИСИ.

 

18 июля в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и провел переговоры с президентом Владимиром Путиным. До начала визита сообщалось, что стороны обсудят «вопросы многопланового развития двусторонних отношений, в т.ч. в энергетической сфере». Однако после итоговой пресс-конференции стало понятно, что проблемы энергетического сотрудничества между странами если и обсуждались, то однозначно не являлись основной темой переговоров, впрочем, как и целью незапланированного визита турецкого премьера.

Официальные источники не комментируют подробности состоявшейся беседы. Это вполне объяснимо, учитывая, что в последнее время в связи с обострившейся ситуацией в Сирии идут активные консультации между всеми заинтересованными сторонами, включая Россию, с целью поиска взаимоприемлемого решения для урегулирования сирийского кризиса. Прошедшая неделя в этом плане вообще была особенно насыщена переговорами и визитами на высшем уровне. 17 июля в Москву прибыл спецпредставитель ООН Кофи Аннан, на следующий день состоялся визит Реджепа Эрдогана, а сразу по его завершению Владимир Путин беседовал по телефону с Бараком Обамой.

Эскалация насилия в Сирии и особенно события, происходящие там в последние дни, заставляют констатировать, что, несмотря на поддержку России, мирный план урегулирования Кофи Аннана не работает. Массовые убийства населения, ответственность за которые оппозиция и правительство возлагают друг на друга, наглядно демонстрируют, что ни одна из сторон уже не контролирует ситуацию и страна погружается в хаос. Поэтому вне зависимости от подхода сторон в отношении сирийских событий, складывающаяся ситуация требует принятия незамедлительных и действенных мер.

Следует также признать, что режиму Башара Асада вряд ли удастся сохранить власть, и он вынужден будет уйти. На этом фоне в экспертном сообществе и в интернет-пространстве циркулируют слухи о возможной эвакуации ближайшего окружения Асада в Россию или какую-либо другую страну. Однако какая бы оппозиционная группировка ни пришла к власти, она неизбежно начнет «охоту на ведьм», т.е. на тех, кто поддерживал нынешний сирийский режим, а, значит, гражданская война в стране продолжится.

В этом контексте, возможно, не случайно визит Реджепа Эрдогана состоялся после распространенной Минобороны РФ информации о том, что группа кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России выдвинулась в район Восточного Средиземноморья для выполнения учебно-боевых задач». Всего в составе военной эскадры насчитывается 11 кораблей, включая большой противолодочный корабль и пять больших десантных кораблей.

Переговоры между руководителями двух крупных держав, претендующих на региональное лидерство, могли бы сыграть позитивную роль в достижении возможных компромиссов по урегулированию сирийской проблемы. Не случайно турецкие эксперты в последние годы часто проводят параллели между В.Путиным и Р.Эрдоганом, находя много общего как в личностных качествах обоих лидеров, так и в их стиле управления государством. В частности, отмечается, что оба руководителя являются державниками и реформаторами. Они энергичны, обладают политической харизмой, являются прагматиками в международных вопросах, действуя в первую очередь в государственных интересах. Под их руководством обе страны укрепили свой международный авторитет, а также добились экономического роста и улучшения уровня жизни населения.

К сожалению, Россия и Турция занимают различные, если не сказать прямо противоположные позиции в отношении событий, происходящих на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Турция с самого начала «арабской весны» поддержала оппозиционные силы Туниса, Египта, Ливии, а затем и Сирии. Россия же в отношении сирийских событий заняла принципиальную позицию, не позволяющую внешним игрокам силовыми методами сместить правящий сирийский режим. Эти расхождения сказываются на уровне российско-турецких отношений, переживающих в настоящий момент не лучшие времена.

Несмотря на это, на официальном уровне Москва и Анкара воздерживаются от резкой критики друг друга, не желая ставить под удар достигнутый уровень двустороннего экономического сотрудничества, а также имеющийся потенциал для политического взаимодействия.

За прошедший год объем товарооборота между странами вырос более чем на 25% и составил $32 млрд. При этом российский экспорт, составляющий в основном энергоносители и различные сырьевые товары, равен примерно 25 млрд., что демонстрирует серьезный дисбаланс в двусторонних торговых отношениях. Москва и Анкара заявили о намерении в ближайшие годы увеличить торговый оборот до $100 млрд. Очевидно, что достичь намеченного уровня возможно только при осуществлении масштабных энергетических и инфраструктурных проектов, что объективно диктует необходимость поддержания двусторонних отношений, как минимум, на уровне стратегического партнерства. 

Источник: Новое восточное обозрение.