Интеграционный потенциал Приднестровской Молдавской Республики и возможность его реализации в условиях отсутствия международного политико-правового статуса

Аналитика
Доклад С.Ф. Чебана

Уважаемые участники конференции 

Позвольте выразить глубокую  признательность организаторам международной конференции  за предоставленную возможность   на таком    высоком уровне  выступить и обсудить вопросы, связанные с интеграцией Приднестровья в евразийское экономическое пространство, и  определить возможные направления более тесного сотрудничества.

Необходимо отметить, что евразийская интеграция - не случайный выбор республики в качестве главного приоритета. Он закреплен  в Концепции внешней политики Приднестровья. Вот уже 23 года, с первых дней образования республики,  все её развитие неразрывно связано с Россией, со странами СНГ, и говоря об интеграции, мы   прежде всего выражаем  волю нашего  народа, обозначенную в ходе референдума 17 сентября 2006 года, когда более 97% жителей Приднестровья проголосовало за самостоятельное развитие республики

 Одним из вызовов современности в 21-м веке стала  глобализация человеческого сообщества, формирование новых геополитических субъектов, которые зачастую определяют и  формируют мировые процессы, берут на себя частично функции государств. Поэтому в  современном мире формируются мировые и региональные объединения на основании финансово-экономических связей либо по культурно- историческому признаку, основной целью которых являются  решение социально –экономических вопросов.

Вовлечена ли в эти процессы ПМР с населением чуть более 500 тыс.  и  площадью чуть более 4 тыс. 163  кв.км (по площади  180 в мире)?

Ответ однозначен – да.

И особенно актуален  данный вопрос сегодня в силу евроатлантических устремлений руководства Молдовы, которые непременно затронут ПМР.

  Считаю уместным вкратце сказать о том что, народ которой забывает историю своего развития, или изменяет ее в зависимости от политической ситуации, политической  конъюнкту́ры, теряет свою идентичность, и даже может ассимилироваться в процессе глобализации.

О Приднестровье.

 Несмотря на непризнанность,  Приднестровская  Молдавская Республика  имеет высокую степень открытости и прилагает все усилия для обеспечения интенсивного внешнеэкономического взаимодействия, интеграции с внешним миром  в целях обеспечение национальных интересов государства, формирования благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований.

Реализация национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики обеспечивается, главным образом, путем развития дружественных, взаимовыгодных отношений с сопредельными государствами, ведущими мировыми державами и интеграционными объединениями международного сообщества.

Сегодня, как и в предшествующие годы, направлением своей политики Приднестровская Молдавская Республика определяет развитие партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств и рассматривает их как важный фактор включения республики в региональные политические и экономические интеграционные процессы, и в качестве такового конкретного проекта рассматривается Евразийская интеграция.

Курс Приднестровья на евразийскую интеграцию глубоко оправдан с точки зрения как политической целесообразности, так и экономической целесообразности.  Приднестровье связано с Россией и другими постсоветскими государствами давними  культурными, торговыми,  производственными отношениями. Единое экономическое пространство – это достаточно емкий рынок для сбыта продукции, возможность работать на нем позволит решить большинство экономических проблем Приднестровья, обеспечит экономическую  стабильность и устойчивость государственности ПМР.

Уже сегодня интеграция Приднестровья со странами-учасницами СНГ  осуществляется в следующих сферах: конфессиональной,   этнической,  лингвистической, образовательной,  правовой,  политической,  миротворческой,  военной, социально-экономической,  гуманитарной и других.

Конфессиональная сфера. Большинство населения республики – приверженцы православия.   Доля православных в общей численности верующего населения – 98,0%.

Этнико-лингвистическая сфера. Наиболее многочисленными этносами Приднестровья  являются молдаване, русские, украинцы –   в среднем по 30%, а также  болгары (2,5%), белорусы (0,7%). В республике созданы и успешно функционируют  учебные заведения с украинским, русским и молдавским  языками  обучения.

В соответствии с Конституцией (ст. 12) молдавскому, русскому и украинскому языкам  придан статус  официальных, что соответствует статьи 17 договора об учреждении ЕВРаАзЭС , где рабочим языком определен русский язык

В республике созданы центры этнической культуры.

Сфера образования. Приднестровье максимально ориентировано на интеграцию с научно-образовательное пространство России. В настоящее время образовательная система ПМР использует в качестве базовых стандартов, учебные планы, типовые программы, учебники и учебно-методические пособия, утвержденные компетентными институциональными органами Российской Федерации. За основу были приняты также и российские нормативные акты, регулирующие научную деятельность.

Среди  шагов по интеграции в сфере высшего образования, следует  отметить  интеграцию  в систему квотирования мест для абитуриентов, поступающих в вузы России и Украины; открытие на территории ПМР  филиалов вузов России и Украины; вступление ПГУ в Ассоциацию российских вузов,  вхождение в систему аттестации научных кадров России,  учреждение в ПМР российской модели и системы квалификационных требований при подготовке научных кадров, признание дипломов ПГУ эквивалентным дипломам аттестованных и аккредитованных государственных российских вузов, а затем и аттестация ПГУ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования Российской Федерации в статусе многопрофильного классического университета. Это позволило включить в соответствующие головные научно-методические объединения и научные советы России в качестве полноправных членов руководителей научных и учебных структур ПГУ.

Действует ряд соглашений о нострификации в России документов, выданных образовательными учреждениями Приднестровья, а также о выдаче дипломов и аттестатов научным и преподавательским кадрам ПМР ВАК Российской Федерации.

Правовая сфера. Интеграция Приднестровья в международное правовое пространство происходит преимущественно по двум направлениям.

Первое – это гармонизация законодательства республики с Российской Федерацией. На основе российских моделей законодательных актов разработаны многие системообразующие законодательные акты ПМР - кодексы («Гражданский», «Уголовный», «Уголовно-процессуальный», «Таможенный», «Трудовой», «О семье и браке»), законы («Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «О государственной налоговой службе», «О защите прав потребителей», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об аудиторской деятельности», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об основах обязательного страхования», «О потребительской корзине», «О плате за землю», «О рынке ценных бумаг», «О бюджетной классификации», «О некоммерческих организациях», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Прокуратуре»).

Второе направление заключается в признании рамочными на территории ПМР международных правовых актов, их принято более 50, и с учетом их положений разработаны  законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики.

Политическая сфера. В этой сфере взаимодействие выражается в межпартийном сотрудничестве и строительстве, межпарламентском сотрудничестве, создании межгосударственных институциональных структур. Россия и Украина выступают в качестве стран-гарантов на переговорах по политическому урегулированию «приднестровского конфликта».

Миротворческая и военная сферы. В регионе с 1992 г. присутствует российский контингент миротворческих сил. Кроме того, на территории ПМР находятся ОГРВ и важные инфраструктурные объекты (аэродром, склады вооружений). ОГРВ и миротворческие силы Российской Федерации играют важную роль в обеспечении военно-политической стабильности в Юго-Восточной Европе.

Сфера общественных и неправительственных организаций. В качестве примера можно привести заключенные между городами Приднестровья и городами России, Украины, Беларуси соответствующих соглашений, участии молодежных организаций Приднестровья в различных форумах.

Все вышеперечисленные направления интеграции играют немаловажную роль в развитии ПМР и её  взаимоотношениях с другими государствами.

Однако, на мой взгляд, самым главным направлением интеграции является  сотрудничество в социально-экономической сфере. Несмотря на все существующие проблемы и  дискуссии о путях, формах, методах и целях евразийской интеграции, в Приднестровье предпринимают шаги по ее практической реализации.

Социально-экономическая сфера. В настоящее время наиболее значимыми направлениями интеграции Приднестровской Молдавской Республики  в экономической сфере являются:     

- создание совместных предприятий;

- осуществление связей по кооперации с Россией.

 Развитию интеграционных процессов в значительной мере способствовала реализация программы разгосударствления и приватизации с участием нерезидентов и собственниками многих приднестровских предприятий стали крупные корпорации других стран, в частности, России. Например,

- собственником Бендерского завода «Молдавкабель» стала Санкт-Петербургская корпорация «Севкабель»,

-  завода «Прибор»  (г. Бендеры) - московское ФГУП «Салют»,

 - Рыбницких заводов «ММЗ» и «РЦК» – российская корпорация «Металлоинвест»,             

- Молдавской ГРЭС (город Днестровск) – российская корпорация «Интер РАО».

 В результате создания совместных предприятий, развития связей по кооперации и вхождения приватизированных предприятий Приднестровья в состав иностранных корпораций произошел переход от «торговой» модели внешнеэкономических связей, характеризующейся высокой степенью риска, к «воспроизводственной», позволяющей привлекать иностранные инвестиции, управленческий опыт и новые технологии, создающей более благоприятные условия для выхода приднестровской продукции на новые сегменты внешних рынков.

В качестве элемента внешнеэкономической интеграции следует рассматривать создание дистрибьюторских сетей и фирменных магазинов приднестровских предприятий в зарубежных странах (например, завода KVINT в России, Украине).

Существенную роль в регулировании внутренних и внешних экономических процессов играет Торгово-промышленная палата Приднестровья, которая вошла в Ассоциацию палат Центрального федерального округа России. В задачи Ассоциации входит создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, укрепление торгово-экономических и научно-технических связей хозяйствующих субъектов.

К другим направлениям интеграции во внешнеэкономической сфере можно отнести: 

- применение в ПМР товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД),  торговых режимов стран СНГ, международных экологических стандартов и стандартов качества (серий ISO-14000 и ISO-9000);

- реформирование системы бухгалтерского учета и переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

 - использование для организации статистического учета и отчетности методологических положений по статистике, применяемых Федеральной службой статистики России.

Важнейшее значение для эффективного функционирования экономики Приднестровья имеет наличие у банков республики корреспондентских счетов  с банками Российской Федерации.

Но все вышесказанное характеризует не комплексную, а фрагментарную интеграцию республики, а главным препятствующим фактором является непризнанность республики,  международного политико-правового статуса республики.

Комплексная, а не фрагментарная, интеграция республики в то или иное объединение  стран (ЕврАзЭс, Союз «Россия-Беларусь», Таможенный Союз СНГ) станет возможной лишь после установления международного политико-правового статуса республики. Политико-правовой статус региона следует рассматривать как главный фактор перспективного хозяйственного развития и макроэкономического управления, что обусловлено «узостью» внутреннего рынка, специализацией предприятий и высокой степенью открытости экономики. До решения этого кардинального вопроса представляется целесообразным при решении внешнеэкономических вопросов максимально их деполитизировать, отдавать предпочтение конструктивным подходам и оценкам экономической эффективности проектов. 

К примеру, Евразийский регион Приднестровье обладает уникальным транзитным потенциалом. Трансконтинентальное географическое положение между Европой и АТР усиливает мировую конкурентоспособность региона. Развитие сухопутных перевозок и реализация ряда крупных международных проектов в транспортно-коммуникационной сфере позволит усилить роль и значение региона в обеспечении мировых хозяйственных связей. Существенной предпосылкой для эффективной международной интеграции является удобное транспортно-географическое положение Приднестровья, которое  потенциально могло бы стать важным звеном транспортного коридора.  Однако это преимущество не может быть реализовано в силу наличия множества внешних ограничений для деятельности Приднестровской железной дороги (ПЖД).

Как следствие, предприятия республики в большинстве случаев лишены возможности использования собственных подъездных и магистральных железнодорожных путей для осуществления внешнеэкономических связей. Это выражается в дополнительных расходах для хозяйствующих субъектов, связанных с использованием более дорогого автомобильного транспорта и дополнительными погрузочно-разгрузочными работами при осуществлении смешанных перевозок. Ситуация усугубляется требованиями Республики Молдова об осуществлении экспортно-импортных поставок только через молдавские железнодорожные станции. Как следствие, происходит дополнительный пробег, увеличивается время нахождения грузов в пути, возрастает плата за фрахт вагонов.

Следует отметить, что  подписанное в 2012 г. Протокольное решение «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья», но это частичное решение вопроса для одного предприятия, проблемы остаются у всех остальных предприятий. Основная часть экспортно-импортных перевозок осуществляется по-прежнему через станцию Могилев-Подольский.

Огромные неудобства испытывают граждане, из-за ограниченного пассажирского железнодорожного сообщения. В сложившихся условиях действует «Временное соглашение о движении грузовых и пассажирских поездов через Приднестровье». Данное соглашение не решает основную массу проблем, связанных с эффективным использованием Приднестровской железной дороги, в том числе для приднестровских экономических агентов.

Помимо этого хозяйствующие субъекты не могут пользоваться правом  перевозки груза от таможни места отправления  до  таможни  места  назначения  с  соблюдением процедуры МДП (TIR), установленной  Таможенной  конвенцией «О международной перевозке грузов с использованием книжки МДП». Предприятия, имеющие собственный автотранспортный парк, не могут осуществлять международные перевозки, так как автомобильные средства, ввезенные напрямую в ПМР без таможенной очистки в Республике Молдова, считаются контрабандными.    Также,  после принятия 30 июля 2004 года Правительством РМ  Постановления №  816 «О мерах по регулированию импортно – экспортных операций» официальные органы РМ прекратили выдачу каких - либо документов для предприятий Приднестровья: сертификатов страны происхождения формы СТ – 1 и формы – А, актов экспертиз и таможенного оформления. В соответствии с данным  Постановлением для возобновления внешнеэкономической деятельности  предприятия должны пройти постоянную регистрацию в государственных органах РМ и предоставить информацию о взаимоотношениях с бюджетом.     В целях реализации этого Постановления «Молдавская железная дорога» с 1.08.2004 г. прекратила перевозку грузов приднестровских предприятий, не прошедших постоянную регистрацию в РМ.

Для реализации интеграционного потенциала транспортно-географического положения Приднестровья в перспективе необходимо решить целый ряд  проблемы, среди которых открытие станций Тирасполь и Бендеры для грузовой работы с целью организации перевозок экспортно-импортных грузов экономических агентов ПМР; обеспечение приема-передачи грузов на пограничных переходах; организация необходимой системы диспетчерской связи.

Вместе с тем, обсуждая возможности  взаимодействия  Приднестровской Молдавской Республики со странами-участницами ЕврАЗЭС, нельзя забывать о том, что мы находимся накануне  грядущих событий геополитического масштаба, в  ходе которых будет определена  дальнейшая судьба наших соседей - Молдовы и Украины. Приднестровью необходимо сформировать свой алгоритм действий при различных вариантах развития событий.

Анализ статистических данных об объемах экспорта, осуществленного приднестровскими предприятиями в страны Европейского союза в 2010–2012 годах, и соответственно об уплаченных налоговых платежах показывают незначительный рост  экспорта в страны Европейского союза, но увеличение объема экспорта происходит за счет крупных предприятий с долей российского капитала («Молдавская ГРЭС»,  ОАО «Молдавский металлургический завод»).

Наиболее крупными экспортерами в страны Европейского союза в 2012 году были: ОАО «Молдавский металлургический завод» – 59 103 151,55 долл. США (41,7 % от общего экспорта республики в страны ЕС), ЗАО «Тиротекс» – 40 637 952,10 долл. США (28,6 %), ЗАО «Молдавская ГРЭС» – 31 756 337,24 долл. США (22,38 %). Данные предприятия осуществляют около 93 % всего экспорта республики в Евросоюз. При этом следует отметить, что экспорт указанных предприятий ориентирован не только на страны ЕС, поскольку удельный вес экспорта в них в общем объеме экспорта названных предприятий составил 27,8 , 42,23 и 15,94 % соответственно.     

Эти предприятия при соблюдении ряда условий все же можно переориентировать на восточные рынки. Вместе с тем необходимо отметить, что при переориентации экспорта приднестровских товаров на рынок Таможенного Союза возникает необходимость в уплате ввозного НДС и (или)  импортной таможенной пошлины, что соответственно также делает продукцию приднестровских производителей неконкурентоспособными на данном рынке, являясь дополнительным препятствием.  Также наличие квот в отдельных странах на ввоз определенных товаров, например, алкоголя, также приводит к огромным трудностям по вхождению на рынки сбыта таких стран.

Однако в самой сложной ситуации окажутся предприятия легкой промышленности, которые работают на давальческом сырье, и доля их экспорта в страны ЕС составляет около 90%. Полная переориентация указанных предприятий на рынок Таможенного союза невозможна, а вступление Республики Молдова в  DCFTA (Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли) приведет  к увеличению себестоимости выпускаемой ими продукции на 30-40%, что сделает её неконкурентноспособной.  К примеру, можно  выделить следующие  предприятия: ООО «Софтшуз», ЗАО «Швейная фабрика “ВЕСТРА”», ООО ТПФ «Интерцентр Люкс», ООО «Рида», СООО «Терри-Па», ОАО «Флоаре», ЗАО «Одема» им. Соловьевой, ЗАО ОФ «Тигина». В 2012 году удельный вес экспорта в страны  ЕС в общем объеме экспорта ЗАО «Швейная фабрика “ВЕСТРА”» составил 96,6 %, ЗАО «Одема» им. Соловьевой – 88,28 %, СООО «Терри-Па» – 92,93 %. 

При экспорте готовой продукции собственного производства в страны Европейского Союза, при наличии у приднестровских предприятий сертификата EURO-1, выданного Республикой Молдова, предприятия получают преференции на ввозной НДС, а также освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Наличие данной преференции позволяет удержать конкурентоспособный уровень цены. В случае прекращения выдачи Республикой Молдова приднестровским предприятиям, экспортерам в страны Европейского Союза (в том числе предприятиям, работающим по переработке давальческого сырья) сертификатов EURO-1, данные организации, при экспорте своей продукции в страны Европейского Союза, вынуждены будут оплачивать ввозной НДС (в зависимости от страны, в которую осуществляется экспорт, в среднем 20%) и таможенные пошлины, что скажется на увеличении цены экспортируемой продукции на 30-40%, и, как следствие, на ее конкурентоспособности.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что в случае полного закрытия рынков Евросоюза для экспорта приднестровских предприятий и невозможности моментальной переориентации объёмов такого экспорта на рынки Таможенного союза и других стран, приднестровский бюджет понесет значительные потери от налоговых поступлений, не говоря уже о косвенном ущербе для республики, который повлечет за собой:

1) снижение годовых объемов производства на 15,76%, и как следствие ВВП                      на 3,76%;

2) снижение годовых объемов экспорта  на 18-20%;

3) снижение иных налоговых поступлений;

4) снижение притока валютной выручки;

5) снижение рентабельности производства  экспортооориентированных предприятий (возможно выход на убыточное производство), а в некоторых случаях, при условии невозможности переориентации на рынок Таможенного союза и других стран ближнего зарубежья, и полное банкротство;

6) социальную напряженность (сокращение штатной численности, снижение уровня заработной платы, и как следствие, снижение уровня жизни населения).

Наряду с этим, возможное предъявление Республикой Молдова дополнительных требований таможенного оформления экспорта продукции приднестровского производства в страны СНГ, также повлечет за собой дополнительные материальные и временные издержки и, как следствие, - снижение объемов экспорта, что соответственно приведет к снижению отчислений в бюджет Приднестровской Молдавской Республики. Оперативное разрешение допустимых проблем и их последствий будет возможно на уровне дипломатических представителей обеих сторон, а также в рамках отраслевых экспертных переговорных групп (таможенной, экономической).

Также следует отметить, что благодаря гуманитарной помощи Российской Федерации в республике удалось частично улучшить ситуацию по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Однако дальнейшее развитие овощеводства и плодоводства не возможно без четкой логистической схемы  сбыта продукции на внешних рынках.   Для развития сельскохозяйственного экспорта в ПМР необходимо устанавливать прямые связи между нашими контролирующими органами и Роспотребнадзором,  провести модернизацию и техперевооружение  ветеринарных и фито-санитарных испытательных центров в ПМР, а также  решить  вопрос с Минсельхозом РФ и Роспотребнадзором РФ о специальном режиме поставки сельхозпродукции  в РФ приднестровскими товаропроизводителями (согласованный перечень предприятий и продукции, признание приднестровских фитосанитарных  и ветеринарных сертификатов,  определить порядок инспекции Роспотребнадзором РФ  сельхозпроизводителей в ПМР.

Приднестровье определилось с вектором своего развития, поэтому алгоритм действий органов власти и иных  органов (ветеринарных, санитарных и т.д.)  не вызывает никаких сомнений – это  принятие мер по расширению торговли Приднестровья  в восточном направлении. 

Одной из таких мер может быть  создание  институциональных  структур для продвижения приднестровских товаров на рынки ЕврАЗЭС.  Эти структуры могут быть в виде  совместных деловых советов и  Торговых домов.

 Также, на мой взгляд, статья 10 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества  предоставляет возможность обсудить вопрос, даже без соответствующего решения Межгосударственного Совета, о придании Приднестровью статуса наблюдателя и возможности участия в деятельности соответствующих структур, комиссий  ЕврАзЭС

Для расширения евразийских рынков приднестровскими предприятиями необходимо разработать соответствующую государственную программу «Поддержка приднестровского  экспорта   на евразийских рынках». Для этого необходимо:

- составить реестр предприятий-экспортеров  в страны ЕС с описанием номенклатуры и объемов экспортируемой продукции;

- сгруппировать  предприятия по отраслевому принципу;

- разработать подробный план действий для каждой группы предприятий для продвижения экспорта на восток;

- принять законодательство, устанавливающее меры господдержки по переориентации рынков сбыта с запада на восток, а Правительству ПМР заключить с предприятиями соглашения,  в которых отразить обязательства сторон в случае переориентации их рынков сбыта.

- решить вопрос о предоставлении торговых преференций, предоставляемых  Российской Федерацией Приднестровью, другими странами Таможенного союза, что будет отвечать принципу единого таможенного пространства.

  Продвижение товаров по отдельным отраслям производства  должно быть отражено в комплексном Плане действий по развитию  восточных рынков.

Стратегия евразийской интеграции Приднестровья  также должна быть дополнена Планом действий по достижению поставленных целей.

Существует три сценария развития событий

А) - Приднестровье участвует в DCFTA

Б) - Приднестровье не участвует в DCFTA

В) -  Приднестровье  частично реализует DCFTA (на уровне компаний)

Учитывая тот факт, что движение Приднестровья  в  DCFTA  возможно только через РМ, а это сопряжено с  большими политическими рисками,  то наиболее вероятным  представляется сценарий В.  Кто может быть стороной переговоров с Приднестровьем  по обсуждению этого сценария, а также двух других  – РМ или ЕС?

Если для ЕС  это не приемлемо, а уровень  доверия между РМ и ПМР крайне низок, то встает  вопрос  о нейтральном посреднике в этом процессе.

Кто и каким образом утвердит  (делегирует) полномочия РМ на обсуждения, например, сценария В для Приднестровья ?

Кто и каким образом будут фиксироваться договоренности, об участии Приднестровья в DCFTA, если таковы будут достигнуты? Каким образом эти договоренности получат одобрения в ЕС?

Может ли Молдова  дистанцироваться от политических требований при обсуждении  вопроса участия Приднестровья в DCFTA? 

Какова вероятность того, что Правительство РМ отступит от принципа ведения переговоров  с Приднестровьем только с позиций необходимости исполнения приднестровскими хозяйствующими субъектами внутреннего законодательства РМ?

Для Приднестровской Молдавской Республики   евразийский проект – это программа восстановления собственной экономики  и сохранения государственности. Интеграция Приднестровья на рынок ЕврАзЭС открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества.

Убежден, эффективная интеграция Приднестровья в евразийское экономическое пространство – это тот путь, который позволит Приднестровской Молдавской Республике  добиться успеха и процветания,  занять достойное место в сложном мире XXI века, это путь к признанию ПМР как правового, успешного, процветающего государства.

В заключении хотел бы еще раз еще раз выразить благодарность всех участников конференции и заверить, что мы готовы к плодотворному сотрудничеству и взаимодействию.