Инвестиционное сотрудничество между российским Приморским краем и приграничными территориями Китая

Аналитика
Доклад научного сотрудника представительства РИСИ в г. Владивостоке А. А. Караиванова на «III Международный форум регионального сотрудничества и развития в Северо-Восточной Азии».

А. А. Караиванов,

научный сотрудник

Представительства РИСИ в г. Владивостоке

Развитие взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА) важно не только для экономик государств, вовлеченных в данный процесс, оно также играет немаловажную роль в обеспечении региональной безопасности. В этой связи проведение международных научно-практических мероприятий с участием ученых, исследователей и экспертов из стран СВА способствует процессу выработки и последующей реализации политико-экономических инициатив на государственном уровне.


Стратегическое партнерство России и Китая, обозначенное руководителями наших государств, находит свое отражение в области регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

С 2004 г. при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Государственного комитета КНР по развитию и реформе проводятся ежегодные инвестиционные форумы, на которых обсуждаются перспективные инвестиционные проекты и  подписываются соглашения о намерениях по их реализации. По данным региональных статистических служб, суммарный объем накопленных китайских инвестиций в российские проекты на начало 2010 г. превысил 820 млн дол.


Проводимая обоими государствами политика наибольшего благоприятствования и необходимость повышения уровня и качества двусторонних экономических связей привела к подписанию в 2009 г. Плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества, который определяет главные приоритеты межгосударственной инвестиционной деятельности.


В соответствии с данными Министерства коммерции КНР, в 2009 г. объем привлеченных в экономику России инвестиций составил 410 млн дол. США, что вдвое больше показателей 2008 г., при этом общий объем накопленных инвестиций приблизился к 2,2 млрд дол. Объем российских накопленных прямых инвестиций в китайскую экономику на начало 2010 г. составил 751 млн дол.


Особую роль в российско-китайских отношениях играют приграничные территории. На протяжении последних 10 лет Китай является основным внешнеторговым партнером Приморского края.

Image #910072, 47.3 KB

Как видно из диаграммы 1, по итогам 2008 г. объем взаимной торговли превысил 2,7 млрд дол. Что касается сотрудничества в инвестиционной сфере, то оно значительно отстает от внешнеторговых показателей, при этом динамика поступления инвестиций остается нестабильной.


Количество действующих и вновь создаваемых предприятий с участием китайского капитала на территории Приморья значительно превышает соответствующие показатели других стран-инвесторов. Тем не менее, объемы вкладываемых средств остаются незначительными.


Китайские предприниматели ориентируются на получение конъюнктурной, быстрой прибыли, не делая ставку на развитие бизнеса и его постепенную интеграцию в экономическую систему края. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: разработка полезных ископаемых, лесное и сельское хозяйство, торговля, строительный бизнес и легкая промышленность.

Image #910076, 38.5 KB

Российские инвестиции в Китае сосредоточены в сферах производства, строительства и транспортных перевозок.


Ресурсоориентированная экономика Дальнего Востока России безусловно предопределяет наиболее значимые инвестиционные направления. В этой связи особое значение приобретает реализация целого ряда проектов по совместной разработке полезных ископаемых. При этом упор должен делаться не на банальное изъятие ресурсов и их экспорт, а на планомерное создание совместных предприятий по их переработке на российской территории. Подобная кооперация будет отвечать интересам обеих сторон и соответствовать стратегиям развития российского Дальнего Востока и старопромышленных баз Северо-Востока Китая.


В настоящее время в Приморском крае реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов при непосредственном участии государства, что существенно снижает возможные инвестиционные риски. Особое внимание уделяется строительству и реконструкции объектов к Саммиту АТЭС-2012, прокладке нефте- и газопроводов, строительству нефтеперерабатывающих мощностей и автомобильных дорог.


На фоне сложностей, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом, обозначилась объективная необходимость диверсификации структуры приграничных инвестиционных и торговых отношений, назрела потребность в открытии новых товарных рынков. Обоюдная заинтересованность Москвы и Пекина в вопросе пресечения деятельности международных контрабандных каналов также должна найти свое подтверждение в подписании соответствующих документов и осуществлении реальных действий в этом направлении.


В последние годы достигнут большой прогресс в отношениях между нашими странами, установились устойчивые связи между различными министерствами и ведомствами, достигнуты значимые соглашения по широкому кругу политических и экономических вопросов, приняты различные планы и программы активизации двусторонних отношений. Очевидно, что взаимовыгодное сотрудничество, основанное на стратегической взаимодополняемости экономик, позволит оптимизировать и вывести приграничные инвестиционные связи на кардинально новый уровень.