Черепашьими шагами, но к интеграции

Мы в СМИ
МИД РФ подготовил проект новой Концепции внешней политики России. В документе, который станет руководством к действию в реализации внешней политики Кремля, в качестве основной приоритетной задачи указана интеграция на постсоветском пространстве. Об этом сообщил «КоммерсантЪ», в распоряжении которого оказался проект документа.

Издание рассказало, что базовым документом для Концепции стала путинская статья «Россия и меняющийся мир», опубликованная накануне мартовских выборов. Одним из главных тезисов той статьи было утверждение о том, что Россия вынуждена строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие ее беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В Концепции этот тезис получает полное развитие.

Приоритет — постсоветское пространство

Так, в разделе «Современный мир и внешняя политика РФ» рассказывается о том, что глобальный кризис, являющийся «мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте», вмешательство Запада в дела других стран, расшатывание роли ООН в решении международных конфликтов, усиление трансграничных вызовов и угроз, в том числе «в информационном пространстве», а также «тенденция на реидеологизацию международных отношений» — все это делает мир более нестабильным и непредсказуемым. Поэтому России ничего не остается, как следовать своей сверхмиссии, которая заключается в том, что ей отводится «уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации».

Борясь с вмешательством во внутренние дела с помощью «мягкой силы» (расшифровываетсятак: «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные методы классической дипломатии»), Россия добьется создания «объективного образа страны» и сильно улучшит «информационное сопровождение» своей внешней политики.

В разделе «Региональные приоритеты» абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве (все эти Таможенные союзы и Союзные государства). На втором месте — Евросоюз, с которым авторы все еще рассчитывают достичь безвизового режима. США, Индии и Китаю уготованы более скромные места.

Предыдущий вариант Концепции был принят Дмитрием Медведевым в июле 2008 года. Нынешний, скорее всего, будет подписан Путиным уже в декабре.

Эксперты считают тональность новой концепции РФ и расстановку внешнеполитических приоритетов Москвы «абсолютно ожидаемыми». «Документ перекликается с предвыборными заявлениями президента и риторикой последнего времени, — заявил вице-президент Центра политических исследований России Дмитрий Поликанов. — И по отношению к прежним редакциям документа прослеживается явная преемственность. В них тоже говорилось о деструктивной роли Запада в расшатывании международных устоев. И СНГ объявлялся нашим главным приоритетом, хотя на деле это было не так. На сей раз есть основания полагать, что это всерьез — хотя бы потому, что Москва взялась строить Евразийский союз».

Россия не хочет корректировать движение вперед

В проекте концепции внешней политики РФ большое внимание уделяется СНГ, Таможенному союзу, Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Союзному государству РФ и Белоруссии. К интеграционным процессам Россия рассчитывает подключить и Украину. На втором месте среди приоритетов внешней политики — Евросоюз, здесь МИД будет добиваться введения безвизового режима.

Насколько новая Концепция внешней политики РФ повлияет на развитие отношений в рамках СНГ и существующих объединений, мы попытались выяснить с политологом, редактором журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждаром Куртовым. По его словам, из-затого, что прежние проекты и СНГ, и ЕврАзЭС, и ОДКБ не могут похвастаться серьезными успехами, у экспертов в Казахстане и России существует определенный скепсис в отношении того, будут ли новые обещания выполнены на этот раз.

«Непонятно, правильно ли выбрана дорожная карта для создания Евразийского экономического союза, — считает политолог. — Недавно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что речь идет об экономическом проекте — Евразийский экономический союз. Я считаю, что акцент на экономических проектах может быть не столь продуктивен».

Почему? Россия, хоть и потенциально богатая страна, но те страны, которые сейчас входят в Таможенный союз и войдут в Евразийский экономический союз, в экономическом отношении классифицируются как развивающиеся. Соответственно, конкурировать с развитыми странами им в интеграционных проектах достаточно сложно, полагает Аждар Куртов. «Я, как историк, прекрасно знаю, что великие дела в истории, во внешней политике, в том числе и по созданию союзов и интеграции, решались отнюдь не в сфере экономики, а политической волей», — уверен он.

Именно она заставляла и политические элиты, и народы искать своих партнеров и союзников во внешнем мире, отметил эксперт. Хотя современная экономика не всегда позволяет конкретному человеку получать выгоды от интеграции. И нынешний этап — яркое тому свидетельство.

«В Казахстане не случайно растет скепсис в отношении участия в Евразийском экономическом союзе, — уверен Аждар Куртов. — Потому что рядовые граждане не всегда на собственных кошельках видят экономическую выгоду. Макроэкономическая статистика об увеличении товарооборота между государствами Таможенного союза выглядит привлекательно лишь для политиков, хорошо разбирающихся в этих вопросах экспертов, для чиновников. А для простого человека макроэкономика — нечто абстрактное. Его могут привлечь реальные дела, которые могут отразиться непосредственно на нем».

По словам Аждара Куртова, никогда не поздно скорректировать движение вперед, даже если «Дорожная карта» определена. А именно — внести политические моменты в этот процесс. Но такой корректировки российские политические элиты, управленческая бюрократия делать не хотят.

«Я уже молчу о том, что все эти ссылки на опыт Европейского союза ненаучны, потому что Европейский союз возник после того, как была решена принципиальная проблемавоенно-политической безопасности, — рассказал политолог. — То есть они решили, прежде всего, политические проблемы, создали Североатлантический альянс с достаточно жесткой дисциплиной государств-членов и потом уже стали развивать чисто экономические интеграционные объединения. Поэтому лозунг, который я постоянно слышу от казахстанских экспертов о том, что давайте сначала займемся экономикой, а политику оставим на потом — фальшивый. Он не подтверждается экономическими фактами из истории».

Аждар Куртов считает, что нужно двигаться вперед, причем ускоренными темпами. «Если будем двигаться черепашьими шагами, нас обгонят. Нас уже обгоняют конкуренты из сообществаЮго-Восточной Азии и Азиатско-Китайского региона, Европейский союз, а если и исламский мир консолидируется, то мы останемся на обочине. Кто-то, наверное, очень хочет на этой обочине остаться, потому что его удовлетворяют и личное место, и доход... Но если посмотреть прогнозы независимых экспертов о том, как изменится рынок нефти в течение достаточно близкой перспективы, через 15—20 лет, то станет очевидным, что долго на нефти не прожить».

По словам политолога, расчеты на то, что страны будут благоденствовать за счет богатств недр, потерпят крах. Отказ от инвестиций в высокотехнологичную промышленность загоняет ситуацию в тупик.

«Россия может оказаться в числе аутсайдеров мирового экономического развития. За ней и за Казахстаном, я уже не говорю о потенциальных участниках Таможенного союза, таких как Кыргызстан и Таджикистан, закрепится статус аутсайдеров. Сырьевых придатков, возможно, даже Китая. Потому что этот ближайший сосед развивается очень эффективно, создает столько промышленных мощностей, сколько весь Советский Союз в период власти коммунистов не создавал», — отметил политолог.

«Надо видеть проблему на перспективу, но попытка обозначить интеграцию на постсоветском пространстве как приоритет — правильная, — считает Аждар Куртов. — Тот, кто не пытается решать крупные, серьезные задачи, изначально обречен на отставание».

Политолог сказал, что, может быть, власти России, Беларуси и Казахстана не справятся с этим очередным проектом, но если ничего не делать, полагая, что отсидимся в своих национальных квартирах, то наши страны никогда не будут представлять ничего значащего, то есть экономики не будут конкурентными, что приведет к деградации. А уж она точно отразится на кошельках каждого гражданина, резюмировал эксперт. К чему приведет пустой кошелек, полагаем, конкретизировать не стоит. 

Источник: ИАП «Республика».