О российско-американских экономических отношениях

Аналитика
И проблеме коррупции

В.Ш. Сургуладзе

Старший научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ

В.М. Холодков

Начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ 

Вышел в свет новый доклад Управления торгового представителя США о барьерах во внешней торговле.Цель ежегодного 400-страничного доклада – предоставить всем заинтересованным органам США информацию о специфике внешнеторговых механизмов в различных странах мира. В первую очередь внимание уделяется особенностям двусторонних торговых отношений Соединённых Штатов.

По данным доклада, в 2012 году торговый дефицит США с Россией составил $ 18,6 млрд. Объём импорта снизился на 15,4  %  и  оценивается  в  $ 29,3 млрд. Экспорт готовой продукции в Россию достиг $ 10,7 млрд. (рост на 28,7 %)[1].

Среди проблем торговых отношений США с Россией отмечается непредсказуемость и непоследовательность в области таможенного оформлении, а именно непрозрачность процедур, частое изменение требований к предоставляемым документам, отсутствие единообразия документооборота в различных российских портах и таможенных пунктах. Такое положение приводит к задержкам грузов и росту накладных расходов.

Проблемой с точки зрения ведения бизнеса в России является недоступность официальных публикаций подзаконных нормативных актов, судебных решений и административных правил. Американское внешнеторговое ведомство полагает, что в перспективе положение должно улучшится, поскольку при вступлении в ВТО Россия обязалась обеспечить прозрачность в области регулирования внешней торговли.

Основным барьером на пути американских инвестиций в Россию остаётся коррупция. Явного прогресса в данной сфере, по мнению Управления торгового представителя США, не наблюдается. Инвесторы сталкиваются с коррупцией не только при работе с государственными структурами, но и в отношениях с коммерческими структурами.  

По мнению авторов доклада, российским правительством не принимаются все возможные антикоррупционные меры, в том числе, рекомендуемые ВТО. Так, Россия не подписала Соглашение ВТО по государственным закупкам, хотя во время вступления обязалась обеспечить при заключении государственных контрактов максимальную прозрачность процедур, стать наблюдателем в Комитете ВТО по госзакупкам и присоединится к Соглашению в 2016 году.

Хотя трудно отрицать широкие масштабы коррупции в России, можно поспорить с американскими оценками  действий российских властей в этой области. Непредвзятые наблюдатели во многих странах мира обратили внимание на объявленную российским руководством беспрецедентную кампанию по борьбе с коррупцией. Впервые в новейшей истории России  антикоррупционные меры, в т.ч. расследование финансовых злоупотреблений в Министерстве обороны и запрет для государственных служащих иметь недвижимость и активы за рубежом, осуществляются с таким размахом, интенсивностью и затрагивают самые высокие уровни политической и экономической элит. 

В последнее время также приняты важные шаги  в тех сферах, которые создают питательную среду для коррупции, а именно, в   регулировании финансового рынка и борьбе с теневой экономикой, включая отмывание денег и уход от налогообложения. Задача «деофшоризации» экономики была поставлена в декабре 2012 г. в ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию, и руководство России продемонстрировало, что это не голословное заявление. Незадолго до финансового кризиса на Кипре в ходе переговоров с представителями правительства этого государства российская сторона, по сообщениям прессы, в качестве одного из главных условий реструктуризации ранее выданного кредита выдвинула требование раскрыть  информацию  о российских бенефициарах зарегистрированных на Кипре  частных компаний, трастов и  фондов. Более того, российское правительство отказалось предоставлять Кипру экстренную  финансовую помощь,  хотя убытки  от банкротства двух крупнейших кипрских банков, судя по ряду публикаций в СМИ, потерпели  не только частные лица из числа граждан РФ, чьи вклады превышали 100 тыс. евро, но и российские компании с государственным участием. Российское  правительство  также налаживает  контакты с финансовыми властями Швейцарии, которая считается излюбленным местом для состоятельных российских граждан, скрывающих доходы от контроля со стороны государства. Тем самым руководство России посылает недвусмысленный сигнал и состоятельным россиянам, и российским компаниям: «Хватит прятать деньги в оффшорах! Это небезопасно! Пора честно платить налоги в России!».

Несмотря на некоторую односторонность анализа, прежде всего учитывающего внешнеторговые интересы Соединённых Штатов, доклад Управления торгового представителя о барьерах во внешней торговле – важный источник актуальной информации о том, что необходимо предпринять для улучшения инвестиционного климата в нашей стране.

Несомненно актуальной для России повесткой дня является обеспечение прозрачности внешнеторгового регулирования и упрощение бюрократических процедур. В практической плоскости важным и относительно легко достижимым может стать введение единообразных требований к оформлению таможенных документов во всех портах и таможенных пунктах Российской Федерации. Введение данной меры позволит улучшить инвестиционный климат в России и сделать нашу страну более привлекательной для зарубежного бизнеса.



[1]http://www.ustr.gov/sites/default/files/2013%20NTE.pdf – 2013 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers. United States Trade Representative.  P. 313.