Китай и США на пороге «новых» отношений (к визиту Си Цзиньпина в США)

Аналитика
Визит в Соединенные Штаты Америки заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, являющегося наиболее вероятным кандидатом на пост будущего главы государства, имеет большое значение для уяснения платформы, которую Пекин и Вашингтон намереваются использовать в интересах дальнейшего развития двусторонних отношений.

Современные китайско-американские отношения постоянно находятся в фокусе внимания политиков, экспертов и в целом мировой общественности в силу ряда вполне очевидных обстоятельств: Китай и США являются ядерными державами и крупнейшими экономиками мира; они оказывают непосредственное влияние на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда постепенно смещаются центры глобального экономического развития и важных политических процессов общемирового значения; обе страны обладают мощным воздействием на другие государства и целые регионы, формируя обширные зоны собственных интересов; между ними имеются серьезные расхождения в оценках ситуации и перспектив ее развития во многих странах мира, включая сами Соединенные Штаты и КНР. Нынешний интерес к отношениям двух стран усиливается еще и тем, что осенью 2012 года к власти в Китае придут представители нового (пятого по счету) поколения руководителей, которые будут определять политику страны, ее внешние связи в предстоящие десять лет.


На этом фоне только что завершившийся визит в Соединенные Штаты Америки (13. – 17.02. 2012 г.) заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, являющегося наиболее вероятным кандидатом на пост будущего главы государства, имеет большое значение для уяснения платформы, которую Пекин и Вашингтон намереваются использовать в интересах дальнейшего развития двусторонних отношений. Тем более, что накануне поездки в интервью газете «Вашингтон пост» Си Цзиньпин отметил, что «китайско-американские отношения находятся в ряду самых важных, самых жизнеспособных и самых перспективных двусторонних отношений в мире».


Состоявшийся визит был примечателен также и тем, что совпал с 40-летием нормализации двусторонних связей (27.02.1972 г.) и 33-й годовщиной установления в полном объеме дипломатических отношений между США и КНР (1.01.1979 г.). В ходе визита представителями сторон неоднократно заявлялось о том, что Китай и Соединенные Штаты должны «на деле превратить китайско-американские отношения сотрудничества и партнерства в новую форму отношений великих держав 21 века». Что это за «новая форма» пока не совсем ясно, но в принципе нельзя исключать, что февраль 2012 года действительно может стать своего рода стартом некоего специфического измерения в китайско-американских отношениях, особенно если оно будет вписываться в политико-идеологическую концепцию правления нового главы партии и государства в Китае. В частности, на эту мысль наводит то, что с именем Дэн Сяопина в Китае связана политика реформ и открытия страны внешнему миру; Цзян Цзэминя – концепция так называемых «трех представительств»; Ху Цзиньтао – гармония в отношениях и научная концепция развития. Возможно, с именем Си Цзиньпина окажется связанным процесс реального возвращения Тайваня под юрисдикцию Пекина, что потребует изобретения новой формулы отношений не только «между двумя берегами», но и между Китаем и США.


Для выстраивания новых отношений, судя по переговорам в Вашингтоне, китайская сторона считает самым главным всячески укреплять «стратегическое доверие» между США и КНР. По словам Си Цзиньпина, «Китай желает идти с Соединенными Штатами одной дорогой, поддерживать с ними тесные контакты высокого уровня и путем различных форм диалога, обменов и связей продолжать осваивать огромный потенциал китайско-американского сотрудничества». Газета «Жэньминь жибао» констатировала в этой связи, что «отношения между КНР и США уже перешли границы только двусторонних отношений, воздействуя на весь мир», а каждая встреча китайских и американских руководителей имеет «историческое значение и широкое глобальное влияние».


Сфера приложения совместных усилий здесь может быть весьма широкой. Так, Си Цзиньпин предложил активизировать совместную деятельность по решению проблем Корейского полуострова, ядерной программы Ирана, борьбы с терроризмом, безопасности интернета, космоса, проблем обеспечения энергоресурсами и т.п.


В то же время Пекин подтвердил обязательность соблюдения ряда условий, учитывающих важные политические интересы Пекина, среди которых уже традиционно назывались невмешательство Вашингтона в решение тайваньского вопроса, недопущение подстрекательства извне тибетского сепаратизма, а также отказ от политики навязывания «демократических ценностей» в их западном понимании и без учета национальной специфики исторического и политико-экономического развития Китая. Пекин настаивает на неукоснительном выполнении положений трех совместных коммюнике, подписанных, соответственно, в 1972, 1979 и 1982 годах и регламентирующих значительную часть двусторонних отношений, включая их деловую составляющую и тайваньский вопрос («отношения между двумя берегами» и военная поддержка Тайбэя со стороны американцев). Без этого, как считают в Пекине, проблемы между США и Китаем и впредь будут возникать постоянно.


С другой стороны, соблюдение этих условий, а также стратегическое доверие и обоюдная заинтересованность, по мнению китайцев, делают возможным конструктивное развитие всего  комплекса китайско-американских  отношений и в первую очередь дальнейшее еще более эффективное торгово-экономическое сотрудничество. В ходе визита Си Цзиньпин напомнил, что его страна уже является «выгодным и быстро растущим экспортным рынком для США». Так, за десять лет экспорт американской продукции в Китай вырос на 468%, и в 2011 году двусторонний товарооборот составил 446,6 млрд. дол. В текущем году он должен превысить показатель в 500 млрд. дол. США (для сравнения, в 1985 году он составлял 7,7 млрд. дол). Деловые связи с Китаем позволили создать в США 3 млн. рабочих мест, а дешевые китайские товары дали возможность американским потребителям сэкономить более 600 млрд. дол.


Однако, как известно, торговый оборот между двумя странами содержит серьезный дисбаланс в пользу Китая, и это очень беспокоит Вашингтон. Например, в 2011 году дефицит США в торговле с Китаем составил 295 млрд. дол (в 2010 году – 273 млрд. дол). В связи с этим наблюдатели отмечают, что Си Цзиньпин во время визита встретил «довольно вялый прием за закрытыми дверями», когда беседовал с лидерами палат американского конгресса, где многие считают, что «валютная политика Пекина плохо влияет на развитие промышленности Соединенных Штатов Америки».


Для устранения такой «несправедливости» американцы требуют не только укрепления юаня по отношению к доллару, но и принятия Пекином комплекса мер для более широкого доступа американского бизнеса на китайский рынок. Особенно интересен для Соединенных Штатов автомобильный рынок Китая. В Вашингтоне не без снований полагают, что изменение цен на китайские товары в США, вовсе не означает, что продукция американских предприятий автоматически займет место на полках в китайских магазинах. Там напоминают, что сегодня, согласно законам КНР, американские компании не имеют доступа в целый ряд отраслей китайской экономики, а в других сферах вынуждены формировать совместные предприятия и передавать китайским партнерам «критически важные технологии». В итоге это сдерживает приход американских производителей на китайский рынок и препятствует сбалансированному развитию торговли не только с США, но и с другими странами, которые торгуют с Китаем.


В ответ китайцы вновь продекларировали свою заинтересованность в выравнивании торгового баланса наряду с решением других проблем в выгодном для обеих сторон ключе. В частности, в совместном заявлении по итогам переговоров Си Цзиньпина и Б.Обамы «Об укреплении китайско-американских экономических отношений» было заявлено о намерении продолжать линию на усиление сбалансированного экономического сотрудничества, стимулирование трансграничной торговли и инвестиций, содействие сотрудничеству в валютно-финансовой сфере.


Пекин, соглашаясь с необходимостью придания «большей гибкости» юаню, в то же время намерен и впредь самостоятельно и осторожно подходить к изменению курса национальной валюты, внимательно контролируя ситуацию, складывающуюся на мировом рынке. При этом главным условием по-прежнему будет являться сохранение финансово-экономической и социальной стабильности в стране. Что же касается претензий американцев, то в Пекине полагают, что проблемы с отрицательным сальдо во внешней торговле США нельзя списывать исключительно на дешевизну товаров из Поднебесной. Среди аргументов, в частности, указывается на то, что с 2005 года юань уже укрепился более чем на 20%, однако дисбаланс в торговле с Китаем тем не менее продолжает увеличиваться. При этом, в 2010 году, на Китай приходилось 14,3% внешней торговли США, а это меньше доли торговли Соединенных Штатов с той же Канадой.


Си Цзиньпин подтвердил неизменность линии на расширение и углубление политики реформ и открытости, защиту прав интеллектуальной собственности, создание равных конкурентных условий для всех предприятий и компаний, работающих на внутреннем рынке страны. Были совместно выработаны новые критерии экспортного кредитования, более полно учитывающие интересы и специфику сторон. Эти шаги призваны несколько смягчить озабоченности деловых кругов США по поводу существующих ограничений бизнес-активности американских предпринимателей на территории КНР.


Со своей стороны Пекин настойчиво предлагает США снять ограничения на поставки в КНР высокотехнологичной продукции, что должно положительно сказаться на сокращении американского дефицита в торговле с Китаем. В Вашингтоне, в частности, отмечалось, что Соединенные Штаты уже сделали «небольшой шаг» в расширении экспорта в КНР некоторых видов высоких технологий. По словам заместителя министра финансов КНР Чжоу Гуанъяо, в Пекине положительно оценили эти действия и выразили надежду на более активное продвижение в этом же направлении. Приветствовалось также и создание более благоприятных условий для деятельности инвестирующих в США китайских предприятий, включая качественное улучшение процедуры прохождения визовых формальностей.


Стороны намерены на взаимной основе и дальше улучшать инвестиционный климат. Со слов главы китайской делегации, в 2010 году 85% американских компаний, инвестировавших в Китай, увеличили свои доходы, причем 41% из этого числа получили прибыль, превышающую ее уровень по другим странам и регионам мира. Рассуждая о создании новых возможностей для торгово-экономического роста, китайцы предложили американским партнерам обратить особое внимание на активизацию сотрудничества в области информационных технологий и чистой энергетики. По всей видимости, это будет одним из будущих приоритетов двустороннего сотрудничества в деловой сфере. Пекин уже передал американцам свой пакет инициатив по стимулированию торговых инвестиций.


Важное место в ходе визита заняла та часть программы, которая была связана с укреплением контактов и сотрудничества между китайскими провинциями и американскими штатами. Работа на этом направлении ведется сторонами в соответствии с «Меморандумом о взаимопонимании относительно создания китайско-американского форума губернаторов провинций и штатов в интересах содействия развитию сотрудничества между регионами обеих стран», подписанным в январе 2011 года председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом США Б.Обамой. В прошедшем году этот форум собирался дважды с участием 11 китайских и 26 американских губернаторов. Установлены «побратимские отношения» между 38 провинциями и штатами, а также между 176 китайскими и американскими городами. На этот раз в поездке Си Цзиньпина в США сопровождали губернаторы провинций Цзянсу, Хэбэй, Хубэй, Фуцзянь, Гуйчжоу, Автономного района Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйского автономного района, которые провели переговоры с партнерами из пяти американских штатов. Сегодня наиболее активное сотрудничество между регионами обеих стран осуществляется в торгово-экономической сфере, в области обмена инвестициями, науки и техники, образования, туризма, по гуманитарной линии. Оно является важной составной частью отраслевого и территориально-производственного взаимопроникновения, ведущего к расширению структурной дополняемости и общему росту товарооборота. В результате только за последние годы увеличение торговли между отдельными регионами составило более 400%. Кроме этого, на наш взгляд, данное направление сотрудничества все больше приобретает важное политическое значение, поскольку интересы регионального бизнеса способны порой достаточно эффективно удерживать стороны от принятия радикальных политически мотивированных решений.


Китай и США высказались за большую согласованность макроэкономической политики, в рамках реализации которой китайцы в период 12-й пятилетки (2011 – 2015 гг.) будут стремиться к изменению так называемых «способов экономического развития» КНР, в то время как американцы заинтересованы в значительном увеличении экспорта своих товаров и активном привлечении внешних инвестиций. Обе стороны уверены, что такого рода согласованность макроэкономического характера будет существенным образом помогать эффективной реализации проектов двустороннего сотрудничества. Помимо этого, Пекин и Вашингтон предполагают и дальше «наращивать совместный вклад в управление глобальной экономикой».


Выступая в Лос-Анджелесе на китайско-американском форуме по торгово-экономическому сотрудничеству, будущий китайский руководитель предложил Соединенным Штатам «сообща реагировать на вызовы и укреплять сотрудничество в сфере глобального управления». Совместная повестка, по его мнению, должна включать такие темы, как противодействие мировому финансовому кризису, реформирование МВФ, проблемы глобализации экономики и торговли и др.


Подчеркнув, что Азиатско-Тихоокеанский регион является сегодня местом наиболее тесного переплетения интересов Китая и США, Си Цзиньпин особо отметил, что Соединенные Штаты должны с уважением относиться к позиции расположенных здесь государств, включая Китайскую Народную Республику.


У наблюдателей сложилось мнение, что отношения между странами по военной линии также развиваются с заметными перебоями, о чем может свидетельствовать отсутствие содержательной информации касательно такого сотрудничества. И хотя прием в Пентагоне сопровождался подчеркнутым уважением и особыми почестями китайскому гостю, однако подробностей переговоров Синь Цзинпина с министром обороны США Л.Панеттой не сообщалось. По всей видимости, это связано в том числе и с имеющимися различиями в оценках военной активности сторон в Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также существующей озабоченностью американцев по поводу «уровня военной модернизации Китая и ее стратегических целей». Пекин в свою очередь не может игнорировать планы американцев «на десятилетия» сохранить свое военное присутствие в Северо-Восточной Азии.


Таким образом, несмотря на то, что в некоторых комментариях визит Си Цзиньпина в США склонны характеризовать как чисто протокольно-ознакомительный, тем не менее, на наш взгляд, он имеет важное значение не только для будущего двусторонних отношений, но и для перспектив регионального и глобального развития. Следует, например, заметить, что Си Цзиньпина сопровождали более 500 представителей деловых кругов Китая. В 11 городах было проведено более 70 мероприятий по содействию экономическому и инвестиционному сотрудничеству, подписано более 100 соглашений в сфере сельского хозяйства, текстильной и электронной промышленности, машиностроения. Несколько выступлений Си Цзиньпина дают совершенно четкое представление о позициях будущего руководителя КНР относительно многих наиболее важных проблем двусторонних отношений, китайского видения путей преодоления имеющихся трудностей, изложен подход к решению некоторых острых вопросов международной политики. Кроме этого, стороны договорились в текущем году провести 4-й раунд стратегического и экономического диалога, 2-й раунд диалога по стратегической безопасности, очередные консультации по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, 23-е заседание китайско-американской комиссии по торговле, а также консультации по культурному обмену. Так что за недельный визит китайской делегации в США работа была проделана немалая.


Вместе с тем нельзя не заметить, что в основе противоречий между Китаем и США лежат сложные проблемы, которые вряд ли могут быть успешно решены даже в среднесрочной перспективе. Выступления ряда американских политиков в ходе предвыборной борьбы еще раз демонстрируют их желание и впредь не отказываться от давления на Пекин ради удержания статуса доминирующей мировой державы в решении региональных и глобальных проблем. Китай же пока в своих действиях «мягко стелет», но долго ли это продлиться покажет будущее. Состоявшийся визит Си Цзиньпина в Соединенные Штаты можно рассматривать как первый шаг в развитии нынешнего этапа двусторонних отношений, основа которых, как было объявлено, рассчитана на 30 лет и была заложена руководителями КНР и США в Вашингтоне в январе 2011 года.

К.А. Кокарев

первый заместитель директора РИСИ,

доктор исторических наук