РИСИ о перспективах дипломатического решения проблемы эскалации ядерной программы Северной Кореи

Новости
Рост напряженности в азиатско-тихоокеанском регионе и, в частности, в непосредственной близости от Корейского полуострова, находится в центре внимания мировых исследовательских и экспертных центров. Специалисты Российского института стратегических исследований также держат этот процесс в фокусе своего внимания. Это внимание объясняется не только стратегическим значением региона с точки зрения интересов России, но также и тем, что взрывоопасность региональной обстановки грозит общей глобальной безопасности.

По мнению директора РИСИ М.Е.Фрадкова, «сегодня азиатско-тихоокеанское направление международных отношений является одним из наиболее горячих. И, к сожалению, может так оказаться, что не только в переносном смысле. Здесь сплетается клубок потенциально взрывоопасных проблем, которые решать нужно всем вместе и только политическими средствами».

Складывающаяся в регионе обстановка не благоприятствует поиску выверенных и ответственных действий всех участвующих сторон. Нервозность и неопределенность подогреваются разнонаправленными действиями США, балансирующими между силовым и дипломатическим вариантами решения проблем. Размещение системы ПРО в Южной Корее, угрожающая риторика, которая допускает возможность военного вмешательства, перемежается с дипломатическими маневрами нынешней вашингтонской администрации. Возможно, США пытаются использовать тактику кнута и пряника. Вместе с тем, активный поиск американцами политического консенсуса в целях сдерживания ядерной программы КНДР оставляет нишу для политических решений.

В ходе челночной дипломатии ключевые фигуры администрации Трампа мостят пути, позволяющие США добиться не только прекращения Северной Кореей ядерных испытаний, но и свертывания ядерной программы Пхеньяном. Явно просматривается логическая связанность и согласованность встреч вице-президента М.Пенса с руководством Индонезии и секретариата АСЕАН, министра финансов США С.Мнучина с ключевыми правительственными чиновниками Вьетнама и Сингапура. Телефонные переговоры Трампа с премьер-министрами Таиланда и Сингапура должны закрепить промежуточные результаты дипломатических ходов. Телефонная беседа Д.Трампа с президентом Филиппин Р.Дутерте демонстрирует поддержку филиппинского лидера со стороны США. Дутерте сделал многое, чтобы в рамках саммита представители стран АСЕАН избежали явных критических выпадов против Китая и особый акцент сделали на оценке ситуации вокруг Северной Кореи.

В Вашингтоне понимают необходимость вовлечения Китая в решение северокорейской проблемы, поэтому пытаются вести с Китаем диалог, подкрепляясь союзническими действиями со стороны стран АСЕАН. В этой связи М.Е.Фрадков отмечает: «США явно или неявно способствуют выстраиванию некоторой новой роли Китая в разрешении международных конфликтных ситуаций. Китай – это неотъемлемый участник комплексной системы безопасности в АТР. Причем, американцы начинают подчеркивать роль Китая как своего стратегического партнера».

Ожидается, что выстраивание оси США-АСЕАН-Китай, направленной на решение проблемы на Корейском полуострове, продолжится в ходе 30-го диалога США-АСЕАН в Вашингтоне 4 мая. На полях события пройдет встреча Госсекретаря США Р.Тиллерсона с министрами иностранных дел стран АСЕАН.

Россия предпринимает политические усилия, препятствующие эскалации напряженности, и сдерживает сваливание событий в катастрофический вариант. Активизация дипломатических контактов России и США на высшем уровне – немаловажный фактор ответственного решения проблемы распространения ядерного оружия в азиатском регионе. Силовое решение проблемы чревато разрастанием крупного конфликта, в который могут быть втянуты практически все страны региона. Как подчеркивает М.Е.Фрадков, «в такие кризисные моменты истории активизация личных контактов президентов России и США крайне важна. Российско-американские отношения во многом определяют общий уровень безопасности во всем мире».

Корея ядерное оружие ядерная безопасность КНДР