Об основных итогах саммита G-20 в Питтсбурге

Аналитика
24-25 сентября 2009 года в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, США состоялся третий саммит "большой двадцатки" (G-20). В отличие от первых двух саммитов, которые проводились в самый разгар мирового экономического кризиса, встреча в Питтсбурге проходила на фоне появления первых признаков выхода из рецессии.

 

Ю. Н. Глущенко,
кандидат экономических наук
ведущий научный сотрудник РИСИ

24-25 сентября 2009 года в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, США состоялся третий саммит "большой двадцатки" (G-20). В отличие от первых двух саммитов, которые проводились в самый разгар мирового экономического кризиса, встреча в Питтсбурге проходила на фоне появления первых признаков выхода из рецессии.

В заявлении, выпущенном по итогам встречи в Питтсбурге, лидеры "большой двадцатки" отметили, что совместные усилия и "действенная реакция", направленные на предотвращение глобального финансового коллапса, привели к значительному прогрессу. Главы государств подчеркнули, что их действия помогли остановить опасное, резкое снижение глобальной активности и стабилизировать финансовые рынки. В документе указывается, что промышленное производство растет, а торговля восстанавливается. К тому же финансовые институты наращивают капитал, а доверие к ним потребителей восстанавливается. В то же время участники саммита предупредили, что успокаиваться еще рано.

По мнению президента США Барака Обамы, действия "большой двадцатки" (G-20), начатые в апреле 2009 г., "отвели мировую экономику от края". По окончании саммита он отметил, что финансовые рынки "вернулись к жизни", а кризис "перестал распространяться в развитых странах". В то же время глава Белого дома заметил, что "есть еще много несделанного".

Станет ли "Группа двадцати" прообразом мирового экономического правительства?

В Питтсбурге был формально решен вопрос о превращении "большой двадцатки" в постоянно действующий форум для обсуждения перспектив глобального экономического сотрудничества. Как отмечает агентство Reuters, речь идет о том, что новый формат частично заменит прежний – G-8. В этой связи представитель администрации США подчеркнул, что встречи лидеров восьми ведущих государств в разных форматах будут созывать для обсуждения самых острых проблем, но историческую роль "наблюдательного совета мировой экономики" возьмет на себя "большая двадцатка".

Как полагают некоторые эксперты, в компетенции "большой восьмерки" – института, где преобладают развитые западные экономики, останутся прежде всего функции по обсуждению геополитических вопросов.

Превращение "двадцатки" в главный мировой экономический форум позволит развивающимся государствам, прежде всего странам БРИК, играть большую роль в мировой экономике, но может снизить влияние России на принятие важных решений в этой сфере, полагают, например, некоторые российские эксперты.

Безусловно, по размеру ВВП Россия заметно уступает США, Евросоюзу и Китаю, но политический вес нашей страны, ее позиции в мировой торговле сырьевыми и энергетическими товарами позволяют играть активную роль как в группе G-8, так и G-20.

В то же время, на наш взгляд, по мере выхода мировой экономики из кризиса влияние форума G-20 будет падать по аналогии с процессами, протекавшими в последние годы в рамках G-8, которые превратили эту организацию в "дискуссионный клуб", штампующий декларации, не обязательные к исполнению. Вопрос о расширении "восьмерки" ставился давно, и на последний саммит G-8 в итальянском Аквиле были приглашены лидеры стран, не входящих в эту структуру. Естественно, перед российской дипломатией, экономическими ведомствами, экспертным сообществом должны быть поставлены задачи по поиску новых идей и подходов участия России в многосторонних процессах глобального и регионального развития, в том числе на уровне специальных консультаций со странами БРИК в лице Китая, Индии и Бразилии.

Глобальная система мониторинга за макроэкономической ситуацией

Как полагают многие эксперты, признаки роста уже заметны во многих странах, но до сих пор никто из них толком не может дать однозначный ответ на вопрос: ВВП растет за счет накачки экономик бюджетными деньгами или потому, что ситуация действительно начала улучшаться? Поэтому "двадцатка" решила не сворачивать антикризисные программы до тех пор, пока не получит убедительных доказательств реального восстановления.

G-20 приняла предложение британского премьера Гордона Брауна наладить глобальную систему мониторинга за макроэкономической ситуацией в странах "двадцатки".

Речь идет о предотвращении ситуации, когда весь мир становится заложником изменения макроэкономических параметров в отдельных крупнейших экономиках мира. Весь вопрос заключается в том, как эта система будет работать? В коммюнике саммита отмечается, что контролировать ситуацию в отдельных странах должны министры финансов и руководители центральных банков при содействии МВФ и подавать тревожные сигналы лидерам "двадцатки". Но эти организации делали такую работу и раньше, и сигнализировали, например, о проблемах в финансовой системе США, что не спасло мир от глобального кризиса.

Решены ли вопросы регулирования финансовой сферы?

По оценке российского лидера, "двадцатка" ненамного продвинулась в решении вопросов финансового регулирования, отчетности и аудита. "По финансовому регулированию, финансовому отчету, аудиту движение не такое, как хотелось бы, но оно есть все равно. Эксперты работают, но можно было бы двигаться быстрее, это факт", - заявил президент РФ Д.Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам саммита.

Сегодня большинство банков, выживших лишь благодаря государственным гарантиям и кредитам, оправились от шока. Кризис утратил для них свою остроту. США и Германия даже заявляют об окончании рецессии. Поэтому сопротивление финансовых лобби, особенно в Соединенных Штатах и Великобритании, против далеко идущих планов глобального регулирования нарастает. Возражает против международного вмешательства в дела своих крупнейших банков и Китай. Данную опасность достаточно ясно видят в Германии и Франции. Для Германии, подчеркивала А.Меркель накануне саммита, это самая главная тема. В Питтсбурге Совет по финансовой стабильности представил отчет о том, как претворяются в жизнь решения, принятые в Вашингтоне и Лондоне. Но Меркель опасалась, что решимость стран "большой двадцатки" довести до конца необходимые реформы в любой момент может угаснуть. Поэтому правительство ФРГ намерено сделать все от него зависящее (при поддержке других стран Евросоюза), чтобы этого не произошло. Перед встречей в Питтсбурге члены ЕС, в частности, договорились об увеличении собственного капитала банков, контроле над рейтинговыми агентствами и укреплении общеевропейских органов финансового надзора. Вместе с тем, Германия делает ставку на глобальные решения, чтобы предотвратить нездоровую конкуренцию между мировыми финансовыми центрами.

Ограничение выплат бонусов топ-менеджерам компаний

На саммите "Группы 20" лидеры ведущих индустриальных и развивающихся стран мира достигли договоренностей об ограничении выплат бонусов и премий топ-менеджерам финансовых компаний. По словам канцлера ФРГ А.Меркель, в будущем выплаты подобных бонусов менеджерам будут зависеть от долговременного успеха возглавляемых ими фирм и банков.

Участники саммита предложили каждой стране до конца 2009 года подготовить свои рекомендации по оплате деятельности руководства финансовых институтов. Позднее контроль над этой сферой будет осуществлять созданная специально для этого международная организация, сообщил журналистам в кулуарах встречи министр финансов США Тимоти Гайтнер.

В заключительное коммюнике саммита включены шесть пунктов, в соответствии с которыми будет решаться проблема банковских бонусов. Такие конкретные предписания подготовлены впервые, подчеркнул министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrück). Эксперты напоминают, что с идеей ограничения премий топ-менеджерам выступили Германия и Франция. США и Великобритания до последнего времени скептически относились к подобным предложениям.

О перераспределении квот в капитале МВФ

За день до саммита президент США Б. Обама провозгласил на сессии ООН новую эру солидарной ответственности за решение международных проблем. Во многом благодаря позиции США, "двадцатке" удалось договориться по одному из самых спорных вопросов: об увеличении квот в капитале МВФ (а значит, голосов при принятии решений) для развивающихся экономик.

Против увеличения квот выступало большинство стран Европы, входящих в G-8, а страны БРИК, напротив, настаивали на увеличении квот в общей сложности на 7%. В итоге был найден компромисс: решено перераспределить квоты в МВФ в объеме 5%, а во Всемирном банке – на 3%, которые получат страны с наиболее динамично развивающимися экономиками за счет уменьшения доли таких стран как Франция, Великобритания, Бельгия и Нидерланды. Данное соглашение вступит в силу в 2011 г.

Стратегия выхода из кризиса

Лидеры G-20 на саммите в Питтсбурге договорились о запуске рамочной стратегии для сильного, устойчивого и сбалансированного роста, отмечается в коммюнике питтсбургского саммита. "Двадцатка" обращается в этой связи к МВФ за содействием в анализе совместимости уже существующих стратегий на национальных и региональных уровнях.

Президент России Дмитрий Медведев рассчитывает, что стратегия выхода из кризиса может быть рассмотрена уже на следующем саммите G-20 в июне 2010 года в Канаде.
"Я думаю, что уже к следующей нашей встрече ситуация будет другой, и вопрос по реализации стратегии выхода уже встанет в повестку дня, во всяком случае, все мы на это надеемся", заявил глава российского государства на пресс-конференции в Питтсбурге.

Российский лидер подчеркнул, что обсуждение экономических вопросов на саммите было направлено не только на оперативное реагирование и принятие мер по поддержке мировой экономики, но и на стратегию выхода из кризиса, "даже при общем понимании того, что момент начала реализации этой стратегии не наступил".
"Мы готовим стратегию выхода, но в то же время продолжаем использование мер по стимулированию национальных экономик", - добавил президент.