Саудиты вновь пустили «Аленушку» Антонова по технологической цепочке

Мы в СМИ
Украинское государственное предприятие «Антонов» презентовало транспортный самолет Ан-132D, который был создан совместно с Саудовской Аравией за полтора года.

Транспортный самолет Ан-132D

Широко разрекламированная «новинка» украинского предприятия представляет собой модификацию советского многоцелевого военно-транспортного самолета Ан-32, известного в народе как «Настенька» и «Аленушка». Советская машина совершила свой первый полет ровно 40 лет назад.

«Главная фишка последней украино-саудовской модификации заключается в отсутствии российских комплектующих. Подобная кооперация предполагает, что саудовцы дают деньги, а украинская сторона проводит соответствующие работы. Срок модификации небольшой, потому что ничего нового в конструкцию самолета фактически привнесено не было», - комментирует «Экономике сегодня» ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

Российские детали украинский производитель заменил западными, в первую очередь произведенными в США и ряде европейских стран, двигатель стоит канадского производства. Но президент Украины Петр Порошенко предположил, что «Антонову» будет по силам до 2035 года продать 260-290 самолетов.

«Что касается перспектив рынка, то продать 260 транспортных машин за 20 лет в теории можно, серийность получается на уровне 10 самолетов в год. Хотя любые оценки Порошенко я бы посоветовал делить как минимум на два, но на таких масштабах бизнес в авиационной промышленности не строится.  На выходе мы получаем совершенно не серийное, и даже не мелкосерийное, а единичное производство – одна машина будет собираться по два месяца», - продолжает эксперт.

Нехватка денег и профессионалов

Но и на такой проект еще нужно найти деньги. Как отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ Елена Семенова, предприятие «Антонов» постоянно озвучивает грандиозные планы по выпуску своей продукции на мировые рынки, но само находится в долгах как в шелках.

«Мне не известно, в каких объемах саудовцы готовы спонсировать украинский завод, но буквально в начале декабря «Антонов» обратился к украинскому правительству с просьбой выделить дополнительное финансирование на программу импортозамещения, позволяющую отказаться от российских деталей. В целом потребности предприятия составляют более 700 млн долларов. Естественно, что таких денег у Киева нет», - отмечает эксперт.

К тому же интерес саудовцев также представляется сомнительным. Как отмечает эксперт, они традиционно приобретают качественную авиатехнику за границей. У них есть неплохой парк транспортных машин, часть из которых являются аналогами самолета Ан-132.

Но и на этом проблемы украинского авиапрома не заканчиваются. По словам эксперта в области авиации Дмитрия Адамидова, на Украине сегодня наблюдается серьезная нехватка профессионалов в отрасли. А так как технология производства самолета была изначально советской, и сейчас в силу отношений России и Украины технологические цепочки разорваны, то восстановить их крайне сложно. Для серийного производства нужно создавать соответствующее производство, но на нем некому работать. Получает замкнутый круг.

Андрей Петров

авиация Украина промышленность технологии