Об основных направлениях деятельности международных финансовых институтов (МФИ) в 2010 г.

Аналитика
Деятельность МФИ в 2010 г. будет сосредоточена на международной координации мер экономической политики, проводимых отдельными странами. Ключевыми объектами такой координации станут национальные «стратегии выхода из кризиса» и системы финансового регулирования и надзора. Реализация целей МФИ может способствовать усилению их роли в международной финансовой системе.

 

 Шелгунов Р.В.

научный сотрудник отдела международных экономических исследований

По оценкам МФИ ситуация в мировой экономике, несмотря на первые признаки восстановления, продолжает оставаться нестабильной. Наибольшую озабоченность в 2010 г. вызывают риски, связанные со снижением устойчивости государственных финансов, волатильностью на развивающихся финансовых рынках, социально-экономическими проблемами, вызванными ростом уровня безработицы в мире. Кроме того, несогласованные меры по выходу из финансового кризиса, принимаемые отдельными странами, несут в себе угрозы региональной фрагментации мировой экономики и расширения спекуляций на разнице в национальных нормах финансового регулирования.

С целью противостояния данным рискам деятельность МФИ в 2010 г. будет сосредоточена на международной координации мер экономической политики, проводимых отдельными странами. Ключевыми объектами международной экономической координации станут национальные «стратегии выхода из кризиса» и системы финансового регулирования и надзора. 

Ключевая роль в части координации «стратегий выхода» закреплена за МВФ. Начиная с 2010 г. Фонд будет осуществлять сбор информации о предполагаемых изменениях в фискальной и монетарной политике, а также в сфере поддержки финансового сектора стран Группы двадцати, анализировать соответствие отдельных мер задачам устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики, предоставлять рекомендации лидерам G-20. Предварительный доклад о «взаимных оценках» МВФ представит в апреле на встрече министров финансов и глав центральных банков Двадцатки. 

В части координации национальных систем регулирования и надзора за финансовым сектором предусмотрено распределение обязанностей между МФИ. Совет по финансовой стабильности (СФС), взаимодействуя с институтами, разрабатывающими международные стандарты регулирования основных секторов финансовой системы (Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация органов страхового надзора, Международная организация регуляторов финансовых рынков), будет согласовывать данные стандарты с органами, занимающимися их разработкой на национальном уровне. Роль МВФ и Всемирного банка (ВБ) состоит в проведении независимого контроля за реализацией согласованных стандартов в конкретной стране. С этой целью в 2010г. будет модернизирована Программа оценки финансового сектора (FSAP), проводимая совместно МВФ и ВБ, и усилена её интеграция с надзором МВФ на двустороннем уровне.

Задачи, стоящие перед МФИ в 2010г. в сфере совершенствования финансового регулирования и надзора, можно разделить на две группы. Первая - пересмотр параметров регулирования с целью противостояния системным и процикличным рискам. Она включает установление на национальных уровнях согласованных международных принципов эффективного банковского и страхового надзора, а также надзора за финансовыми рынками. В рамках решения данной задачи в апреле МВФ и СФС представят совместный доклад о факторах макрофинансовой уязвимости на глобальном уровне (в рамках новых Процедур раннего предупреждения (EWE)). Доклад будет посвящён методам оценки потенциальных системных рисков мировой экономики и содержать варианты мер по предотвращению данных рисков.

Вторая группа включает задачи по расширению периметра финансового регулирования. С этой целью МФИ предстоит разработать международные принципы регулирования финансовых организаций и видов деятельности, имеющих системное значение и недостаточный уровень регулирования, в т.ч. совершенствование надзора за хедж-фондами, инвестиционными банками, рейтинговыми и аудиторскими агентствами, производными финансовыми инструментами, а также за суверенными фондами благосостояния.

Реализация упомянутых целей МФИ может способствовать усилению их роли в международной финансовой системе. Однако, учитывая, что в отли-чие от кризисного периода меры по укреплению международной финансовой системы и рекомендации МФИ будут иметь непопулярный ха-рактер, можно предположить, что осуществление странами скоординиро-ванных действий столкнётся с определёнными трудностями. На национальном уровне это может выражаться в обострении конфликта экономических интересов отдельных групп внутри каждой страны, связанном с необходимостью ужесточения финансовой политики. На международном – в обострении конфликта экономических интересов между отдельными странами, в призывах к учёту национальных различий в финансовых системах и стремлении к финансовому протекционизму. Кроме того, принципиальным элементом новой глобальной финансовой архитектуры должно стать выделение в ней международных и национальных органов надзора за системными рисками. При этом данный механизм в отличие от жёстких нормативных требований к финансовым показателям предполагает более гибкий подход, позволяющий правительствам избирательно применять его в отношении отдельных финансовых инструментов, организаций и рынков.

В этой ситуации, несмотря на озвученные лидерами Группы двадцати намерения, сохраняются опасения относительно перспектив скоординированного выхода мировой экономики из кризиса. С целью противостояния рискам, которые несёт в себе этот процесс, России необходимо повысить эффективность управления собственными международными финансовыми потоками. Представляется, что инициативы Минфина и Минэкономразвития России о создании в 2010г. специализированных агентств по управлению государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами и по страхованию экспортных кредитов могут стать важным шагом в данном направлении. Их необходимо дополнить мерами по укреплению национального регулирования и надзора за финансовой системой в целях противостояния рискам мировой экономики и повышения её эффективности с точки зрения способности аккумулировать финансовые ресурсы.