О политической ситуации в Литве после парламентских выборов

Аналитика
С точки зрения обеспечения российских интересов в Литовской Республике, внимание привлекают высказывания лидеров соцдемов и ПТ о необходимости расширения сотрудничества с восточными соседями.

 

И.А. Баторшина, кандидат исторических наук,

научный сотрудник Балтийского регионального информационно-аналитического центра РИСИ

Октябрьские выборы в литовский парламент, прошедшие в два этапа – 14 и 28 октября 2012 г., привели к существенным изменениям в политических силах страны. «Коалиция перемен» лишилась большинства и превратилась из прежде правивих консерваторов и либералов в самую мощную оппозиционную силу в парламенте нового созыва 2012-2016 гг.

Анализ результатов выборов свидетельствует о смещении электоральных предпочтений литовских граждан преимущественно в левую сторону. Последнее продиктовано теми объективно сложными обстоятельствами, в которых оказалось правительство А. Кубилюса, вынужденное на фоне углубления кризисных тенденций в экономике свернуть ряд социальных программ, а также снизить размер социальных выплат, заработных плат и пенсий.

Ещё накануне выборов по данным литовских бюро социологических исследований «Вильморус» и «Спинтер Тиримай», рейтинги политических предпочтений потенциального электората распределялись следующим образом: поочередно лидировали Партия труда Виктора Успасских и Социал-демократическая партия под руководством А. Буткявичюса. Поэтому результаты уже первого тура (14 октября 2012), прошедшие по партийным спискам, соответствовали сложившейся к тому моменту политической ситуации в стране. По данным Центральной избирательной комиссии Литвы, на первое место с результатом 19,82% вышла Партия труда, тем самым получив 17 мандатов в Сейме, второе место заняли социал-демократы – 18,37% и, соответственно, 15 мандатов в Сейме, весьма неплохие, учитывая крайне низкие рейтинги, получила партия Союз Отечества/Христианские демократы (15,08% и 13 мандатов). Бывшие партнеры по коалиции СО/ХД – Союз либералов - стали четвертыми, получив 8,57% голосов и 7 мандатов. Открытием данного электорального цикла стала способность Избирательной акции поляков Литвы (далее – ИАПЛ) впервые преодолеть 5%-ный барьер и пройти в парламент (6 мандатов), а также прохождение в Сейм недавно созданной на фоне криминального дела К. Драсюса политической партии «Путь смелости» под руководством сестры погибшего К.Драсюса Неринги Венцкене (7 мандатов)[1].

Второй тур выборов, прошедший двумя неделями позже в одномандатных округах, несколько скорректировал ситуацию, но сохранил намеченные тенденции. Социал-демократическая партия по итогам двух туров голосования получила 38 мандатов и стала лидером новой правящей коалиции, СО/ХД  будут представлены в парламенте страны 33 мандатами; трудовики –получили 29 мандатов, тем самым сместившись с лидирующей позиции на третье место, партия «Порядок и справедливость» (далее – ПиС) -11 мандатов, Союз либералов – 10 мандатов, ИАПЛ – 8 мандатов, «Путь смелости» - 7 мандатов,  независимые кандидаты – 3 мандата, партия крестьян и зеленых – 1 мандат[2].

Расклад основных политических сил после парламентских выборов явно говорил в пользу формирования левоцентристской коалиции в составе уже ранее заключивших коалиционное соглашение (май 2012 г.) соцдемов, ПиС и трудовиков, как наиболее идеологически близких друг другу. Вместе с тем, от СО/ХД стали поступать четкие сигналы о готовности работать с соцдемами и войти в правящую коалицию левых и правых и сформировать аналог еще предложенной в 2004 г. экс-президентом В.Адамкусом «радужной коалиции». По словам уже экс-премьера А. Кубилюса, «в данном случае все мы должны думать об авторитете и престиже государства и найти способы, как избежать  очень болезненных, ошибочных политических решений, договориться об очень конкретном списке работ, не споря об идеологиях»[3]. Под «ошибочными политическими решениями» следует понимать сотрудничество с трудовиками, лидеры которых замешаны в деле о «черной бухгалтерии».

Однако А. Буткявичюс однозначно дал понять о призрачности надежд на формирование столь полярного по своим политическим взглядам коалиционного большинства в силу бесперспективности разработки дальнейшей совместной политической программы. Казалось бы, сомнений в формировании левоцентристского правительства больше не осталось ни у кого. Уже в ночь с 28 на 29 октября лидеры соцдемов, ПТ и ПиС договорились о том, что будут формировать правящую коалицию.

Вместе с тем, ноябрь 2012 г. стал для политической элиты страны крайне напряженным периодом в силу неожиданной реакции президента Литвы Дали Грибаускайте на результаты парламентских выборов.

После  первого тура голосования Д. Грибаускайте внезапно в ультимативной форме делает публичное заявление о недопустимости формирования коалиции соцдемов в составе с трудовиками, аргументируя свое решение тем, что Партия труда, подозреваемая в финансовых махинациях и подкупе избирателей, не может находиться у власти. По словам президента, «в формировании правительства не может принимать участие партия, которую подозревают в совершении наибольшего числа грубых нарушений, в ведении черной бухгалтерии и непрозрачной деятельности, а лидеры партии проходят обвиняемыми по уголовному делу. Поэтому я поддержу лишь ту политическую силу, которая сможет сформировать большинство без находящейся на скамье подсудимых Партии труда»[4].

Тем самым Грибаускайте явно подталкивала левых к формированию коалиции с консерваторами в лице СО/ХД. Таким образом, сложилась неординарная ситуация  и ранее не свойственная для политической жизни Литвы. Ни экс-президент А. Бразаускас, ни В. Адамкус столь явно не превышали объем полномочий, данных им конституцией Литвы, и не оказывали давление на формирование парламентского большинства. Отметим, что заявление президента является важным политическим и психологическим фактором. Однако, с юридической точки зрения,  Д. Грибаускайте не имеет полномочий предотвратить формирование правящей коалиции конкретного состава и запретить какой-либо политической партии, законно действующей на территории Литвы, участвовать в формировании органов власти. 

После того, как А .Буткявичюс заявил о незыблемости принципов формирования левоцентристской коалиции, Д. Грибаускайте начала использовать более жесткие методы. На следующий день после подписания левыми и центристами коалиционного соглашения (07 ноября 2012 г.)  президент обращается в Конституционный суд Литвы с просьбой дать оценку законности утверждения результатов парламентских выборов в многомандатном и семи одномандатных округах (в Шилутско-Пагегяйском, Биржайско-Пагегяйском, Биржайско-Купишском, Ширвинско-Вильнюсском, Вильнюско-Тракайском, Кайшядорисско-Электренском, Юрбарском и Приморском избирательных округах). Последнее вызвало явное недоумение в экспертном сообществе Литвы: президент подвергла сомнению выбор свыше 300 тысяч литовских избирателей, проголосовавших за ПТ.

В силу неожиданной реакции президента в непростой ситуации оказался лидер соцдемов А. Буткявичюс. Победитель парламентских выборов оказался перед сложной дилеммой: испортить отношения с президентом и включить в состав правящей коалиции ПТ или воплотить в жизнь идею «радужной коалиции» с абсолютно неясными перспективами в ней соцдемов. В связи с этим Буткявичюс заявил об идеологической несовместимости с консерваторами как основном препятствии для заключения с ними коалиционного соглашения. Кроме того, опасность для ПТ быть исключенными из состава правящей коалиции делает руководство партии трудовиков весьма сговорчивым и соцдемы остаются в качестве «хребта» формируемой коалиции.

Можно лишь предположить мотивы, которые подтолкнули литовского президента к столь неоднозначному поступку. Во-первых, для главы государства существует реальная опасность ревизии основных итогов правления праволиберального правительства. Президент неоднократно подчеркивала необходимость преемственной политики: «мы находимся в центре политических циклов и смены власти, однако я призываю не метаться, а сохранять направление, которое мы уже выбрали. Мы должны дойти до конца: уметь обеспечить преемственность в области финансовой стабильности, энергетики и борьбы с коррупцией»[5].

Безусловно, в первую очередь, это заявление вызвано опасениями пересмотра политики демонополизации энергетического сектора Литвы. Как известно, в июне 2012 г. во время голосования в Сейме по Висагинской АЭС социал-демократы, которые в настоящее время являются центральной силой новой коалиции, выступили категорически против подписания концессионного соглашения с компанией Хитачи, как не соответствующего государственным интересам. Логично предположить, что соцдемы, придя к власти, вновь вернутся к обсуждению вопроса строительства АЭС в Литве. Более того, в качестве сильнейшего аргумента могут быть использованы результаты референдума, прошедшего 14 октября с.г., по итогам которого 64,77% избирателей высказалось против строительства атомной электростанции в Литве[6].

Во-вторых, следует учитывать, что правительство А. Кубилюса, несмотря на крайне низкие рейтинги, стало первым правительством за всю постсоветскую историю Литвы, удержавшимся у власти весь срок каденции 2008-2012 гг. За этот период, вероятно, между президентурой и праволиберальной коалицией сформировалась компромиссная схема сотрудничества, обладающая определенной стабильностью и устраивающая обе стороны, что  на протяжении ряда лет позволяло эффективно работать и реализовывать стратегически важные проекты государственного значения. Безусловно, в этом отношении левоцентристская коалиция (особенно в лице ПТ) менее предсказуема и управляема.

В-третьих, возможен и вариант понуждения Д. Грибаускайте со стороны консерваторов к заявлению об отказе работать с ПТ с целью обеспечить интересы СО/ХД. Косвенным доказательством данного предположения являются слова А. Кубилюса о том, что «хотелось бы надеяться, что и президент будет играть очень важную роль в такой ситуации» [в вопросе формирования коалиции – И.Б.].

Однако после оглашения решения Конституционного суда, утвердившего законность результатов парламентских выборов, Грибаускайте вынуждена была созвать заседание нового Сейма (по конституции Литвы президент созывает Сейм на первое заседание). Между тем, все последующие заявления президента, которые в основном носили негативный оттенок, свидетельствуют о нарастании в Литве противостояния и напряжения между президентурой и Сеймом. Достаточно сказать, что впервые президент Литвы не присутствовала на первом заседании Сейма, а поздравила избранных в парламент депутатов заочно. Тем самым Грибаускайте лишь усилила конфронтацию в отношениях с Сеймом.

Следует отметить, что положенное начало не предвещает эффективной и плодотворной работы законодательной и исполнительной властей. Более того, левоцентристы, приняв в ноябре 2012 г. в коалицию ИАПЛ, создали так называемое конституционное большинство в 3/5 голосов (свыше 86 членов). Отныне они могут быть сильным политическим противовесом ультиматумам президента, вплоть до вынесения вотума недоверия и процедуры импичмента (согласно 88 статье Конституции Литовской Республики, для этого требуется именно 3/5 голосов депутатов Сейма).

Вместе с тем, главный вопрос в настоящее время заключается в дееспособности и долговечности правящей левоцентристской коалиции. Как известно, ПТ, победившая на выборах в 2004 г., в составе коалиции удержалась всего около года, после чего покинула коалицию, а сам Успасских вынужден был скрываться от литовского правосудия в России. В целом, как показывает практика коалиционной политики Литвы, левоцентристские объединения не обладают здесь повышенной устойчивостью и менее чем через год появляются признаки их развала (особенно в составе с ПТ, которые не рассматриваются в качестве надежных партнеров), что приводит к политическому кризису и необходимости переформирования правительства. В этом случае лидирующей в настоящее время СДПЛ будет сложно сохранить центральную роль в правящей коалиции.

В этом контексте российско-литовские отношения в краткосрочной перспективе будут по-прежнему определяться, главным образом, форматом реализации 3-го энергетического пакета в Литве и отношениями литовского Минэнерго с российской газовой компанией «Газпром». Соцдемы не подвергают сомнению необходимость обеспечения диверсификации энергетических ресурсов. «Приоритетом номер один» нового правительства А. Буткявичюс назвал строительство терминала сжиженного газа, отметив, что следует придать проекту региональный характер, подключив эстонских и латвийских партнеров и, по возможности, получив финансирование со стороны Европейского союза. Однако перспективы строительства атомной электростанции в Литве пока весьма неопределенны, и следует ожидать, что соцдемы вернутся к оценке строительства АЭС и пересмотру концессионного соглашения с японо-американской компанией Хитачи.

С точки зрения обеспечения российских интересов в Литовской Республике, внимание привлекают высказывания лидеров соцдемов и ПТ о необходимости расширения сотрудничества с восточными соседями. Безусловно, основной вектор внешней политики Литвы, определяемый евроатлантическим направлением, не изменится, но в отношениях с Россией будет добавлено больше прагматизма. Так, в проекте своей программы соцдемы заявили о необходимости «перезагрузки российско-литовских отношений», что является определенным политическим сигналом в преддверии председательства Литвы в ЕС.


[1] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Литовской Республики. 2012 m. Lietuvos Respublikos Seimo rinkimai ir referendumas d?l naujos atomin?s elektrin?s statybos Lietuvos Respublikoje. Balsavimo rezultatai daugiamandat?je apygardoje // http://www.vrk.lt/2012_seimo_rinkimai/output_lt/rezultatai_daugiamand_apygardose/rezultatai_daugiamand_apygardose1turas.html

[2] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Литовской Республики. 2012 m. Lietuvos Respublikos Seimo rinkimai ir referendumas d?l naujos atomin?s elektrin?s statybos Lietuvos Respublikoje. Išrinkti Lietuvos Respublikos Seimo nariais 2012 - 2016//  http://www.vrk.lt/2012_seimo_rinkimai/output_lt/rinkimu_diena/isrinkti_seimo_nariai_kadencijaii.html  

[3] Премьер видит все возможности создания коалиции без «трудовиков» // http://www.15min.lt/ru/article/vibori-2012/premer-vidit-vse-vozmozhnosti-sozdanija-koalitsii-bez-trudovikov-644-276996

[4] Президент Литвы подписала декрет о созыве первого заседания нового Сейма //

http://www.15min.lt/ru/article/vibori-2012/prezident-litvy-podpisala-dekret-o-sozyve-pervogo-zasedanija-novogo-sejma-644-278303

[5] Президент приветствовала новый Сейм письмом и сказала, что ждет "независимых" кандидатов в министры // http://ru.delfi.lt/news/politics/prezident-privetstvovala-novyj-sejm-pismom-i-skazala-chto-zhdet-nezavisimyh-kandidatov-v-ministry.d?id=60005307

[6] 2012 m. Lietuvos Respublikos Seimo rinkimai ir referendumas d?l naujos atomin?s elektrin?s statybos Lietuvos Respublikoje // http://www.vrk.lt/2012_seimo_rinkimai/output_lt/referendumas/referendumas.html