Уральский бизнес о присоединении России к ВТО

Новости

Российский институт стратегических исследований совместно с Уральской Торгово-промышленной палатой провел 9 июля с.г. в Екатеринбурге круглый стол, посвященный присоединению России к  Всемирной торговой организации и последствиям этого шага для Среднего Урала. В работе круглого стола участвовали представители Администрации Свердловской области, Уральской торгово-промышленной палаты, деловых и научных кругов региона. От РИСИ участие в форуме приняли начальник сектора международных экономических организаций ЦЭИ  В.М. Холодков,  руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Д.С.Попов и старший научный сотрудник  Сектора биоэкономики и устойчивого развития Центра экономических исследований  Д.Н. Лыжин.

С какими рисками в новых условиях столкнется региональный бизнес? Как отразится участие в ВТО на простых уральцах? И как должна реагировать власть? Эти вопросы стали предметом острой дискуссии.

С центральным докладом выступил начальник сектора международных экономических организаций ЦЭИ  В.М. Холодков. По его мнению, вступление в ВТО не нанесет ущерба экономике России в целом. Негативные последствия будут носить локальный характер как по географии, так и в отраслевом разрезе и затронут отдельные предприятия – нежизнеспособные и бесперспективные. В то же время этот ущерб будет многократно компенсирован тем выигрышем, который страна получит как член ВТО (режим наибольшего благоприятствования, большая защищенность отечественных предприятий за рубежом, например, урегулирование по правилам ВТО торговых споров, включая антидемпинговые процедуры, участие в выработке правил международной торговли и т.д.). Необходимо максимально эффективно использовать переходный период (по разным секторам от 5 до 7 лет) для подготовки к работе в условиях новой конкурентной среды. Федеральные органы  власти будут оказывать  помощь территориям, отраслям и отдельным предприятиям на время переходного периода и после его окончания в целях минимизации возможных негативных последствий от снижения уровня тарифной защиты  

Президент Уральской ТПП А.А. Беседин, имеющий многолетний опыт работы в промышленности, в том числе на посту директора одного из градообразующих предприятий Екатеринбурга, отметил, что наряду с положительным эффектом вступление в ВТО будет означать и повышение рисков для ряда отраслей региона, в частности, для уральского машиностроения, которое в отличие от металлургии не успело завершить сове техническое перевооружение до кризиса 2008 г. Уральский бизнес готов конкурировать с мировыми лидерами, но важно иметь в виду объективные препятствия, ограничивающие его возможности – высокую ставку банковского процента, которая в России в разы больше чем в Европе, необходимость нести дополнительные издержки на электроэнергию и отопление в условиях сурового климата и т.д. Отсюда, государству совершенно необходимо выработать долгосрочную промышленную политику, учитывающую специфические условия работы отечественных предприятий и обеспечивающую необходимый уровень их государственной поддержки.

И.о. министра торговли, питания и услуг Свердловской области Т.В. Попова ожидает, что вступление в ВТО приведет к росту доли крупных торговых сетей в обороте розничной торговли Свердловской области. Сейчас «сетевики» занимают не более 33% рынка, что относительно мало (исключение составляет Екатеринбург – 60%). Как ожидается, участие в ВТО будет стимулировать продвижение сетей в средние по размеру уральские города, а это благоприятно скажется на уровне потребительских цен здесь и на качестве обслуживания покупателей. С другой стороны, в условиях ВТО оказываются явно недостаточными текущие меры, предпринимаемые правительством области по продвижению продукции своих предприятий, таких как программа «Выбирай наше местное!»

Президент «Уральской Логистической Ассоциации» С.С. Шавзис рассказал  о возможных выигрышах от вступления России в ВТО для  транспортной  отрасли. Потенциально Урал может побороться за значительные транзитные потоки между Европой и Азией. За последние несколько лет в области построены 400 тыс кв.м складов и увеличен контейнерный парк, но в условиях возрастающей конкуренции с другими транзитными маршрутами этих мер уже не достаточно. Для создания на Урале транспортного хаба, куда бы поставлялись товары из Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем развозились в такие соседние регионы и Центральную Азию,  необходимо создать здесь свободную таможенную зону, где отправитель смог бы какое-то время беспошлинно хранить груз.

Транспортную тему продолжил президент Национального союза железнодорожников РФ Ю.В. Бусыгин. По его данным, к 2015 г. объем экспортно-импортных перевозок по железным дорогам России достигнет 580 млн. т. При этом сейчас транспортная составляющая в цене российского товара выше чем, например, в европейских странах. В таких условиях отечественным производителям сложно конкурировать с иностранцами. Соответственно, на плечи железнодорожного транспорта падает стратегическая задача – сделать перевозки дешевле. Для этого необходимо продолжить активно развивать инфраструктуру и сократить количество операторов, которых сейчас на железных дорогах России более тысячи.

Процесс присоединения к ВТО затронет и отдельные экономические кластеры Урала, в том числе такие уникальные как «Титановая долина». Директор УК «Особая экономическая зона «Титановая долина» А.И. Кызласов рассказал, что  по правилам ВТО  льготы, предусмотренные статусом особой экономической зоны в России, буду сильно сокращены. Но это в меньшей степени волнует иностранных инвесторов. Гораздо более существенную проблему они видят в трудностях т.н. «предъинвестиционного»  периода, связанных со сбором многочисленных справок и разрешений для строительства. На это в Свердловской области в среднем уходит более 570 дней, а в особой экономической зоне - около 300 дней. Необходимо совершенствовать административные процедуры и сокращать сроки. Вторая ключевая проблема, сдерживающая инвесторов – нехватка квалифицированных кадров для нужд конкретного производства. Эти проблемы должны быть обязательно решены в переходный период.

Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на встрече представлял заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций Р.Р. Шамсутдинов. По его оценкам, Свердловская область уже давно де факто работает в условиях ВТО. 30% регионального валового продукта приходится на экспорт. Внешнеторговый оборот региона – 13 млрд дол., из которых более 90% составляет торговля с членами ВТО. Из  130 торговых партнеров области только 25 стран не входят в ВТО. На вступление в организацию главные отрасли региона – металлургия и машиностроение – отреагируют по-разному. Металлурги первыми столкнулись с антидемпинговыми мерами за рубежом и уже провели модернизацию, поэтому их доля на рынке в условиях ВТО, вероятно, не изменится. А вот машиностроители могут пострадать от возросшей конкуренции с иностранными компаниями.

Другая проблема – риск дальнейшей деградации депрессивных территорий, ведь иностранные инвесторы, как показывает практика, неохотно вкладывают деньги в производства, расположенные далее 50 км от крупных городов и региональных центров. В этом с Р. Р. Шамсутдиновым согласна Уполномоченная по правам человека Свердловской области Т. Г. Мерзлякова. Правозащитница подчеркнула, что отдельные территории, особенно на севере области, экономически отмирают и со вступлением в ВТО этот процесс может ускориться. Государство не должно оставлять их на откуп свободному рынку, а обязано проанализировать их перспективы и позаботиться о местном населении – обеспечить рабочими местами или организовать переезд в более благополучные районы.

С критическими замечаниями выступилпредставитель администрации Екатеринбурга, главный специалист городского комитета по промышленной политике Д. В. Мамин. Анализ, проведенный мэрией Екатеринбурга, показал, что здесь произойдет существенное сокращение производства машиностроительной продукции, сопровождающееся банкротством ряда предприятий. Юрисконсульт ОАО «НЛМК» И. А. Тейхриб посетовал на слабую информированность бизнеса о процедурах ВТО, в частности о механизме разрешения споров. На проблему недостаточности достоверной информации о правилах ВТО обратили внимание и другие участники мероприятия. Кроме того, учитывая, что обращаться в инстанции ВТО должна не сама пострадавшая компания, а государство, и это обходится в 1-2 млн дол., необходимо закладывать соответствующие средства в бюджет. Такая процедура является громоздкой и дорогостоящей.

Можно особо выделить выступления представителей экономической науки. Заместитель директора Института экономики УрО РАН д.э.н. Ю.Г. Лаврикова усомнилась в том, что снижение пошлин механически вызовет снижение цен на потребительские товары, поскольку на ценообразование влияют и другие факторы, в частности позиция торговой организации. Государству она порекомендовала в переходный период создать условия для перетока рабочей силы из тех секторов экономики, которые будут отмирать в жизнеспособные отрасли, в т.ч. путем создания центров переобучения. Развернутый экономический анализ опыта стран СНГ по присоединению к ВТО представила заведующий кафедрой финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета, д.э.н. О. Б. Веретенникова. Согласно представленным ею  графикам, вступление этих стран в ВТО практически не сказалось на трендах развития их макроэкономических показателей.

Итоги круглого стола подвел вице-президент Уральской ТПП д.э.н. А. В. Макаров. Он сделал акцент на необходимости оказания всесторонней информационной, организационной и финансовой  и поддержки отечественных производителей со стороны государства в переходный период.