Международная конференция «Новая эпоха: проблемы и возможности государств Северо-Восточной Азии»

Мероприятия
В столице Монголии Улан-Баторе 24 ноября 2011 г. состоялась международная конференция «Новая эпоха: проблемы и возможности государств Северо-Восточной Азии», организованная по инициативе Института стратегических исследований при Совете Безопасности Монголии, который является партнером Российского института стратегических исследований.

В столице Монголии Улан-Баторе 24 ноября 2011 г. года состоялась международная конференция «Новая эпоха: проблемы и возможности государств Северо-Восточной Азии», организованная по инициативе Института стратегических исследований при Совете Безопасности Монголии. В ее работе приняли участие монгольские политики, ученые, дипломаты, общественные деятели, ряд руководителей иностранных дипломатических миссий, а также представители научных центров из России (К.А. Кокарев, первый заместитель директора Российского института стратегических исследований), КНР (помощник президента Китайской академии современных международных отношений, профессор-исследователь), США (Пак Юн Тай, научный директор Азиатско-Тихоокеанского центра исследований проблем безопасности).


Основное внимание на конференции было уделено вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии, особенностям развития современных экономических отношений в регионе, специфике геополитического положения Монголии, ее взаимодействия с Россией, Китаем и так называемым «третьим соседом», куда эксперты из Улан-Батора включают США и другие развитые страны. Монгольские выступающие обращали внимание на уникальность политико-географического положения и опыта исторического развития страны, требующей поддерживать особые отношения с двумя крупными мировыми ядерными державами, членами постоянного комитета СБ ООН – Россией и Китаем, являющимися, к тому же, единственными и непосредственными соседями Монголии. От характера этих отношений, как считают в Улан-Баторе, в немалой степени зависит общее положение дел в республике, будь то политика, экономика или связи с другими государствами. Особенно наглядно это проявилось, по мнению экспертов, в пору жесткого и достаточно длительного противостояния Советского Союза и Китая в 60-е – 80-е годы прошлого века.


Поэтому в «новых условиях» монгольское руководство, развивая отношения и с Россией, и с Китаем, в то же время весьма заинтересовано в поддержании налаженного между ними стратегического сотрудничества и партнерства. Это стабилизирует обстановку на внешних границах государства, позволяет более эффективно решать его внутренние проблемы. С другой стороны, в Монголии считают, что в настоящее время независимость и безопасность страны «обретут дополнительные и надежные гарантии», если в своей внутренней и внешней политике она еще больше укрепит опору на «третьего соседа». Благодаря реализации данной установки, сегодня в республике все более ощущается присутствие США, Японии, Южной Кореи, Германии и др.


На конференции отмечались успехи в экономике страны, особенно в последние годы. Их специфика состоит, прежде всего, в активном развитии горнорудной промышленности Монголии, доходы которой имеют стержневое значение для финансирования других отраслей экономики, разработки и реализации социальных программ, внедрения современных технологий в промышленное производство и сельское хозяйство. Внешние партнеры Улан-Батора, не упуская из виду использование уже функционирующих предприятий, сегодня особенно активны по части разведки и освоения новых месторождений полезных ископаемых на территории страны. При этом свыше половины всех инвестиций в монгольскую экономику – китайские, 90% монгольского экспорта также идет в Китай, самый крупный торговый оборот Монголия имеет опять-таки все с тем же Китаем (около 3 млрд. дол США).


Иностранные эксперты в своих докладах на конференции выделяли особую важность сохранения стабильности в Северо-Восточной Азии, как элемента безопасности Восточной Азии и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, поддержания режима нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, осуществления взаимовыгодного сотрудничества, а также адаптации интересов региональных субъектов к глобальным изменениям международно-политической и финансово-экономической ситуации в посткризисный период.


Подчеркивалась важность постепенного вхождения России в экономический механизм АТР, в том числе и путем реализации ее предложений в период председательства в АТЭС. Обсуждались также и другие особенности, касающиеся проблем и возможностей развития региональных государств и сотрудничества между ними в «новых условиях».