Вступление в ВТО - возможные последствия для АПК стран Таможенного союза

Аналитика
Развитие Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана является одной из приоритетных стратегических задач для наших стран в настоящее время. Основной целью союза является формирование единой таможенной территории и таможенного законодательства. За счет объедения страны смогут совместно противостоять внешним угрозам в том числе в сфере продовольственной безопасности и консолидировано отстаивать интересы своих агарных секторов при вступлении в ВТО.

Основные риски для АПК стран Таможенного союза (ТС) при вступлении в ВТО связаны с низкой по сравнению с развитыми аграрными странами конкурентоспособностью сельхозпроизводства. Зачастую она обусловлена не столько естественными природно-экономическими или другими причинами, сколько крайне дифференцированными подходами ВТО к определению показателей поддержки национальных аграрных секторов вступающих в нее государств. Причем не редко, ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства, чем те, которые взяли на себя «старые» представители этой организации. Так например, прямое финансирование аграрного сектора в ЕС превышает в настоящее время 50 млрд. евро в год, а объем мер поддержки на которых настаивает ВТО для АПК России составляет около 7 млрд. долл./год.  Это при том, что площадь используемых сельскохозяйственных земель в Евросоюзе составляет около 170 млн. га, а в Российской федерации превышает 220 млн. га.


Формирование и развитие единых рынков продовольствия в условиях ТС, а также гармонизация функционирования аграрного производства, позволит сформировать более гибкую систему обеспечения продовольственной безопасности  как союза в целом, так и каждого из его участников, и подготовит страны к вхождению в ВТО на максимально приемлемых условиях.


Вступлению в ВТО будет способствовать расширение конкуренции между производителями агротоваров и увеличение емкости общего рынка производимого в странах продовольствия. Создание единой таможенной территории приведет к повышению инвестиционной привлекательности АПК, улучшению его инфраструктуры, в связи с ростом объемов перемещения выпускаемой продукции между странами и регионами. Уже сейчас аграрные рынки трех рассматриваемых стран имеют высокую степень интеграции, связанную с региональной специализацией, унаследованной ими после распада СССР.

Таможенный союз не предусматривает единой системы государственной поддержки АПК, однако существующие в настоящее время в государствах механизмы стимулирования (компенсации, различные виды ценовой поддержки и льготного кредитования) могут быть гармонизированы и использоваться при вступлении стран ТС в ВТО, поскольку согласно критериям организации аграрные комплексы стран ТС находятся в стадии активного развития. Объемы средств выделяемых на прямое стимулирование аграрных секторов до последнего времени постоянно увеличивались, коррективы внес глобальный кризис, но в целом государства не планируют отказываться от наращивания объемов финансирования АПК.

В этой связи важно то, что вступая в ВТО страны ТС будут связаны объемами агрегированных мер поддержки, установленными в ходе переговорного процесса. Нормами ВТО ограничиваются все меры прямого стимулирования сектора. За основу расчета берется репрезентативный период, когда поддержка была максимальной.

На практике происходит согласование со странами-участницами ВТО репрезентативного периода и, как следствие, объема мер поддержки. Выбор репрезентативного периода для Таможенного союза будет достаточно проблематичным, так как уровни поддержки в странах сильно отличаются как по абсолютным, так и по относительным показателям. Вместе с тем это дает шанс получить более выгодные условия, за счет использования в переговорном процессе в качестве аргумента уровни поддержки соседей по ТС. Так например в Белоруссии поддержка АПК по отношению к ВВП находится на максимальном уровне по сравнению с другими странами союза. На финансирование мероприятий в области агропромышленного производства направляется около 10% от расходной части консолидированного бюджета страны, что превышает 1,5 млрд. долл. Если сравнивать с Россией, то в расчете на гектар посевов Белоруссия выделяет в 4,5 раза больше государственных средств на поддержку отрасли.

Кроме того у стран ТС больше возможностей по консолидированному переводу ряда мер поддержки из прямых в косвенные, разрешенные правилами ВТО, такие как увеличение финансирование инфраструктурных проектов, экологических программ, усиление контроля качества продовольствия, и т.д. Опыт и эффективные наработки в этой сфере есть, например, в Казахстане. Так, в 2009 г. только на научное обеспечение аграрного сектора экономики государством было направлено порядка 41 млн. долл., что более чем в 2 раза превысило аналогичные затраты в 2008 г. Всего в ближайшие годы на поддержку науки и внедрение новых технологий в аграрном секторе в республике планируется выделить около 120 млн. долл.

Учитывая низкую конкурентоспособность национальных АПК и значительную емкость общего агарного рынка возможно и то, что после вступления в ВТО странам ТС, придется отказаться от использования нетарифного регулирования импорта. Все нетарифные меры должны будут переведены в тарифный эквивалент, который в свою очередь на уровне договоренностей сторон связывается обязательствами по поэтапному сокращению. Наиболее активно этим методом поддержки, в настоящее время пользуется Россия. Так в 2009 г. разрешенный ввоз мяса птицы был уменьшен на 300 тыс. т. Введение этого ограничения позволило российским производителям вывести отрасль на качественно новый уровень развития и повысить показатели самообеспеченности страны продукцией птицеводства. С 2010 г. квоты на импорт мяса были введены и в Казахстане. Подобные меры стимулирования производства необходимо применять и закреплять нормативными актами и для других видов продовольствия на всей территории ТС, в полной мере используя период переговорного процесса до вступления в ВТО.

Следует учитывать и то что, страны ТС начинают переговорный процесс по своему консолидированному вступлению в ВТО в момент, когда воздействие глобального кризиса на мировую экономику еще достаточно сильно, что возможно приведет к новым инициативам стран-членов организации, направленным на изменение ее норм и правил. Это связано с тем, что в существующем виде ВТО с ее либеральными нормами не дает возможность обеспечивать в полной мере экономическую безопасность странам, в нее входящим. В результате государства в явном и неявном виде, вынужденно, а порой и умышленно, нарушают правила организации. Например, США и ЕС вводят элементы прямой поддержки своих аграриев, несмотря на ограничение подобных мер нормативами ВТО. Для того, чтобы избежать конфликта интересов между «старыми» и «новыми» членами организации видимо придется пересмотреть некоторые нормы. Активизируя свои совместные усилия в переговорном процессе страны ТС потенциально имеют возможность получить более выгодные условия, с точки зрения использования мер стимулирования АПК чем страны, вступившие в ВТО до глобального финансово-экономического кризиса.

Таким образом, совместное вступление в ВТО для аграрных секторов стран Таможенного союза может иметь ряд преимуществ. Однако для достижения максимальной эффективности целесообразно выработать согласованную позицию, как по ведению переговорного процесса, так и по условиям вступления. При этом приоритетом общей стратегии в ближайшей перспективе должно стать развитие конкурентоспособности аграрных экономик наших стран, и на основе этого – вступление в ВТО.