В ЕЭК обсуждают отмену запрета параллельного импорта

Аналитика
Готовится к подписанию договор о создании Евразийского Экономического Союза

В рамках подготовки к подписанию договора о создании Евразийского Экономического Союза, проектируемого Россией, Белоруссией и Казахстаном, обсуждается вопрос об отмене запрета параллельного импорта. Параллельный импорт – возможность ввозить на таможенную территорию брендового товара любым импортёром, а не только владельцем данного товарного знака или его официальным дистрибьютором. Например, продукция может покупаться в третьих странах, где стоит дешевле, и импортироваться без ведома производителя/правообладателя.

Параллельный импорт подразумевает принцип «исчерпания прав» или «право первой продажи». В соответствии с этим принципом после того, как товар был продан правообладателем, правообладатель теряет возможность контролировать дальнейшее использование данного товара и предъявлять какие-либо претензии к перекупщикам, которые перепродают данную продукцию, часто нанося ущерб официальной дилерской сети. Снятие запрета на параллельный импорт – важная мера антимонопольного регулирования рынка, позволяющая значительно снижать стоимость ввозимой продукции.

Эксперты Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской Экономической комиссии (ЕЭК)  считают, что в договор о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС) должны быть включены нормы, препятствующие введению запрета на параллельный импорт на территорию Единого Экономического пространства (ЕЭП). На коллегии Агентства по защите конкуренции представитель ЕЭК отметил опыт Японии, в конституции которой прописана норма, в соответствии с которой попытка ввести запрет на  параллельный импорт приравнивается к государственному преступлению[1].

Эксперты ЕЭП ссылаются на опыт Казахстана. Эта страна на протяжении 1991–2012 годов применяла международный принцип исчерпания прав, благодаря которому при совершении внешнеторговых операций казахские импортёры имели возможность приобретать необходимые товары в обход официального дистрибьютора. Международный принцип исчерпания прав предусматривает, что, права на товарный знак исчерпываются при первом введении товара в гражданский оборот на территории любого государства, что способствует активизации параллельного импорта. В мировой практике кроме международного принципа применяются также национальные и региональные режимы.

В отличие от Казахстана, в России и Белоруссии до 2012 года действовал национальный (территориальный) принцип исчерпания прав, то есть запрет на параллельный импорт, что приводило к монополизации рынков этих стран официальными дистрибьюторами зарубежных производителей, так как в соответствии с национальным принципом обладания прав ввозить в страну товар можно только с разрешения правообладателя торговой марки. Ввозимые без этого разрешения товары должны задерживаться на границе, а параллельный импорт рассматривается в качестве нарушения прав правообладателя[2].

С начала 2012 года на территории государств-участников ТС и ЕЭП в соответствии с соглашением «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» был введён региональный принцип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Согласно этому принципу исключительные права хозяина товарного знака перестают действовать с момента введения продукта в оборот в одной из стран-участниц интеграционного объединения, в данном случае на территорию ТС и ЕЭП. С этого момента в России и Белоруссии перестал действовать национальный принцип исчерпания прав на товары, а в Казахстане, соответственно, – международный принцип[3]. Уместно отметить, что Европейский Союз также следует региональному принципу.

Обсуждаемая в ЕЭК проблема параллельного импорта отражает усилия на пути дальнейшей унификации подходов в области внешней торговли стран Таможенного Союза. Среди других направлений работы ЕЭК по консолидации рынков можно назвать подготовленную комиссией норму об отмене роуминга на территории, входящих в Единое Экономическое пространство стран[4]. Эта норма разрабатывалась на основе договоров Евросоюза и стала результатом дискуссий по данному вопросу, инициированных в 2010 году Казахстаном.

Важно отметить, что антимонопольные ведомства стран Таможенного союза в январе текущего года преодолели большинство разногласий по проекту договора о Евразийском Экономическом Союзе в части раздела «Конкурентная политика»[5]. Это важно, так как межгосударственное согласование договора должно быть окончено к 30 марта[6], а сам договор – подписан не позднее мая текущего года[7]. Однако, тот факт, что накануне подписания договора о ЕАЭС прозвучало предложение о пересмотре ранее согласованных положений о параллельном импорте говорит о том, что даже если договор будет подписан в указанные сроки странам ЕАЭС ещё предстоит большая работа по унификации нормативно-правовой базы и согласованию общей экономической политики.

Анализируя последние предложения Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской Экономической комиссии, важно отметить, что антимонопольные ведомства традиционно рассматривают запрет на параллельный импорт как одну из основных причин монополизации рынка[8].

Пока не ясно будет ли введён международный принцип запрета ограничений на параллельный импорт в договор о ЕАЭС. В самой России пока не достигнут консенсус по данному вопросу. За разрешение параллельного импорта выступает Федеральная антимонопольная служба, в которой полагают, что существующее положение ограничивает конкуренцию и не отвечает правилам свободной торговли. Против отмены запрета – Минэкономразвития и Минпромторг, в которых считают, что легализация параллельного импорта приведет к сокращению инвестиций в производство на территории России[9].        

С учётом этого можно предположить, что страны ТС и ЕЭП будут пока придерживаться регионального принципа исчерпания прав. Согласовав через какое-то время законодательство и дополнительно осмыслив все минусы и плюсы они, при наличии консенсуса, смогут приступить к разрешению параллельного импорта. На данном этапе интеграции аргументом за региональный принцип исчерпания прав может служить пример ЕС – наиболее впечатляющего интеграционного проекта последних лет, достойного пристального изучения.   

Унификация тарифов телефонных операторов, равно как и стремление к гармонизации антимонопольного законодательства, в  том числе в части, касающейся параллельного импорта, призваны придать качественно новый уровень интеграционным процессам на евразийском пространстве.

Евразийская интеграция должна проводиться на взаимовыгодных условиях. В этой связи совершенно оправданы пути, избранные ЕЭК для гармонизации законодательства стран-членов Таможенного Союза через внедрение в Единое Экономическое пространство лучших практик, которые были достигнуты каждым государством ЕЭП на национальном уровне.  



[1] http://www.evrazes-bc.ru/news/view/29895 – Евразийское Экономическое Сообщество // Новости Таможенного союза // Представитель ЕЭК настаивает на отмене запрета параллельного импорта в ЕЭП. 5 февраля 2014 г; http://news.headline.kz/mneniya_i_kommentarii/boris_parsegov_prosba_k_kazahstanu_vernite_v_dogovor_to_chto_u_vas_20_let_byilo_v_strane.html – Борис Парсегов: «Просьба к Казахстану – верните в договор то, что у вас 20 лет было в стране». Представитель ЕЭК настаивает на отмене запрета параллельного импорта в ЕЭП. 5 февраля 2014 г. См. также: http://ru.government.kz/index.php/ru/novosti/10856-predsedatel-agentstva-po-zashchite-konkurentsii-azk-galym-orazbakov-vystupil-na-zasedanii-kollegii-vedomstva.html – Правительство республики Казахстан // Новости // Заместитель премьер-министра Казахстана Б. Султанов принял участие в итоговом годовом совещании Агентства РК по защите конкуренции. 5 февраля 2014.

[2] http://www.gblplaw.ru/news/articles/70795/ – Goltsblat BLP // Новости // Кирильченко А. Противодействие параллельному импорту. Январь 2012.  

[3] http://www.rg.ru/2012/01/10/ts.html – Российская Газета // Фурсова И. Миллиарды в тени. Оборот нелегальных товаров наносит колоссальный ущерб. 10 января 2012 г.

[4] http://lenta.ru/news/2014/02/04/eurasian/ – Чиновники подготовили проект отмены роуминга в Едином экономическом пространстве. 4 февраля 2014 г.

[5] http://www.belta.by/ru/all_news/economics/antimonopolnye-vedomstva-stran-ts-preodoleli-bolshinstvo-raznoglasij-po-proektu-dogovora-o-sozdanii-ees_i_658701.html – Белорусское телеграфное агентство // Антимонопольные ведомства стран ТС преодолели большинство разногласий по проекту договора о создании ЕЭС. 31 Январь 2014 г.

[6] http://ictsd.org/i/news/mosty-blog/177578/ – International Centre for
Trade and Sustainable Development. Подготовка проекта договора о Евразийском экономическом союзе идет полным ходом.

[7] http://www.vedomosti.ru/politics/news/20709131/putin-podtverzhdaet-plany-podpisaniya-k-mayu-dogovora-o – Ведомости // Путин подтверждает планы подписания к маю договора о Евразийском экономическом союзе 24 декабря 2013 г.

[8] http://bnews.kz/ru/conferences/view/78/ – Онлайн-конференция с участием заместителя председателя Агентства республики Казахстан по защите конкуренции на тему: «Об антимонопольных мерах на казахстанском рынке».

[9] http://lenta.ru/news/2013/09/24/import/ – Шувалов назвал сроки отмены запрета на параллельный импорт. 24 сентября 2013 г; http://www.respublika-kz.info/news/business/35179/ – Байдаулетов С. Антимонопольщики ЕЭК: «Подайте полномочий!» 6 февраля 2014 г.