О роли экономического коридора Китай–Монголия–Россия в активизации трехстороннего сотрудничества

Аналитика
Пока уровень экономического взаимодействия трёх стран оставляет желать лучшего

На протяжении последних лет наблюдается заметный прогресс в развитии сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией. На активизацию трехстороннего взаимодействия направлена подписанная в июне 2016 года в Ташкенте на саммите Шанхайской организации сотрудничества «Программа создания экономического коридора Китай–Монголия–Россия». Документ определяет основные направления трехстороннего взаимодействия в различных сферах, содержит перечень из 32 проектов, реализация которых будет способствовать укреплению торгово-экономического сотрудничества трех государств.

Анализируя потенциал трехстороннего экономического сотрудничества,  можно обратить внимание на динамику двусторонней торговли в треугольнике Россия–Китай–Монголия на протяжении последнего десятилетия. (Рис.1, Рис.2, Рис.3) Данные приведены в соответствии с показателями ФТС России и Китайского статистического ежегодника; показатель за текущий год рассчитан условно, на основании данных по товарообороту за первое полугодие 2016 г.

Товарооборот КНР-Монголия Товарооборот КНР-Монголия

Рис. 1

Товарооборот РФ-Монголия Товарооборот РФ-Монголия

Рис. 2

Товарооборот РФ-КНР Товарооборот РФ-КНР

Рис.3

Падение двустороннего товарооборота между каждой парой стран после 2014 г. вполне объяснимо – оно вызвано общим замедлением темпов роста мировой экономики, снижением цен на энергоносители и изменением курса доллара. Но и до 2014 г. несложно заметить довольно низкий рост показателей двусторонней торговли и их стагнацию, что особенно отчетливо видно на примере российско-китайской торговли, где показатель держался примерно на одном уровне на протяжении четырех лет. Это говорит о том, что потенциал торгово-экономического сотрудничества РФ, КНР и Монголии используется далеко не полностью.

Если сравнивать показатели двустороннего товарооборота всех трех стран, то считающийся низким уровень торговли между КНР и РФ выглядит еще довольно-таки оптимистично. (Рис. 4) Здесь следует иметь в виду схожесть товарных групп, идущих на экспорт из РФ и Монголии, но это лишь еще раз подчеркивает актуальность поиска новых точек экономического взаимодействия и активизации сотрудничества во внесырьевых сферах.

Динамика товарооборота в сравнении Динамика товарооборота в сравнении

Рис.4

Оценивая состояние торгового баланса между тремя странами (Рис.5), можно привести пример 2015 года, поскольку на протяжении последнего десятилетия в показателях экспорта-импорта между Россией, Монголией и Китаем сохранялись похожие тенденции.  Исключением можно считать разве что 2006 год, когда, по данным ФТС РФ, стоимость российского экспорта превысила стоимость импорта в РФ из Китая. Возвращаясь к графику, несложно заметить, что если между Китаем и Монголией или Китаем и Россией соотношение экспорта-импорта еще более-менее сопоставимо, то соотношение экспорта-импорта между Россией и Монголией говорит как минимум о том, что странам еще есть куда стремиться.

Показатели экспорта-импорта трёх стран 2015 г. Показатели экспорта-импорта трёх стран 2015 г.

Рис. 5

Таким образом, анализ двусторонней торговли за последние 10 лет показывает, что у стран, которые обладают неоспоримыми преимуществами в природных и трудовых ресурсах, уровень экономического взаимодействия оставляет желать лучшего. С точки зрения потребностей национальных экономик трех стран, особенно в условиях сохранения кризисных тенденций в мировой экономике и с учетом смещения в Азию экономических процессов, создание коридора Китай–Монголия–Россия могло бы дать необходимый толчок для наращивания темпов сотрудничества трех государств в сфере экономики.

Экономический коридор Китай–Монголия–Россия может способствовать поиску новых точек экономического роста трех стран, даст стимул развитию приграничного сотрудничества и повышению уровня жизни населения приграничных областей. К тому же реализация программы создания экономического коридора позволит каждому из государств обеспечить свои национальные экономические интересы.

Если рассматривать роль экономического коридора Китай–Монголия–Россия исходя из национальных интересов каждого государства-участника, то, с точки зрения стратегии экономического развития России, это – развитие и модернизация Сибири, стимул для развития экономик стран ЕАЭС; для Монголии этот проект позволит реализовать геополитический потенциал страны, выйти на рынки стран-соседей; к тому же он перекликается с монгольской инициативой «Степной путь»; для Китая, особенно в современных условиях, когда происходит перестройка экономической модели развития страны, успешное создание экономического коридора позволило бы выявить новые точки роста национальной экономики, а также продемонстрировало бы всему миру успешный пример реализации части выдвинутой в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином концепции «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).

Следует отметить те особенности проекта, которые могут обеспечить успех его реализации и которые подчеркивают преимущества экономического коридора Китай–Монголия–Россия по сравнению, к примеру, с южным коридором ЭПШП.

  • стабильные политические контакты и добрососедские отношения
  • соблюдение интересов друг друга и невмешательство во внутренние дела страны-партнера
  • взаимное уважение и соблюдение принципа равноправия
  • взаимная выгода
  • отсутствие «горячих точек»
  • ограниченные возможности для вмешательства внерегиональных сил

Здесь следовало бы еще добавить и пункт об отсутствии конкуренции, в отличие, например, от Центрально-Азиатского региона, где можно наблюдать переплетение интересов не только стран региона, но и внерегиональных акторов.

Что касается рисков в процессе реализации Программы создания экономического коридора Китай–Монголия–Россия, то в первую очередь к ним можно отнести опасность того, что ее судьбу постигнет участь Программы сотрудничества регионов Дальнего Востока и Западной Сибири РФ и районов Северо-Востока Китая. Сначала эту программу долго не могли подписать, а после ее подписания в 2009 г. она долго оставалась лишь на бумаге. Во время визита премьер-министра КНР Ли Кэцяна в Россию в ноябре 2016 г. был подписан новый документ – о создании Межправительственной комиссии по сотрудничеству и развитию российского Дальнего Востока и Северо-Востока Китая. И возникает вопрос: сколько еще времени может пройти с момента подписания до появления некоего образа конкретных проектов в рамках этой программы сотрудничества приграничных регионов.

Именно в вопросе о продвижении реализации Программы создания экономического коридора между Россией, Монголией и Китаем видятся те задачи, что стоят перед экспертными сообществами и аналитическими институтами трех стран – участие в детальном исследовании, поиске точек соприкосновения общих интересов и выдвижении конструктивных предложений по налаживанию взаимовыгодного трехстороннего сотрудничества.

Монголия Китай экономика кризис