Встреча в РИСИ с лидером Сетевого русинского движения

Мероприятия
21 февраля в Российском институте стратегических исследований состоялось выступление одного из лидера закарпатских русинов, координатора Сетевого русинского движения Петра Ивановича Гецко. Мероприятие было организовано и проведено Центром гуманитарных исследований.

21 февраля в Российском институте стратегических исследований состоялось выступление одного из лидера закарпатских русинов, координатора Сетевого русинского движения Петра Ивановича Гецко. Мероприятие было организовано и проведено Центром гуманитарных исследований.

На мероприятие, помимо сотрудников РИСИ, были приглашены руководители московской русинской общины, историки-русинисты и специалисты по этнической политике на Украине:

Дронов Михаил Юрьевич, историк-русинист, сотрудник Института славяноведения РАН;

Гливка Йозеф Михайлович, член Правления Межрегиональной общественной организации «Объединение русинов»; 

Фатула Андрей Васильевич, кандидат юридических наук,  председатель Межрегиональной общественной организации «Объединение русинов»;

Чарский Вячеслав Владимирович, кандидат филологических наук, специалист по южнорусинскому языку, сотрудник Дирекции международных проектов Russia Beyond The Headlines ФБГУ «Российская газета»;

Рубцов Юрий Викторович, доктор исторических наук, профессор Военного университета, главный редактор сайта «Ритмы Евразии».

Хотя доклад П.И. Гецко носил наименование «Подкарпатская Русь – аванпост Русского мира в Восточной и Центральной Европе», была сделана вынужденнаяпоправка на злобу дня. Подкарпатские русины, закарпатская ветвь общерусского древа, в течение более чем тысячи лет своего исторического бытия развивались в отрыве от материнского государства – Русской державы Рюриковичей, а затем Российской империи. Это относительно немногочисленный народ, хотя в одном Закарпатье насчитывается до 800 тысяч русинов, что опровергается официальной украинской статистикой и пропагандой.  В отличие от своих соседей – галицких русинов, подвергавшихся особенно жесточайшим репрессиям и актам геноцида со стороны австро-венгерских властей и украинских националистов, они сумели сохранить свое русское имя и веру. Историческая область Подкарпатская Русь была насильственно присоединена к Советской Украине в 1946 году, а подкарпатские русины были автоматически записаны украинцами. Нередки были случаи, когда в одной семье отец и старшие дети были записаны русинами (в чехословацких паспортах), а младшие – украинцами.

Ныне подкарпатские русины в подавляющем большинстве своем православные и в каноническом отношении подчиняются Московскому патриархату. Далеко не случайно духовным лидером этого народа является православный священник – отец Димитрий Сидор. Этот пастырь и правозащитник в одном лице известен далеко за пределами Закарпатья и Украины своей деятельностью по защите прав своего народа на имя, культуру, язык и самобытный уклад жизни. Ведь если в советское время само существование подкарпатских русинов замалчивалось, то в десятилетия постсоветской Украины лидеры и активисты русинского движения как и во времена Австро-Венгерской империи подвергались уголовным преследованиям. В свете последних событий на Украине, когда к власти в Киеве и Галичине, по крайней мере, на время, пришли неонацисткие силы, самое существование русинского народа может быть поставлено под вопрос. В числе лозунгов так называемого всеукраинского объединения «Свобода» уже несколько лет содержится требование изгнания русинов с родной земли. Если судить по тому, как расправляются украинские неонацисты со своими политическими и мировоззренческими противниками, угроза претворения этого лозунга в жизнь вполне реальна. К тому же, беря за образец идеологию и террористическую практику бандеровского движения современные неонацисты рассчитывают решить русинский вопрос через ликвидацию русинского народа. Что означает уничтожение его лидеров и активистов, изгнание с родных мест непокорных и насильственную ассимиляцию и украинизацию оставшихся.

 В выступлении П.И. Гецко нашли отражения тревожные ожидания русинского народа и всего населения Закарпатья от экспансии галичанских (западноукраинских) неонацистов. В отличие от жителей Западной Украины закарпатцы (а здесь помимо русинского этнического большинства проживают многочисленные общины мадьяров (венгров), румын, великоросов (русских) и собственно украинцев) поддерживали легитимную власть. Вследствие чего здание областной госадминистрации Закарпатской области в Ужгороде не было захвачено боевиками-неонацистами. Однако управляемость части областных депутатов, по словам русинских лидеров, позволила осуществить верхушечный переворот и захват власти местным олигархическим кланом Балоги, бывшим сподвижником президентов В. Ющенко и В. Януковича.

Сегодня, по утверждению докладчика, русинский народ находится под угрозой геноцида или, как минимум, культурного этноцида. Если венгры и румыны Закарпатья могут рассчитывать на помощь и заступничество материнских государств, которые уже выразили свою озабоченность положением своих меньшинств на Украине в свете прихода к власти неонацистов, то у русинов такая надежда связана только с Россией. По словам докладчика, практически все русинское движение стоит на пророссийских позициях. Этот сюжет вызвал оживленную дискуссию. Сотрудник РИСИ О.Б. Неменский обратил внимание на существование различных течений в международном русинском движении, подчеркнув, что пророссийские настроения характерны именно для движения подкарпатских русинов (русинов Закарпатья). В то же время он выразил уверенность, что русинское движение Закарпатья просто обречено на победу.

В рамках заявленной дискуссии известный историк-русинист М.Ю. Дронов также обратил внимание на существование различных течений внутри русинского движения. К сожалению, им было отмечено и существование прослойки политических русофобов среди активистов движения. Вместе с тем самому русинскому народу совершенно не свойственно проявление русофобии. Но даже критические настроения в адрес России, характерные для части (меньшинства) движения во многом обусловлены невниманием России к русинскому народу и русинскому вопросу.

В подтверждение слов М.Ю. Дронова отметим, что парадоксальный рост рядов современного украинского национализма в русской культурной и этнической среде Новороссии (так называемого «Юго-Востока Украины») – следствие, в первую очередь, безразличного отношения российского дипломатического корпуса на Украине и российского государства в целом к проблемам Русского мира. Даже отсутствие в российском законодательстве юридической категории «Русский мир», который заменен бюрократической дефиницией «российские соотечественники» свидетельствует о поразительной косности и не стратегичности мышления российского политикума и экспертного сообщества. Игнорирование русского вопроса – такова основная, по нашему твердому убеждению, причина роста рядов украинского национализма и антироссийских настроений на Украине.

Несмотря на острые вопросы и горячие дебаты участники встречи все же выразили надежду в сохранении мира в Закарпатье. Прозвучавшие в выступлении одного из лидеров московской русинской общины А.В. Фатулы исторические экскурсы о связях подкарпатских русинов с Российской империей и весомом культурном и общественном вкладе выходцев из Руси под Карпатами стали оптимистичным финальным аккордом встречи. Было решено расценивать мероприятие как пилотный проект и уделять повышенное внимание русинскому вопросу и положению этого крайнего западного аванпоста Русского мира – Руси Подкарпатской.