О влиянии зоны свободной торговли между ЕС и Украиной на аграрные рынки

Аналитика
Украина получает дискриминационную систему квот

Международная практика знает ряд примеров создания зон свободной торговли (ЗСТ) между государствами. Такое объединение предусматривает партнерское государственное сотрудничество в экономической сфере, при котором отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Зона свободной торговли между ЕС и Украиной, должна начать свое действие в рамках заключенного договора об ассоциации с 2016 г., однако по заявлениям, сделанным украинской стороной в середине октября 2014 г., в случае не выполнения Россией Брюссельских соглашений ЗСТ начнет работать раньше. Планируемую ЗСТ можно считать не типичным примером международной экономической интеграции, т.к. предусматривается значительное лимитирование в торговых связях. Ограничения накладываются на одного из партнеров - Украину.

Рассмотрим механизмы функционирования ЗСТ на примере рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Вместо полной торговой транспарентности, которая должна быть между странами участвующими в зоне свободной торговли, вводятся импортные квоты. В соответствии с ними Украина имеет право поставлять отдельные виды агропродукции на европейские рынки в утвержденных объемах. В случае превышения – в бюджет ЕС выплачиваются пошлины.

Товары и соответственно вводимые квоты можно разделить на 2 группы. В первую входят сельскохозяйственные продукты, которые в настоящий момент Украина в ЕС не экспортирует, либо осуществляет незначительные поставки. Это все виды мяса, колбасные изделия, молочные продукты и т.д. Вторая группа – аграрные товары, активно поставляемые на рынки ЕС. Среди них можно отметить: пшеницу, кукурузу, семена подсолнечника и сахар.

Первая группа товаров, в рамках зоны свободной торговли с ЕС, получила значительные квоты. Так, Украина может ежегодно поставлять на европейский рынок 12 тыс. тонн говядины, 20 тыс. тонн свинины, 16 тыс. тонн (с увеличением в течение 5 лет до 20 тонн) мяса птицы, и т.д. На сыры квот вообще не установлено, что позволяет завозить неограниченное количество данного вида продукции из Украины. Вместе с тем, объемы экспорта подавляющего большинства животноводческой и молочной продукции из Украины в ЕС были незначительными или не осуществлялись в принципе. Так, например в 2013 г. крупный рогатый скот, живые свиньи, овцы и козы в ЕС из Украины не ввозились. Украина в перспективе может начать экспорт такой продукции в Европу, однако для этого сначала необходимо удовлетворить жесткие требования ЕС по санитарной безопасности и пройти сертификацию. Работа в этом направлении начата, но идет крайне медленно и трудно т.к. требуются значительные человеческие, материальные и денежные ресурсы. Например из 297 стандартов системы Кодекс Алиментариус гармонизированы и находятся на стадии утверждения всего около 30 украинских стандартов.

Вторая группа товаров жестко ограничивается с самого начала функционирования ЗСТ. Ежегодная квота на ввоз пшеницы в ЕС устанавливается в размере 950 тыс. тонн с незначительным увеличением в течение 5 лет до 1 млн тонн. Это означает, что Украина без уплаты пошлин сможет ввозить в Европу только около 50% от возможных объемов поставок. Пошлина для сверхквотной пшеницы составит 95 евро за тонну, что как минимум в 1,5 раза увеличит стоимость украинского зерна. По мнению украинских экспертов, есть шанс оптимизировать поставки за счет приобретения квот других государств. Однако это в любом случае повышает себестоимость украинской пшеницы и снижает ее конкурентоспособность.

Кукуруза, не менее важная для украинского АПК, получила квоту в 400 тыс. тонн с увеличением до 650 тыс. тонн в пятилетней перспективе. Такое лимитирование квотирует до 90% поставок украинской кукурузы в ЕС. Европа является ключевым покупателем этого вида сельхозпродукции. В настоящее время экспорт превышает 6 млн тонн зерна в год. Сверхквотный ввоз кукурузы в ЕС контролируется с помощью так называемой «плавающей пошлины». Она вводится в зависимости от биржевой цены на кукурузу. Если стоимость кукурузы составляет более 4 долл. за бушель, то поставки кукурузы в Евросоюз проводятся без пошлины. Конъюнктура рынка кукурузы достаточно изменчива, в настоящее время цена на данный вид продукции находится на уровне 3,4 долл. за бушель, при сохранении положения дел украинские производители будут вынуждены, как и в случае с пшеницей, платить заградительную пошлину в размере 94 евро за тонну.

Схожая ситуация будет отмечаться и на других существенных для Украины рынках: сахара и семян подсолнечника. Квота на сахар составляет около половины существующих поставок, экспорт подсолнечника будет ограничен дополнительными вывозными пошлинами. Немаловажным также является механизм распределения европейских квот. Учитывая высокий уровень коррумпированности украинской власти, возможно ожидать, что поставки на удобные европейские рынки будут осуществлять компании имеющие связи в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, а также в других властных структурах. Значительная часть поставщиков будет вынуждена искать иные регионы сбыта своей продукции, или платить пошлины.

Таким образом, Украина получает дискриминационную систему квот, абсолютно не отвечающую принципам зоны свободной торговли. Это может отрицательно сказаться на уровне производства важнейшего для экономики Украины агропромышленного комплекса, на который приходится 17% от ВВП страны и который все еще формирует 27% национального экспорта. Реальное преимущество от ЗСТ будут иметь европейские аграрные производители, которые фактически не ограничиваются в рамках нового торгового пространства. Прогнозируется увеличение объемов импорта на Украину отдельных видов мяса и пищевых субпродуктов, молока и молочной продукции, некоторых видов овощей и фруктов из ЕС.