Рекомендации по российско-украинскому приграничному сотрудничеству

Аналитика
Социально-экономический и гуманитарный аспекты

13 сентября 2013 года на базе Южного Федерального Университета, под эгидой ростовского филиала Черноморско-Каспийского информационно-аналитического центра РИСИ состоялся круглый стол на тему: «Российско-украинское приграничное сотрудничество: социально-экономический и гуманитарный аспект». В нём приняли участие представители экспертного и политологического сообщества России и Украины. Были представлены такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Луганск и Донецк.

Внимание экспертов было обращено не только на существующие проблемы в вопросах приграничного сотрудничества, но и на пути их разрешения. В связи с этим, по итогам круглого стола, был выработан ряд рекомендаций:

  1. Инициировать принятия законодательных актов на государственном уровне России и Украины, регламентирующих полномочия субъектов в рамках приграничного сотрудничества.
  2. Для активизации сотрудничества предоставлять большую экономическую инициативу приграничным районам РФ и Украины, в том числе, в рамках Еврорегиона «Донбасс», что позволило бы снизить бюрократические барьеры на местном уровне.
  3. Для укрепления потенциала евразийской интеграции и повышения эффективности внешнеэкономических связей приграничных территорий со странами СНГ и дальнего зарубежья необходима разработка Евразийской экономической комиссией Концепции, Стратегии и дорожных карт развития трансграничных связей стран Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, отвечающих национальным интересам участвующих сторон, России и стран Таможенного союза (например, дорожные карты по информационно-образовательному, промышленно-инновационному, культурно-гумманитарному пространствам российско-украинских приграничных территорий).
  4. Для стимулирования экономической составляющей и обеспечения возможностей внутриотраслевой кооперации в российско-украинском приграничном сотрудничестве создать комплекс российско-украинских промышленных кластеров с учётом конкурентных преимуществ каждой из сторон в сфере промышленности, технологий, инноваций, квалифицированных кадров (например, по глубокой переработке угля, химико-технологический).
  5. Для повышения конкурентоспособности и инновационной составляющей национальных экономик РФ и Украины в промышленно-инновационной сфере, а также реализации высокого научного потенциала приграничных территорий, еврорегиона «Донбасс» необходимо инициировать и направлять сотрудничество в формате межгосударственных технопарков или технополисов.
  6. Рекомендовать правительству РФ и Украины включить проекты межгосударственных технопарков в государственные стратегии развития с выделением бюджетного финансирования.
  7. Для повышения качества жизни и благосостояния населения в приграничных территориях акцентировать внимание на таких экономических направлениях сотрудничества, как взаимная торговля и инвестиции, туризм (включая религиозный, экологический, военно-патриотический, деловой и др.).
  8. Обеспечить льготный режим для реализации возможностей осуществления инвестиционных проектов с участием российского, украинского, европейского капитала и капитала стран Таможенного союза в промышленном секторе и в развитии инфраструктуры на приграничных территориях.
  9. Модернизировать и инициировать создание необходимой инфраструктуры, в том числе, в рамках совместных российско-украинских экономических проектов (например, строительство автомобильной дороги через Украину с запада на восток, через Ростовскую область с выходом в Казахстан; модернизация морских портов Ростовской и Донецкой областей).
  10. Для реализации транзитного потенциала российско-украинских приграничных территорий разработать схемы транспортно-логистических коридоров и проект «Южного хаба», локализующегося в рамках еврорегиона «Донбасс», позволяющих увеличивать пассажиро- и грузопотоки направляемые в Украину и РФ, создать дополнительные рабочие места, сеть придорожной инфраструктуры.
  11. Для укрепления сотрудничества в гуманитарной сфере необходимо направить усилия вузов, СМИ, религиозных учреждений приграничных территорий на формирование единого информационного поля, акцентирующего внимание на вопросах идентичности, общности культуры, религии.
  12. Считать необходимым межгосударственным органам СНГ и Евразийской экономической комиссии заключить Соглашения о взаимном коммерческом обмене студентами между РФ и Украиной.
  13. В целях повышения роли муниципальных образований считать целесообразным включение представителей муниципальных образований приграничных районов в управленческие структуры еврорегиона «Донбасс».
  14. Инициировать регулярные мероприятия с участием представителей приграничных регионов, в том числе, в рамках еврорегиона, общественных структур, научного экспертного сообщества, предпринимателей, СМИ, органов государственной власти с целью обмена опытом работы, внедрения современных форм кооперации и социально-культурного сотрудничества в контексте российско-украинского приграничного сотрудничества.
  15. Интенсифицировать кооперационные связи с научно-образовательными учреждениями Ростовской, Воронежской (РФ) и Луганской, Донецкой (Украина) областей, включая обмен студентами на некоммерческой и коммерческой основе (бакалавриат, магистратура, производственные практики, встроенное семестровое обучение) в рамках мобильности, в соответствии с требованиями Болонского процесса, в целях обеспечения отраслей приграничных территорий необходимыми кадрами.
  16. Для формирования общего образовательного пространства рекомендовать ВАК РФ и Украины привлекать для оппонирования диссертаций специалистов из приграничных вузов, учитывать публикации в совместных научных изданиях.
  17. Инициировать разработку и внедрение специальных курсов и направлений обучения по ключевым аспектам российско-украинских отношений, подготовку научных работников, что позволило бы повысить компетентность специалистов, которые могли бы быть востребованы в сфере российско-украинского сотрудничества.
  18. В целях формирования общего социально-гумманитарного пространства еврорегиона «Донбасс» рекомендовать операторам сотовой связи РФ и Украины изменить тарифную политику в приграничных территориях, не рассматривать звонки внутри еврорегиона, как международный роуминг.
  19. Разработать и утвердить набор социально-экономических индикаторов, позволяющих вести единообразный статистический учёт и количественно измерять социально-экономические, демографические процессы для мониторинга и своевременного выявления негативных тенденций в развитии российско-украинских приграничных территорий и еврорегиона «Донбасс». Обеспечить широкий доступ к данной статистической информации экспертному сообществу для аналитической деятельности.
  20. Рекомендовать правительствам РФ и Украины для выделения специфики еврорегионов, учреждаемых РФ, Украиной и странами СНГ переименовать их в трансграничные, евразийские межгосударственные регионы.