Сотрудники регионального Центра азиатско-тихоокеанских исследований РИСИ во Владивостоке приняли участие в заседании Комитета Расширенной Туманганской инициативы

Новости
18-19 ноября во Владивостоке состоялось заседание Комитета Расширенной Туманганской инициативы, в рамках которого рассматривались вопросы развития сотрудничества в Северо-Восточной Азии. В заседании приняли  участие представители России, Китая, Республики Корея, Монголии, Японии, Таиланда, США и Австралии.

Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ) была основана в 1991 году в рамках региональной программы ООН по оказанию помощи четырем странам Северо-Восточной Азии – КНДР, КНР, Монголии и Республике Корея. Одним из четырех главных проектов этой региональной программы был проект «Программа по развитию района реки Туманная» (ПРРТ). В ноябре 1991 г. КНР, Монголия, КНДР и Республика Корея обратились к России и Японии с предложением присоединиться к ПРРТ и стать ее полноправными членами. Участие России в качестве полноправного члена в региональном сотрудничестве в районе бассейна реки Туманная было определено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. (№732).

Главная цель РТИ – повышение привлекательности материковой части Северо-Восточной Азии для международных инвестиций, торговли и бизнеса. В процессе реализации программы уже выполнен ряд конкретных инфраструктурных проектов в области транспорта. Среди них – международный пассажирский маршрут из Сокчо (Корея) в Хунчунь (Китай) через российский порт Зарубино, грузовой маршрут из Акиты (Япония) до Хунчуня через российский порт Посьет.

Российские интересы в рамках РТИ сконцентрированы вокруг расширения вовлеченности геоэкономических ресурсов Приморья, прежде всего логистического комплекса, во внешнеэкономическую деятельность в СВА и привлечение инвестиций из АТР в экономику Дальнего Востока в рамках данного проекта. Главные преимущества России – незамерзающие морские порты на границе с Китаем и КНДР и возможности железнодорожного транзита грузов из Европы в АТР и обратно.

В рамках прошедшего заседания были обсуждены вопросы трансграничной торговли в регионе, усиление которой стало бы своеобразным катализатором развития большинства стран СВА, в том числе и регионов Дальневосточного федерального округа России, прежде всего Приморского края, на территории которого расположен порт Посьет. Также была озвучена инициатива модернизации приморского порта Зарубино с целью его включения в транспортно-логистические потоки в рамках проекта. Одной из ключевых задач на сегодня является синхронизация процедур таможенного оформления. Все страны – участники проекта все еще сильно отстают по скорости оформления перемещения транспорта и грузов через свои границы от Сингапура, который является своеобразным эталоном – таможенное оформление там занимает порядка 25 минут. Для сравнения: в настоящее время период обслуживания грузов на российской границе составляет 1-2 дня, на монгольской – 4, поэтому есть реальные перспективы ускорения процессов международного транзита грузов в рамках Тумангана. Также странам-участницам необходимо урегулировать порядок и форму подачи таможенных грузовых деклараций, таможенные тарифы и ряд других вопросов, сделав их максимально единообразными.

Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо переходить от поддержки точечных проектов к комплексным решениям. Поскольку географически задействованная в этом процессе территория стран-участниц гораздо шире, чем бассейн реки Туманная, то работа в таком формате видится достаточно результативной.

В рамках реализации «восточного вектора» российской внешней политики реализация проекта РТИ может стать дополнительным ресурсом в развитии сотрудничества со странами АТР.