В тендере по закупке истребителей Япония выбирает F-35

Аналитика
Министерство обороны Японии объявило 19 декабря 2011 г. победителя в тендере, проведенном в рамках программы по замене 70 устаревших истребителей F-4EJ (последняя буква означает, что эти самолёты, разработанные в 1960-х годах в США, изготавливались по лицензии в Японии).

В.Ф. Терехов,

ведущий научный сотрудник отдела исследований современной Азии,

кандидат технических наук





Министерство обороны Японии объявило 19 декабря 2011 г. победителя в тендере, проведенном в рамках программы по замене 70 устаревших истребителей F-4EJ (последняя буква означает, что эти самолёты, разработанные в 1960-х годах в США, изготавливались по лицензии в Японии). Им оказалась американская компания Lokheed Martin (LM), предложившая истребитель пятого поколения F-35, который с 2001 г. разрабатывается в трёх модификациях в рамках программы JSF (Joint Strike Fighter) - самой масштабной в мировой истории военно-технической программы. Проиграли Boeing и транс-европейский аэрокосмический консорциум Eurofighter, выставившие истребители предыдущего поколения F/A-18, и Typhoon. Последние с середины прошлого десятилетия принимаются на вооружение ВВС ряда европейских стран и выставляются на международные рынки вооружений.


Несмотря на то, что вопрос о том, кто победит в тендере, был более или менее ясен с самого начала, официальное объявление его итогов стало важным событием для американо-японских отношений и для ситуации в целом, формирующейся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Что же касается компаний-участниц тендера, то для каждой из них получение заграничного контракта на выполнение работ стоимостью порядка семи млрд дол. явилось бы весомым финансовым подспорьем в условиях курса на сокращение оборонных бюджетов, взятым всеми ведущими западными странами.


О серьёзности борьбы за получение контракта свидетельствовали как поддержка со стороны правительств компаниям-участницам, так и готовность этими последними выполнить все условия, выставленные заказчиком. Одно из них было связано с обеспечением «в максимально возможной степени» производства в Японии самолёта компании-победителя. Руководителями всех трёх претендентов эти условия были приняты.


 Европейцев представляло правительство Великобритании, а также ведущая британская аэрокосмическая компания BAE Systems (являющаяся соучредителем консорциума Eurofighter) и одна из крупнейших японских финансово-промышленных корпораций Sumitomo Corp. По сообщениям японской прессы, министр иностранных дел Великобритании Д. Хэйг в телефонных разговорах со своим коллегой К. Гембой лоббировал Typhoon. Видимо, и во время предполагавшегося визита в Японию премьер-министра Д. Кэмерона та же тема должна была обсуждаться ходе переговоров с его коллегой с Ё. Нодой.


Не исключено, что одной из причин переноса даты этого визита, намечавшегося на декабрь 2011 г., явилось осознание в Великобритании бесперспективности дальнейшего «продавливания» европейского истребителя на японский рынок. Впрочем, более ста британских компаний-субподрядчиков американской LM в производстве F-35 вполне довольны итогами японского тендера, поскольку рассчитывают на получение свой доли (то есть свыше 1 млрд. дол.) из общей суммы будущего контракта.


Победа LM в Японии явилась своего рода реваншем за поражение полугодом ранее от тех же европейцев в тендере на поставку индийским ВВС 126 новых истребителей. Весной 2011 г. министерство обороны Индии оставило в «коротком списке» претендентов (следующий раунд пройдёт в начале следующего года) на выполнение контракта стоимостью порядка 10 млрд. дол. только двух «европейцев» (тот же Typhoon и французский Rafale), исключив из него обоих «американцев» (F/A-18 компании Boeing и F-16 компании LM), а также российский «МиГ-35». Следует, однако, отметить, что возможность организации производства в Индии того же F-35 уже длительное время является предметом переговоров представителей LM с их индийскими коллегами из Hindustan Aeronautics Ltd.


«Цена победы» LM в Японии выглядит менее весомой, чем у европейцев в Индии. Необходимо, однако, иметь в виду, что, согласно так называемой «офсетной политики», половину выручки иностранный исполнитель заказов индийского министерства обороны обязан вкладывать в компании оборонного комплекса Индии. Нельзя, конечно, считать эти деньги потерянными, но всё же упомянутый исполнитель наверняка нашёл бы им более полезное для себя применение.


Косвенным свидетельством высокой значимости, которую придавали в США победе в тендере на поставку в Японию истребителей F-35, явилось включение Пентагоном в проект бюджета на 2012 фин. г. статьи, предусматривающей выделение LM порядка 4 млрд. дол. на изготовление 30 машин всех трёх модификаций, которые будут переданы американским ВВС, ВМС и Корпусу морской пехоты. Этот акт министерства обороны США, предпринятый за неделю до принятия Японией решения по тендеру, среди прочего, имел целью продемонстрировать будущему заказчику, что программа JSF, по словам директора Управления по закупкам МО США Ф. Кэнделла, «фундаментально здорова».


Следует отметить, что вплоть до начала декабря 2011 г. у экспертов складывалось устойчивое мнение о том, что полномасштабное серийное производство истребителя F-35 не начнётся раньше 2016 - 2018 гг.


Особое подозрение в экспертном сообществе вызывает модификация «B» с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, предназначенная для корпуса морской пехоты и «лёгких» авианосцев (эта модификация может представить интерес и для Японии, приступившей к строительству подобных авианосцев).


Тем не менее, официальный оптимизм в оценках программы JSF даже в США является далеко не единодушным, поскольку с самого начала её преследовали разнообразные технические проблемы, что и заставляло не раз откладывать сроки начала серийного производства истребителей.


Дополнительные аргументы скептикам предоставил последний обзор программы JSF, проведенный осенью 2011 г. Управлением по закупкам, в котором было зафиксировано «13 проблем». Среди них упоминается и такая серьёзная, как появление микротрещин в корпусах самолётов. Без устранения конструктивных недоработок трудно ожидать ускорения серийного выпуска истребителей F-35. Самым резким образом в связи с этим высказался 10 декабря сенатор-республиканец Дж. Маккейн: «В двух словах: программа JSF - скандал и трагедия». Тем не менее, всплеск критицизма в стране-изготовителе F-35 не повлиял на положительное решение японским правительством вопроса о его закупке. Тому есть, по крайней мере, три взаимосвязанных объяснения.


Из них первое относится к сфере политики. И в США, и в Японии выбор истребителя F-35 рассматривался в качестве важного свидетельства укрепления альянса между ними, охватывающего все стороны отношений, включая политику, экономику и безопасность. Словосочетание «краеугольный характер» американо-японского альянса, как мантра, непременно упоминается в выступлениях руководителей обеих стран, когда речь заходит о необходимости защиты их общих интересов в АТР «перед лицом быстро растущего Китая».


 Второе объяснение обусловлено военной стратегией. Переоснащение вооружённых сил обеих стран-союзниц одними теми же техническими системами резко упрощает решение проблемы интероперабельности в условиях ведения боевых действий. В Пентагоне могли возникнуть обоснованные недоумения, если бы страна, обозначающая себя в качестве «ключевого союзника» США в АТР, приняла на вооружение своих ВВС не американский истребитель, а, например, тот же Typhoon.


Наконец, третье относится к области оборонного производства. С 2009 г. в Японии компанией Mitsubishi Heavy Industries ведётся разработка собственного истребителя пятого поколения в рамках программы ATD-X (Advanced Technology Demonstrator-X). Она была принята после того, как США отказались продать Японии свой первый истребитель того же поколения F-22 (ныне снятый с производства). Испытания первого «демонстрационного» самолёта намечены на 2014 г. Относительно даты начала серийного производства новой машины оценки находятся в пределах 2016 - 2020 гг. В любом случае, однако, получение Mitsubishi доступа к новейшим технологиям, внедрённым в F-35, ускорит процесс разработки этой компанией собственного истребителя.


Однако с учётом проблем, сопровождающих программу JSF, возникает вопрос о выполнении ещё одного условия, которое было выставлено участникам тендера, а именно: начать поставки новых машин (а также организовать их производство в Японии) к 2016 г., то есть не позднее того момента, когда начнут выводиться из эксплуатации истребители F-4EJ. В проекте бюджета на 2012 финансовый год (который начинается в Японии с первого апреля) предусматривается финансирование заказа на изготовление LM первых четырёх истребителей как раз к 2016 г. Остальные 38 (из общего количества 42 заказанных пока истребителей F-35) в основном должна изготовить компания Mitsubishi.


В связи с этим директор Управления по международному бизнесу LM Д. Скотт сказал в интервью корреспонденту Kyodo News: «Мы [LM] и правительство США совершенно уверены в том, что сможем поставить Японии в установленный срок…» заказанные четыре истребителя. Приведенное высказывание примечательно само по себе, ибо Япония не входит в число стран-соисполнителей программы JSF и (по негласным условиям) её «очередь» на получение серийных истребителей F-35 должна была бы располагаться за всеми теми странами, которые (иногда достаточно символически) внесли некоторый вклад в реализацию данной программы. Сегодня представляется достаточно очевидным, что заказы соисполнителей не будут выполнены до 2016 г.


Появление Японии среди лидеров на приобретение данных истребителей - одно из свидетельств повышения её значимости в новом внешнеполитическом курсе США, вектор которого всё более определённо разворачивается в сторону АТР.