«Голубые коридоры Балтийского региона»: по материалам конференции по проблеме использования сжатого природного газа в качестве топлива для автотранспорта

Аналитика
24 августа 2010 г. в г. Светлогорске Калининградской области состоялась международная конференция на тему «Голубые коридоры Балтийского региона». Организатором конференции выступило дочернее предприятие ОАО «Газпрома» - ЗАО «Газ-Ойл», г. Калининград.

Г.В. Кретинин


руководитель Балтийского информационно-аналитического центра РИСИ, профессор

 В работе конференции участвовали правительственные чиновники Калининградской области, представители российской науки и промышленности, СМИ. Среди зарубежных участников – специалисты из Германии, Польши, Южной Кореи, Беларуси.

На конференции обсуждалась проблема обеспечения экономики региона  и углеводородным сырьём и природным топливом. Инициаторы конференции вполне справедливо отмечали, что Россия обладает значительными запасами нефти, в то же время использование производимого из него топлива, вызывает серьезные экологические проблемы. Одним из основных загрязнителей окружающей среды является автомобильный транспорт. На сегодня одним из перспективных в плане экологии конкурентов бензину и дизельному топливу, по мнению докладчиков, является природный газ. Следует учитывать, что основу природного газа составляет метан (98 %), а при современных технологиях этот газ может быть возобновляемым источником за счёт производства биометана. В настоящее время природный метан используется в качестве моторного топлива в двух видах: сжиженный природный газ (СПГ) и сжатый или по современной терминологии компримированный природный газ (КПГ).


Необходимо отметить, что в последние годы КПГ находит более широкое применение в качестве моторного топлива, чем СПГ. В докладе представителя «Газпрома» Е.Н. Пронина было отмечено, что абсолютными лидерами по использованию КПГ являются Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, имеющие от 1,7 млн до 2,3 млн автомобилей, работающих на этом виде природного газа. В Европе наиболее продвинутая в этом плане страна – Италия – свыше 700 тыс. автомобилей. Всего же, по оценкам на 2010 г., только на использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива в 80 странах мира расходуется свыше 20 млрд. куб. метров в год сетевого газа.


С другой стороны, в США ориентируются на CGU? а преимущественная сфера его использования в форме газомоторного топлива является автотранспорт общественного назначения, а также в большегрузные автомобили. В своем выступлении на конференции представитель Южной Кореи Джон Фанг отметил заметное улучшение экологической обстановки в Сеуле и других корейских городах после перевода на газобаллонное топливо 23 тыс. городских автобусов, 260 тыс. такси, 800 уборочных машин. Однако следует подчеркнуть, что основная масса такси в Республике Корея работает не на КПГ, а на сжиженном углеводородном газе (СУГ), получаемом в качестве побочного продукта при переработке нефти или утилизации попутных нефтяных газов при добыче «черного золота».


Представитель кампании Erdgas Mobil GmbH (Германия) Т. Келер сообщил, что газомоторный транспорт приобретает всё большую популярность в Германии. В стране работает уже 930 газозаправочных станций для автотранспорта. Пока Германия отстаёт от мировых лидеров по потреблению природного газа в качестве моторного топлива в связи с тем, что в стране хорошо развита структура бензиновых АЗС. В ЕС идёт дискуссия о будущем автотранспорта, разрабатываются более жесткие стандарты качества воздуха и окружающей среды, сокращаются вредные выбросы, увеличивается производство биотоплива, серьезное внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии. Определенные надежды связываются с использованием биометана. По планам, в 2020 г. только Германия должна производить до 6 млрд куб. м этого вида топлива. В заключение Келер подчеркнул, что будущее – за новыми видами моторного топлива, одним из которых является природный газ, который может найти широкое применение прежде всего в грузовых автоперевозках. В этой связи ФРГ является сторонником создания так называемых «голубых автотранспортных коридоров», на пространстве которых будет развёрнута сеть газовых автозаправочных станций. В частности, Келер подчеркнул возможность создания «голубого коридора» по маршруту Берлин – Варшава – Минск – Москва. В целом же, прорабатывается возможность создания подобных коридоров от Италии до Скандинавии.


Данная идея находит поддержку в Москве, и прежде всего в «Газпроме», её разделяют и в Варшаве. В Польше уже намечают ряд подобных маршрутов на территории своей страны.  Надо отметить, что в Польше использование газомоторного топлива (в автобусах, грузовых автомобилях) находит всё больше сторонников, в том числе и на государственном уровне. Представитель «Газпрома не исключил возможности расширить схему возможных «голубых коридоров» за счет ответвления по маршруту Польша – Калининград - страны Балтии – Санкт–Петербург и далее на Хельсинки.


Отметим, что в советское время развитию газомоторного транспорта придавалось серьезное внимание. Достаточно сказать, что парк тяжёлого автотранспорта, работающего на природном газе, достигал 130 тыс. единиц. Велись работы по переводу на такой вид топлива тепловозов, гражданской авиации.


В настоящее время сеть предприятий «Газпрома» по работе с компримированным природным газом развёрнута всего в 17 субъектах РФ, а общая численность автотранспорта, работающего на этом газе, едва превышает 100 тыс. единиц.


В 2009 г. «Газпром» произвёл 9 млн тонн КПГ, в том числе 6,5 млн тонн для внутренних нужд и 2, 5 млн тонн на экспорт. В «Газпроме» полагают, что производство КПГ в ближайшие годы будет расти, и в 2015 г. корпорация может выйти на уровень производства порядка 11,4 млн тонн. В тоже время, по оценкам, внутренний и внешний рынки смогут потребить только 10,5 млн тонн.


По-видимому, этим и вызвана активизация работы газового монополиста по поиску новых идей более широкого использования сжатого природного газа. Как можно понять, Калининградской области в этом плане может отводиться роль «площадки подскока», откуда «голубые коридоры» «Газпрома» будут прокладываться дальше на запад.


Калининградская область по использованию КПГ является относительно продвинутым регионом, хотя, естественно, в масштабах «Газпрома» её показатели весьма незначительны. В частности, несмотря на высокую степень обеспеченности населения автотранспортом (2-4 позиция по регионам России), в области насчитывается около 220 тыс. легковых и 30 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Точных данных о количестве автомобильных средств, оборудованных газобаллонными установками, позволяющими использовать КПГ, нет. В то же время, на конференции говорилось об использовании в области пяти стационарных и пяти подвижных газозаправочных станций.


В то же время географическое положение области в юго-восточной Прибалтике весьма выгодное. Область является связующим транспортным звеном между Польшей и странами Балтии и теоретически может играть ту же роль и в «голубом коридоре» Берлин – Санкт-Петербург. Отсюда понятно стремление «Газпрома» использовать данное обстоятельство. Однако страны Балтии пока интереса к идеям «Газпрома» и его зарубежных компаньонов не проявляют. В частности, об этом говорит отсутствие их представителей на данной конференции.


В советское время в Литве, Латвии и Эстонии существовала вполне развитая система использования газомоторного транспорта. Однако из 11 старых газовых АЗС, располагавшихся на их территориях, ни одна в настоящее время не работает. Практически отсутствует и газомоторный транспорт. Его сокращению, по сути, ликвидации, способствовал значительный рост акцизов на данный вид топлива. Тем не менее следует отметить, что в 2008 г. в Вильнюсе была построена крупная газозаправочная станция, в течение последующих 10 лет планируется поострить ещё девять, но, видимо, заметного увеличения количества газомоторного транспорта ожидать не следует.


Во многом по сути негативное отношение к новой инициативе «Газпрома» связано с общей политикой стран Балтии в сфере диверсификации газовых поставок. Немаловажную роль здесь играет весьма реальная перспектива строительства в Литве морского терминала по приёму сжиженного природного газа (СПГ).


Получения «Газпромом» каких-либо значимых доходов от реализации КПГ в странах Балтии ожидать не приходится – объёмы не те. В то же время можно рассчитывать на использование этого вида топлива, транзитным транспортом в рамках создания «голубого коридора», проходящего по территории этих стран. Однако, чтобы привлечь эти страны к такому проекту, нужна их прямая заинтересованность.


В этом плане интерес вызвало выступление на конференции представителя автоконцерна «Фольксваген» А. Шмидта о состоянии и перспективах развития автотранспорта в ФРГ. По мнению руководства концерна, в будущем весьма перспективным выглядит использование для всех видов перевозок электромоторного автотранспорта. Однако, до создания и широкого использования таких автомобилей необходимо пройти марафонскую дистанцию. В связи с этим наиболее оптимальным в ближайшее время выглядит создание комбинированных двигателей, работающих на КПГ и бензине. При этом «Фольксваген» уже приступил к реализации битопливных легковых автомобилей. Для того, чтобы популяризировать такой транспорт, в Германии разрабатывают системы индивидуальных заправок, предполагающие возможность подключения автотранспорта к бытовой газовой сети. Транспортный пробег автомобилей, способных работать на бензине и на газе, увеличивается вдвое. Специалисты концерна полагают, что экологической и экономической альтернативы КПГ для двигателей внутреннего сгорания нет.


Проблема развития газомоторного транспорта решается и в РФ. Однако общепризнано, что для легкового автотранспорта в настоящее время наиболее популярными являются заграничные газобаллонные установки. Отечественные разработчики более сосредоточены на создании таких установок для тяжёлого грузового автотранспорта. Смогут ли они конкурировать с зарубежными аналогами, покажет время. Однако автопроизводители для решения этой проблемы рассчитывают на помощь государства. Видимо, без участия государства и инвестиций крупных кампаний нефтегазовой отрасли процесс развития массового использования газомоторного транспорта в экономике страны может затянуться.