Украина. Русский язык — второй государственный?

Аналитика
18 марта агентство УНИАН сообщило о заявлении Президента Украины Виктора Януковича о том, что русскому языку придадут статус второго государственного. Комментарий руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ, доктора исторических наук Т.С. Гузенковой.

Т.С. Гузенкова

доктор исторических наук, 

Руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ

Заявление Януковича о том, что правящая партия собирается сделать русский язык вторым государственным, является для Украины одновременно и актуальным, и тривиальным событием, ведь практически все президенты и пропрезидентские силы, начиная с Леонида Кучмы, с приближением избирательной кампании, говорили практически то же самое. Это история не нова и, к сожалению, как правило, имеет одинаково печальный конец.

Основание для определенного недоверия и изрядной доли скепсиса есть и на этот раз. Ведь с одной стороны — приближаются парламентские выборы, и президенту очень хочется, чтобы правящая Партия регионов, на которую он опирается, получила максимальное количество голосов в парламенте и смогла сформировать самостоятельно либо в коалиции с другими политическими силами парламентское большинство, по аналогии с предыдущими периодами. Янукович рассчитывает, что это обещание в очередной раз сработает на Востоке и на Юге Украины, сохранив и, может быть, даже расширив тем самым электоральную базу Партии регионов. Помимо этого в заявлении президента Украины прослеживается и желание осуществить политический маневр по примеру некоторых своих соседей. Речь идет о проведении референдума по языку в Латвии и его результаты.

На недавнем референдуме в Латвии тоже был поставлен вопрос о русском языке как о втором государственном. Но как мы знаем большинство граждан Латвии проголосовали против. Эксперты с самого начала предрекали такой результат. Было понятно, что в Латвии, несмотря на то, что очень большое количество людей говорит на русском языке и многие считают его своим родным языком, референдальная база явно не достаточна. И связано это с проблемой гражданства как раз русских и русскоговорящих жителей страны, так как они ущемлены в своих избирательных правах и не имеют права голосовать.

А вот правящая коалиция латышского парламента и правительства формально, подчеркиваю, только формально оказалась в выигрыше , потому что она предоставила возможность волеизъявления народу, но только потому, что была заранее уверена в результатах. В итоге, правительство продемонстрировало по сути дела псевдодемократизм, позволивший надолго закрыть проблему русского языка в Латвии.

Видимо, украинская правящая элита обдумывает и этот ход. Когда Партия регионов во главе с В. Януковичем шла к власти в 2010 году, одним из обещаний было сделать русский язык государственным. После победы Партии регионов вопрос о статусе русского языка как второго государственного стал отходить на задний план. Объясняя свое бездействие, или, по крайней мере, пассивность, правящее большинство оправдывалось тем, что она не имеет конституционного парламентского большинства, следовательно, не сможет набрать 300 голосов. Государственный язык – это конституционная норма, требующая такого большинства для изменения соответствующих статей в основном законе. Власти в свое время пообещали провести законодательную реформу, которая позволила бы русскому языку повысить свой статус в качестве регионального.

Время показало, что в полной мере эти обещания не выполнены. Законодательная норма не заработала, хотя и были какие-то послабления в этом смысле. Русский язык не приобрел полноценную правовую опору. В связи с этим, правящей партии нужны более яркие, значимые, более монументальные обещания по "языковому" вопросу, главным образом для того, что бы подбодрить свой электорат.

И в этом смысле, конечно же, могут быть определённые игры в парламенте. Будут разговоры о том, набирается ли триста голосов для конституционных преобразований статуса русского языка. Но надо учесть, что в последние годы, анализ итогов выборов и реакции населения на ряд политических и гуманитарных вопросов свидетельствует что, украинский Центр — а он имеет очень большое значение в электоральном отношении — по сути дела сомкнулся с украинским Западом. И, скорее всего, что западные, центральные и частично восточные регионы, которые примыкают к Центру, например, Днепропетровская область, проголосуют против. Вполне возможно, что это будет референдальным основанием для правящей партии сказать, что "мы так хотели сделать русский язык вторым государственным, но референдум показал, что большинство выступает против".

А если большинство проголосует "за", то здесь тоже много будет возможностей для проволочек введения этого новшества. Не следует забывать, что референдумы имеют статус рекомендательной меры, а не законодательной нормы, их результаты не могут быть немедленно имплементированы в национальное законодательство. За референдумом стоит очень сложный и очень долгий механизм, изменяющий правовые и конституционные нормы.

Поэтому заявление Януковича о русском языке в качестве второго государственного, свидетельствует о том, что приближаются выборы, что Партия регионов чувствует себя не вполне уверенно без обещаний укреплений позиций русского языка, потому что экономическая ситуация сложна, реформы практически не идут, и в государстве появилось много недовольных. Эта игра с русским языком будет сочетаться с попытками правительства изо всех сил сохранять популистские направления своей политики, например, выступать против требований МВФ о повышении тарифов для населения на газ, а также в сфере ЖКХ.

Но, с моей точки зрения, если серьёзные политики собираются оставаться у руля в своей стране надолго, они должны как следует думать перед использованием такой риторики. Ведь если это ещё раз останется на уровне предвыборных обещаний, после которых ничего не произойдёт, это поставит крест на данной политической силе, а её место займёт кто-то другой.

Подобное заявление может быть связано также с тяжёлыми и практически бесплодными переговорами по газовому вопросу. Это можно рассматривать как некий реверанс в сторону России. Но такое высказывание вряд ли поможет украинскому правительству, потому что период "просто обещаний", за которые хочется получить какие-то совершенно конкретные преференции, выраженные многонулевыми цифрами денежных сумм, давно ушел в прошлое. Одно дело обещать, другое — сделать.

Украинское правительство оказалось в ловушке, так как опасается резкого ухудшения своего внешнеполитического курса как на Западе, так и на Востоке. Им приходится обещать и тем, и другим, и очень мало выполнять и в том, и в другом направлении. Я думаю, что переговоры по газовой тематике (по разным причинам) напрямую не связаны с гуманитарной сферой, гораздо больше они имеют выход на расширение возможностей закрепления российского бизнеса на Украине.

Ясно, что заявление Януковича — сигнал российскому руководству, декларация о намерениях, имеющая целью создать более благоприятный фон в переговорах и большой аванс своим русскоговорящим гражданам. Но насколько это серьезное намерение и собирается ли его правящая партия выполнять – покажет самое ближайшее будущее.