Россия и Таджикистан: взгляд российского аналитика на главное событие октября

Мы в СМИ
Россия не списала долги Таджикистана. Зато поможет ему бороться с наркотиками. Комментарий руководителя Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ Дмитрия Попова для портала Pressa.tj.

Дмитрий Попов, кандидат юридических наук,

руководитель Уральского регионального информационно аналитического центра РИСИ (Екатеринбург)

Душанбе, 1 ноября. Pressa.tj - Россия не списала долги Таджикистана. Зато поможет ему бороться с наркотиками.

Визит Владимира Путина в Душанбе (4-5 октября) совпал с юбилеем президента Таджикистана Эмомали Рахмона, что некоторые расценили как демонстрацию особого характера отношений между двумя странами. Однако результаты визита говорят об особом отношении Москвы прежде всего к своим собственным интересам.

Ключевым стало соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы (РВБ) на территории РТ. 201-я РВБ останется здесь до 2042 года с возможностью продления на последующие пятилетние периоды. За это Россия обязуется переоснастить вооруженные силы республики и обеспечить подготовку кадров для таджикской армии.

Кроме того, военнослужащие базы и члены их семей приравниваются по своему статусу к административному персоналу посольства - подобным статусом пользуется персонал натовского транзитного центра «Ганси» в Киргизии.

Если вспомнить недавние публикации СМИ, утверждавшие, что между Москвой и Душанбе есть противоречия по вопросу продления мандата 201-й базы (в частности, сообщалось о требованиях таджикской стороны установить арендную плату 250 млн. долларов в год), нынешняя схема «база в обмен на военно-техническое сотрудничество» для России более чем приемлема. Причем помимо чисто материальных, новое соглашение имеет ряд геополитических выгод.

Прежде всего, сохранен крупнейший военный объект России за рубежом (точнее, группа объектов, размещенных в трех таджикских городах - Душанбе, Кулябе, Курган-Тюбе), который вместе с авиабазой ОДКБ «Кант» в Киргизии является военным форпостом России на южных окраинах СНГ. В условиях неопределенности, связанной с будущим Афганистана, его значение будет возрастать. Скорее всего, именно это обстоятельство подтолкнуло руководство республики к подписанию соглашения. Было бы неправильно трактовать новое соглашение в части перевооружения таджикской армии как шаг, направленный против Узбекистана. Главное для России - это купировать потенциальные угрозы, исходящие из Афганистана. И хотя сейчас много говорят «об усилении западного крена» в политике Ташкента, где как раз во время визита Путина в Душанбе находилась делегация из 17 американских генералов и адмиралов, и о неком расколе региона на два сектора - проамериканский (Узбекистан) и пророссийский (Киргизия, Таджикистан), подобные заявления выглядят преждевременными.

Во-первых, и Киргизия, и Таджикистан, урегулировав многие важные вопросы взаимоотношений с Россией, будут и в дальнейшем придерживаться политики лавирования между Москвой, Пекином и Вашингтоном - к этому их вынуждает как слабость государственных институтов и экономики, так и внешнеполитическая конъюнктура.

Во-вторых, есть предел сближения Ислама Каримова с Западом. Вопрос сохранения власти для узбекского президента в условиях сокращения натовского контингента в Афганистане по-прежнему актуален. Скорее всего, Ташкент не войдет в сферу исключительного влияния США, а постарается, как и раньше, сохранить баланс сил крупных игроков. Так что в скором времени не исключен еще один центрально-азиатский визит Путина - на этот раз в Узбекистан.

Другим весомым результатом октябрьских переговоров в Душанбе стало подписание соглашения между ФСКН России и Агентством по контролю наркотиков (АКН) при президенте Таджикистана. Российская сторона выделит АКН помощь в размере 5 млн. долларов и примет активное участие в подготовке кадров. Важно иметь в виду, что соглашение отражает обострившуюся борьбу за лидерство в вопросах противодействия наркотрафику, которую негласно ведут в регионе Россия и США. АКН создано в 1999 году при посредничестве Соединенных Штатов, которые до 2002 года содействовали институциональному становлению агентства, а затем поддерживали его через поставки оборудования для программы обучения персонала. Несмотря на это, АКН до сих пор остается изолированной от других госструктур службой, практически полностью зависящей от ежегодных внешних вливаний.

В июне 2011 года Вашингтон предложил профинансировать создание под собственным патронажем специальных и оперативно-розыскных подразделений для борьбы с наркотиками в каждой из пяти республик региона. Таким образом, американцы, имеющие источник производства героина и опия на подконтрольной территории, пытаются отодвинуть фронт борьбы с наркотиками поближе к границам России. Это в корне противоречит позиции Москвы, настаивающей на уничтожении посевов опиумного мака в самом Афганистане. А учитывая незаинтересованность Америки в ослаблении наркоагрессии против России, можно предположить, что конкуренция за статус главного борца с наркотрафиком будет обостряться.

Что же касается таджикской стороны, то для нее наиболее важными оказались два меморандума - о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов и в вопросах миграции.

Согласно первому из них, Россия будет поставлять в Таджикистан ГСМ в объемах внутреннего потребления без взимания экспортных пошлин. Министерствам энергетики двух стран поручено рассчитать топливный баланс республики, чтобы исключить возможность реэкспорта российских нефтепродуктов в третьи страны (собственно такой реэкспорт ранее явился одной из причин введения Москвой вывозных пошлин). По информации некоторых СМИ, Таджикистан запросил у России 1 млн. тонн беспошлинных ГСМ в год. При средней пошлине на различные виды светлых нефтепродуктов 288 долларов за тонну (данные на июль 2012 года) это означает прямую поддержку таджикской экономики в размере 288 млн долларов.

В реальности, конечно, эта цифра будет меньше, поскольку Душанбе запросил объем с внушительным запасом (в 2011 году республика, по официальным данным, потребила не более 450 тыс. тонн). Кроме того, помимо России, на которую в прошлом году приходилось более 80% рынка, топливо в Таджикистан поставляют Туркменистан и Казахстан. Снижение стоимости российских нефтепродуктов будет иметь и ощутимый косвенный эффект в виде замедления инфляции в Таджикистане, темпы роста которой в последние месяцы были одними из самых высоких в СНГ. Межправительственное соглашение по ГСМ предположительно будет подписано до 1 ноября 2012 года, а поставки горючего в Таджикистан по новым правилам начнутся уже в 2013 году.

Энергетический сектор по-прежнему остается локомотивом торгово-экономического сотрудничества двух стран. В 2011 году Россия инвестировала в экономику Таджикистана 133,6 млн долларов, значительную часть этой суммы составили затраты «Газпрома», ведущего в республике разведку газа. По состоянию на 2011 год накопленные прямые инвестиции России в Таджикистан оценивались в 1,2 млрд долларов, причем самая крупная сделка была связана со строительством Сангтудинской ГЭС-1 стоимостью более 16 млрд. рублей. Ни одна другая страна пока не готова вкладывать в Таджикистан больше, включая Китай, предпочитающий давать деньги в долг. На январь 2012 года задолженность республики перед Пекином составила уже 878,5 млн. долларов или более 40% всего внешнего долга страны.

Кстати, именно с энергетикой были связаны несколько завышенные ожидания и последующее разочарование таджикского истеблишмента. Во-первых, за скобки официального визита Путина была вынесена тема российской поддержки проекта крупной Рогунской ГЭС - в отличие от вопроса Камбаратинской ГЭС в Киргизии (находящийся ниже по течению Узбекистан возражает против обоих объектов). Вместо этого Москва изучает возможность строительства в Таджикистане нескольких средних ГЭС на внутренних реках. Но реализация этих проектов упирается в 62,5 млн. долларов долга, накопленного Душанбе за поставки электроэнергии Сангтудинской ГЭС-1. К слову, после недавнего списания почти 200 млн. долларов киргизского долга, многие надеялись, что Москва сделает такой же широкий жест и в отношении Таджикистана, чего, однако, не произошло.

Другой подписанный в Душанбе меморандум предусматривает послабление миграционного режима для граждан РТ. Предполагается увеличить срок их постановки на учет в России с 7 до 15 дней, а срок действия разрешения на работу с 1,5 до 3 лет (интересно при этом, что граждане России имеют право находиться без регистрации на территории Таджикистана только три дня). Соглашение по миграционным вопросам планируется согласовать и подписать в 2013 году.

Напомним, в России работают 1,130 млн. граждан Таджикистана, которые в 2011 году перечислили на родину около 3 млрд. долларов, т.е. почти 50% ВВП. Как показал экспресс-опрос, проведенный медиакомпанией Tajinfo сразу после визита Владимира Путина в Душанбе, 93% респондентов-таджиков в России одобряют достигнутые договоренности, 5,1% считают, что они останутся только на бумаге, и лишь 2% относятся к ним безразлично.

Проблемы пошлин на импорт и движения рабочей силы могут быть окончательно решены для Таджикистана в рамках механизмов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

 Источник: Pressa.tj